Инновационный подход к интегрированным урокам. Знакомство с формами интеграции.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИНТЕГРИРОВАННЫМ УРОКАМ.
ЗНАКОМСТВО С ФОРМАМИ ИНТЕГРАЦИИ.
Составила:Гептинг Л.К.
Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.
Ян Амос Коменский
Урок – это часть жизни ребенка и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это “кусок истории личностной судьбы ребёнка”.
  Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно-технического прогресса.Но процесс обучения во многих случаях не только не способствует, но и тормозит полноценное развитие личности ребенка и усвоение им определенного социального опыта.
Возникают противоречия между возрастающими познавательными потребностями младших школьников и реальными условиями.
Причины:
Физиологическая и физическая неготовность детей младшего возраста к зрелому восприятию социального опыта.
Перенасыщение детей информации разного уровня сложности и направленности.
Огромные перегрузки учебными предметами в школе.
Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку.
В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний о природе и обществе. Особо актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.        Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
-Интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
-Интеграция – важное условие реализации познавательных потребностей младших школьников, развития личностных качеств учащихся в целом.
-Интеграция – это глубокое взаимопроникновение. Слияние насколько это возможно в одном материале обобщённых в той или иной области тем.
Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
-Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин. -Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания. -Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора. -Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность. -Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Основание интеграции: мир един, он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множество других.
Цель интеграции: заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития.
Суть интеграции: создание у школьников целостного представления об окружающем мире, нахождение общей платформы сближения предметных знаний.
Признаки интеграции:
Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов.
Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов.
Интеграционный процесс имеет свою логико-содержательную основу.
Интеграционный процесс имеет свою структуру.
Интеграция имеет педагогическую целесообразность и относительную самостоятельность.
Уровни интеграции содержания учебного материала:
внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных
учебных предметов;
межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Условия интеграции предметов:
Объекты исследования должны либо совпадать, либо быть достаточно близкими.
В интегрированных учебных предметах используются одинаковые методы исследования.
Интегрированные учебные предметы строятся на общих теоретических концепциях и общих закономерностях.
Интеграция предметов:

литературного чтения и русского языка;
литературного чтения и музыки;
математики и технологии;
математики и ознакомления с окружающим миром;
ознакомления с окружающим миром и изобразительного искусства;
ознакомления с окружающим миром и технологии;
ознакомления с окружающим миром и физической культуры;
изобразительного искусства и технологии.

-интеграция русского языка с познанием мира
В качестве методов, используемых на таких уроках и осуществляющих интегральный подход, выступают:
- эвристические беседы;
- экскурсии;
- творческие работы по развитию речи, написание их по материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского языка, так и на природоведении;
- словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний;
- написание диктантов, изложений природоведческого содержания.

-интеграция русского языка и музыки;
-интеграция чтения и природоведения в начальных классах;
-возможности интеграции чтения, изобразительного искусства и музыки;

Если использовать интеграцию учебных предметов в обучении, то у учащихся сформируется активная учебно-познавательная деятельность, и интегрирование будет способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Введение интеграции предметов в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций
Основа интеграции - теория межпредметных связей.
Три вида межпредметных связей:
-операционно-деятельностные связи (связи на основе учебно- познавательной деятельности и умений учащихся в обучении)
-содержательно-информационные связи (связи на основе содержания знаний)
-организационно-методические связи (связи на основе тех или иных методов и организационных форм)
Формы организации образовательного процесса на основе интеграции:
Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания).
Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются . Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом
Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность.
Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе
Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия, дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.
Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира.
1.Интегрированные курсы.
2.Интегрированные кроки.
Интегрированный урок – это:
-междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.
-урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал нескольких предметов.
Такой урок имеет ряд преимуществ:
1) способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств за счет включения интересного материала;
2) позволяет с различных сторон познавать изучаемые объекты и явления.
Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся, способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждает их к обобщению знаний.
В основе интегрированных уроков - близость содержания, логическая взаимосвязь, разнообразие методов и приёмов.
Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач.Они не должны носить искусственный характер, а должны способствовать пониманию сущности изученных понятий и явлений.
Что необходимо при планировании интегрированного урока?
1.Проанализировать программу, выделяя основные темы
2. Определить ведущие положения темы ( понятия, признаки, связи и зависимости между ними)
3. Сделать анализ программ учебных предметов, на основе которых будет осуществляться интеграция.
4.В рассматриваемых программах выделить родственные темы.
5. Выбрать ту часть материала интегрируемых предметов, которые отражают ведущую тему.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Немного обо всем. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники.
  Интегрированные уроки нельзя проводить часто, они теряют новизну и интерес, требуют от учителя большой подготовки.
Методические пути:
Создание проблемной ситуации.
Беседы с выявлением знаний из смежных дисциплин.
Домашние индивидуальные и групповые задания.
Разрешение вопросов разного характера, возникших при чтении литературы.

Интеграция не должна заменять обучение классическим учебным дисциплинам.
Интеграция должна лишь способствовать соединению знаний в единую систему.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, – очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.
Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного чело-
века, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющееся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Результат интегрированного обучения:
-повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
-в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
-в эмоциональном развитии учащихся, основанного на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
-в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
-во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям.
Личность стоит на первом месте как в социальном так и в учебном пространстве, поэтому необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Проблема интеграции и пути её реализации по-прежнему актуальна и необходима в теории и практике современной школы.

15