Урок по изобразительному искусству для 5 класса «Русские народные промыслы»


МКОУ Шиткинская СОШ
Урок по изобразительному искусству для 5 класса
«Русские народные промыслы»
Разработку выполнила
учитель изобразительного искусства
Котоман Виктория Александровна
План - конспект открытого урока
по изобразительному искусству
Класс: 5
Дата: 19.04.2013 год
Время: 45 минут
Форма: урок – игра
Тема: Русские народные промыслы (закрепление)
Цель: закрепить представление о народных промыслах, опираясь на опыт учащихся, её видах, традициях формы и росписи.
Задачи:
Образовательная - систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народным промыслами.Познавательная - развитие умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных промыслов, закрепление навыков в цвете.Воспитательная - формирование интереса к русским народным промыслам России, эстетического вкуса и аккуратности в работе.Оборудование: компьютер, диск с видео – слайдом на тему «Русские народные промыслы», иллюстрации народных промыслов. На столах раздаточный материал с элементами художественных промыслов, таблички с названиями народных промыслов, картинки – пазлы, лото «Народные промыслы».
Материалы: гуашь, кисти, альбомы, цветные карандаши, цветные мелки, простые карандаши, ластик.Ход урока
Организационный момент. Организация рабочего места, учащиеся рассаживаются по группам.
Учитель:
Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.
Закрепление знаний.
На сегодняшнем уроке мы закрепим знания о народных промыслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.Просмотр слайд - шоу напомнит вам виды и особенности народных промыслов, с которыми мы познакомились на предыдущих занятиях.Через компьютер учитель демонстрирует слайд - шоу « Русские народные промыслы». Сейчас мы послушаем выступление учащихся каждой группы
Каждая группа представляет свой народный промысел.
1- ученик
В Дымково есть мастера,
Глиной заняты с утра.Лепят барынь расписных
И зверушек озорных.
Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, близ города Вятка. Из местной глины, перемешанной с мелким речным песком, мастера лепили игрушки. Поначалу это были свистульки, которые использовали во время гуляний, позже стали появляться и другие игрушки.
Фигурки лепили по частям, а затем отдельные детали собирали, сглаживая все неровности жидкой глиной. Изделия сушили и обжигали в печах, белили мелом, разведённым молоком, а потом расписывали палочками и перьями, используя яркие краски: красную, желтую, синюю, зелёную. В настоящее время игрушки расписывают тонкими кистями и украшают ромбами и линиями из золота. Дымковские игрушки очень простые и весёлые: барашки в шароварах, олени с золотыми рожками, петухи с размалёванными перьями, медведи с балалайками, няньки с малышами, барышни под зонтиками, кавалеры с гармошками. Иногда игрушки изображают бытовые сцены: чаепитие, пляска и так далее. И всё так празднично, красиво!
Дымковские игрушки находятся во многих музеях России и за рубежом. В городе Кирове существует музей дымковской игрушки. А в центре города сооружён памятник – скульптурная группа «Семья» в стиле дымковской игрушки.
2-ученик
Едет в город Городец
Покупать товар купец:
Разрисованные прялки,
Люльки, доски и качалки.
Городецкая роспись – русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. Местные мастера украшали росписью мебель и предметы быта. А началось всё с обыкновенных прялок, которые городецкие мастера превращали в необыкновенные. Прялка была необходимым предметом русского быта и передавалась по наследству. На донце прялок (донце – это сидение прялки, его можно было снимать и вешать на стену) делали украшения. Из дерева тёмной породы, чёрного дуба, вырезали различные фигурки коней, птиц, людей, собачек и вставляли их в светлые донца прялок. Получалось нарядно и красиво. Потом городецкие мастера стали украшать и другие предметы мебели и домашней утвари. Вокруг тёмных деревянных фигурок они стали рисовать яркие цветы. Ещё позже тёмные фигурки перестали вырезать из дерева, их стали рисовать чёрной краской.\ В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символа счастья. В настоящее время на фабрике «Городецкой росписи» опытные мастера учат искусству городецкой росписи молодых художников.
3-ученик
Каргопольские игрушки,
Человечки и зверушки,
Разрисованы красиво.
Малым детушкам на диво!
Каргопольская игрушка – русский народный промысел, возникший в давние времена близ северного города Каргополя Архангельской области. Летом каргопольские крестьяне занимались сельским хозяйством, а зимой – гончарным делом. Глину готовили особым образом: сначала просушивали в печи, затем толкли, заливали кипятком и настаивали два дня, потом разминали до тех пор, пока она не становилась тягучей. Затем при помощи гончарного круга делали посуду. Из остатков глины лепили игрушки: фигурки людей и животных. Изделия обжигали в печи, а потом обваривали в болтушке из муки. На красной глине появлялись чёрные пятнышки – колечки.
Посуду и игрушки везли на ярмарку в Каргополь. Покупатели охотно приобретали посуду и игрушки для детей. Глиняные игрушки были хрупкими и быстро разбивались. На следующей ярмарке приходилось покупать малышам новые игрушки. Поэтому каргопольские крестьяне старательно лепили игрушки к каждой ярмарке. Появились новые персонажи: Полкан – добрый богатырь с телом генерала и ногами коня; Тяни - толкай – фигурка из двух сросшихся коней, светлый конь тянет к добру, а тёмный конь – к злу.
Современные художники тоже работают в Каргопольском районе. Они стараются сохранить традиции каргопольской игрушки.
Учитель: сейчас мы с вами поиграем коллективно и поработаем индивидуально над рисунком.
Игра картинки – пазлы «Народные промыслы». Учащимся каждой группы нужно собрать картинки – пазлы.
Найти иллюстрации своего промысла. На доску вывешиваются в разброс иллюстрации народных промыслов. Учащиеся из каждой группы находят свои иллюстрации и подписывают первой буквой своей команды.
Дорисовать картинку. На доску вывешиваются листы формата А – 3, где частично изображены рисунки. Учащиеся должны дорисовать орнамент, набросок и подписать цвета, применяемые в данном промысле.
Игра – лото «Народные промыслы». Каждой группе выдается лист с надписями народных промыслов и карточки. Учащимся необходимо правильно расположить карточки на надписи.
Практическая работа. Дорисуй картинку.
Физгимнастика.
Продолжение практической работы.
Анализ урока.
Назовите особенности Дымковской игрушки, Каргопольской игрушки и Городецкой росписи?
Ребята, вам понравился наш урок?
А, что особенно понравилось?
Что нового вы узнали для себя?
Учитель: благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали кое - что новое о народных промыслах, которыми мы гордимся. Награждение учащихся памятными открытками и сладким призом.