Рабочая программа творческого объединения для дошкольников Lego-Wedo








Рабочая программа

творческого объединения «Lego-Wedo»
для дошкольников
(старшая, подготовительная группы)





Составитель: Негадова О.П.,
учитель начальных классов I КК

Пояснительная записка
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Рабочая программа составлена на основе УМК :
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.;
Договора о сетевом сотрудничестве между участниками сетевого взаимодкействия Борисоглебского городского округа от 1 сентября 2015 года;
Плана совместной работы МКДОУ БГО Борисоглебского д/с №7 комбинированного вида и МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» по вопросам преемственности на 2015-2016 уч.год.;
Книги для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo (LEGO Education WeDo).
Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя  ЛЕГО - технологии.
        Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Кубики ЛЕГО используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.
В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике ЛЕГО, виртуальному компьютерному дизайну и т.д.
И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности ЛЕГО, надо сказать, что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.
Основной идеей обучению «Лего», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.
Цель: формирование основ инженерно - конструкторской мысли детей старшего дошкольного возраста
Задачи: 1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
3. Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек. 4. Закреплять знания детей об окружающем мире.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
6. Выявить одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности и обеспечить дальнейшее развитие.
Место объединения в учебном процессе.
Объединение включает: одно занятие в неделю, Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий: Продолжительность занятий: 35 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Посещают занятия дети старшей и подготовительной группы.
Требования к уровню подготовки
     В результате изучения данного объединения  дошкольники получат возможность формирования
личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с педагогом и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами  являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами  являются формирование следующих знаний и умений:
В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:
основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
конструировать по образцу;
с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
Новизна:
Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Результаты:
В ходе образовательной деятельности  дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур,  ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.  Свои замыслы и проекты моделей дети создают в виртуальном  конструкторе  ЛЕГО
 

Содержание программы ( 34 часа)

Правила и приёмы безопасной работы с конструктором. Знакомство с элементами конструктора.


Знакомство с деталями Лего. Игровая деятельность с конструктором.



Исследователи кирпичиков.Форма и размер деталей. Варианты скреплений



Путешествие по Лего-стране. Виды крепежа. Исследование цвета.




Исследователи формочек. Различные формы деталей. Словарь Лего



Мой любимый цветок. Плоскостное моделирование



Мостик через речку


Мы построим дом


Старинные замки



Беседка


Транспортное моделирование. Беседы о видах и назначении транспорта



Транспортное моделирование. Колёса, колёсная ось (правила сборки)



Транспортное моделирование. Построение транспорта по схемам



Конструирование по образцу. Улица полна неожиданностей (ПДД)



Конструирование по образцу. Военная техника




Конструирование по образцу. Воздушный транспорт



Конструирование по образцу. Железнодорожный транспорт



Зоопарк


Модель «Слон».


Модель «Верблюд».


Модель «Голодныи
· аллигатор». Сборка модели.


Составление программы. Тестирование модели.


Модель «Рычащий лев». Сборка модели.


Составление программы. Тестирование модели.


Модель «Порхающая птица». Сборка модели.


Ракета, космонавты


Робот


Модель «Танцующие птицы». Сборка модели.


Составление программы. Тестирование модели.


Модель «Умная вертушка». Сборка модели.


Составление программы. Тестирование модели.


Модель «Обезьянка-барабанщица». Сборка модели.


Составление программы. Тестирование модели.


Итоговое мероприятие
Конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению»



Средства контроля
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: тестирование; практические работы; творческие работы; самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Учебно-методические средства обучения
Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.
Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.
Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.

5. Список сайтов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Календарно-тематический план Негадовой О.П.
Творческое объединение «Lego-Wedo» (36 часов)

Наименование разделов, тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Планируемые результаты (УУД)
Формы контроля

Учебная неделя
Дата
проведения
Примечание


Правила и приёмы безопасной работы с конструктором. Знакомство с элементами конструктора.
1
Повторяют правила работы с конструктом



Личностные УУД:
Узнают:
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
Научатся:
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
-быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.




Метапредметные УУД:
Знать:
- возможности и роль математики в познании окружающего мира, понимать математику как часть общечеловеческой культуры.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Уметь:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителей и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию.
Применять:
полученные сведения о математике в других областях знаний;
- приемы сравнения и классификации по заданным критериям;
-умение устанавливать аналогии;
- речевые средства для решения различных коммуникативных задач.



Предметные УУД:
Знать:
- общие приемы и способы решения логических задач;
- отличительные математические признаки объектов;
- необходимые сведения о геометрических телах и геометрических фигурах;
- необходимую математическую терминологию.
Уметь:
- обнаруживать модели геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем;
анализировать и разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины;
планировать ход решения задачи, выполнять задания на измерения, построения;
находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе;
проводить исследования предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности;
выступать перед публикой, зрителями.
самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания


Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.

текущий
1.09-5.09




Знакомство с деталями Лего. Игровая деятельность с конструктором.

1
Повторяют все механизмы и детали конструктора

групповой
7.09-11.09




Исследователи кирпичиков
Форма и размер деталей
Варианты скреплений

1
Продолжение знакомства с Лего.


текущий
14.09-18.09




Путешествие по Лего-стране.
Виды крепежа
Исследование цвета.

1
Конструирование на свободную тему


фронтальный
21.09-26.09





Исследователи формочек
Различные формы деталей
Словарь Лего

1
Конструирование на свободную тему


текущий
28.09-3.10




Мой любимый цветок
Плоскостное моделирование

1
Конструирование на свободную тему


групповой
5.10-10.10




Мостик через речку
1
Показать   новые детали.
Учить   строить мостик.
Развивать   мелкую моторику рук и навыки конструирования.
Учить   доводить дело до конца.
Развивать   терпение

текущий
12.10-17.10




Мы построим дом
1
Показать   новые детали.
Познакомить с новым понятием «архитектура»
Учить   строить дом.
Развивать   мелкую моторику рук и навыки конструирования.
Учить   доводить дело до конца.
Развивать   терпение

фронтальный
19.10-24.10




Старинные замки

1
Учить   строить дом.
Развивать   мелкую моторику рук и навыки конструирования.
Учить   доводить дело до конца.
Развивать   терпение

групповой
26.10-31.10





Беседка
1
Закреплять представления о назначении и   строении беседок, об их частях (крыша,   колонны). Учить строить беседку.


9.11-14.11





Транспортное моделирование
Беседы о видах и назначении транспорта

1
Самостоятельное проектирование
Игры с моделями транспорта


текущий
16.11-21.11




Транспортное моделирование
Колёса, колёсная ось (правила сборки)

1
Самостоятельное проектирование
Игры с моделями транспорта


Самоконтроль
23.11-28..11




Транспортное моделирование
Построение транспорта по схемам

1
Самостоятельное проектирование
Игры с моделями транспорта


фронтальный
30.11.-5.12




Конструирование по образцу
Улица полна неожиданностей (ПДД)

1
Самостоятельное проектирование
Игры с моделями транспорта


текущий
7.12-12.12




Конструирование по образцу
Военная техника


1
Самостоятельное проектирование
Игры с моделями транспорта


текущий
14.12-19.12




Конструирование по образцу
Воздушный транспорт

1
Самостоятельное проектирование
Игры с моделями транспорта



21.12-26.12




Конструирование по образцу
Железнодорожный транспорт

1
Самостоятельное проектирование
Игры с моделями транспорта


групповой





Зоопарк
1
Закреплять   представления о многообразии животного мира.
Учить   видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их   функциональное назначение.
Развивать   способность анализировать, делать выводы.







Модель «Слон».
1
Продолжать   знакомить с обитателями зоопарка.
Учить   строить животных (Слона и верблюда) из   лего – конструктора.
Развивать   творческие навыки, терпение.
Воспитывать   заботливое отношение к животным.







Модель «Верблюд».
1
Продолжать   знакомить с обитателями зоопарка.
Учить   строить животных (Слона и верблюда) из   лего – конструктора.
Развивать   творческие навыки, терпение.
Воспитывать   заботливое отношение к животным.

групповой





Модель «Голодныи
· аллигатор». Сборка модели.
1
Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать
с цифровыми инструментами и технологическими схемами.

групповой





Составление программы. Тестирование модели.
1
Построение модели аллигатора и ее испытание.
Усложнение поведения за счет установки на модель датчика расстояния и синхронизации
звука с движением модели.

текущий





Модель «Рычащий лев». Сборка модели.
1
Создание и испытание движущейся модели льва.
Усложнение поведения путем добавления датчика наклона и программирования
воспроизведения звуков синхронно с движениями льва

фронтальный





Составление программы. Тестирование модели.
1
Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать
с цифровыми инструментами и технологическими схемами.







Модель «Порхающая птица». Сборка модели.
1








Ракета, космонавты
1
Рассказать о первом космонавте нашей   страны.
Учить строить ракету из лего-   конструктора.
Закреплять знания детей об окружающем   мире.
Воспитывать любознательность.

групповой





Робот
1
Познакомить с игрушкой робот.
Учить строить робота из лего –   конструктора.
Развивать творческую активность, мелкую моторику рук.

текущий





Модель «Танцующие птицы». Сборка модели.
1
Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать
с цифровыми инструментами и технологическими схемами.

фронтальный





Составление программы. Тестирование модели.
1








Модель «Умная вертушка». Сборка модели.
1
Создание и испытание модели «Умная вертушка»







Составление программы. Тестирование модели.
1


групповой





Модель «Обезьянка-барабанщица». Сборка модели.
1
Создание и испытание модели барабанящей обезьянки.


текущий





Составление программы. Тестирование модели.
1


фронтальный





Итоговое мероприятие
Конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению»

1







Итого: 34 ч






15