Разработка урока по СБО на тему: «Приготовление татарского национального блюда «Кош теле»»


ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VΙΙΙ вида»
Разработка урока
по СБО
на тему:
«Приготовление татарского национального блюда «Кош теле»»

Учитель СБО: Маняпова И. Н.
Цель: продолжить знакомство учащихся с особенностями татарской национальной кухни и научить готовить блюдо «Кош теле».
Задачи:
- научить готовить блюдо по рецепту и подавать его к столу.
-расширить знания и практические умения по приготовлению блюд.
-показать связь изучаемой темы с жизнью.
-формирование трудового и коммуникативных навыков работы в группе, взаимодействия друг с другом.
-формировать сознательное соблюдение правил безопасной работы при выполнении тепловой обработки продуктов.
-развивать любознательность, интереса к татарской национальной кухне.
Методы: выполнение упражнений, рассказ, беседа, практическая работа.
Оборудование: ИКТ, технологические карты (рецептом блюда), иллюстрации блюд, посуда, продукты.
Ход урока
I Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. Отчет дежурного (проверка посещаемости и готовности к уроку).
ІІ. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, хочу проверить, не забыли ли вы алфавит? Вот сейчас и проверим. Давайте выполним задание и вспомним, как называется раздел, который мы с вами изучаем.
Слайд 1
1. Назовите букву, которая стоит перед буквой “Р”. (П)
2. Десятая по счету? (И)
3. Между “С” и “У”. (Т)
4. Первая в алфавите? (А)
5. После буквы “М”. (Н)
6. Перед “Й”. (И)
7. Есть буква с рожками, а есть такая же без рожек? (Е)
ПИ Т А Н И Е
ІІІ. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.
- Ребята, мы продолжаем изучать раздел ПИТАНИЕ.
Слайд 2
- Сегодня на уроке мы будем готовить татарское национальное блюдо «Кош теле».
Тесту татары всегда придавали большое значение, искусно выпекая пироги из кислого (дрожжевого, пресного, простого и сдобного, крутого и жидкого теста). Изделия с начинкой придают татарской кухне особое своеобразие. Наиболее древним и простым пирогом является кыстыбый - комбинация пресного теста с пшенной кашей и с картофельным пюре. Любимым и не менее древним считается бэлиш из пресного теста с начинкой из кусочков жирного мяса (баранины, говядины, гусятины, утятины и пр.) с крупой или картофелем. Его делают больших и малых размеров (вак-бэлиш). К этой же категории кушаний относятся эчпочмак (треугольник), перемяч с начинкой из рубленого мяса с луком. Особой популярностью пользуются пирожки с тыквенной (с добавлением пшена или риса) начинкой. Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подаются к чаю: катлама, коштеле, чэк-чэк и т. д.
Слайд 3
Давайте вспомним, какие татарские национальные изделия вы знаете? (губадия, эчпочмак, беляши, кыстыбы, бэккен, коштеле…).
ІV. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы должны научиться готовить - блюдо «Кош теле».
Итак, тема сегодняшнего урока – Приготовление блюда «Кош теле».
Сообщение цели урока.
А чтобы вспомнить из каких продуктов оно готовится, мы выполним ещё одно задание.
Перед вами лежат карточки с изображением различных продуктов. Вам необходимо вычеркнуть продукты, которые тебе не понадобятся при приготовлении блюда «Кош теле».
Справились?
Слайд 4
Правильное решение спроецировано на экран (ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ) Молодцы!
Остальные продукты нам понадобятся для приготовления нашего блюда. Это: мука, яйца, сахарный песок, соль, сода, растительное масло, сахарная пудра.Теперь мы знаем, из каких продуктов готовится блюдо «кош теле», но еще не знаем, в каком количестве они нам нужны.
Слайд 5
Инструкционная карта для приготовления «Кош теле».
Наименование продукта Количество продуктов Последовательность приготовления Посуда и инвентарь
Мука
Яйца целые
Желток
Сахарный песок
Соль
Сода
Растительное масло
Растительное масло
Сахарная пудра 500 гр2 шт3 шт1ст.л.
¼ ч.л.
1/4 ч.л.
1ст.л.
500 мл.
100 грВзбить яйца, добавить сахар, соль, чайную соду все это перемешать. Добавить муку, замесить тесто
Раскатать тесто в очень тонкий пласт и разрезать его на полоски шириной 3–3,5 см. Затем полоски разрезать на ромбики длиной 4–5 см.
В глубокой посуде разогреть масло, обжаривать тесто до золотистого цвета.
Дать остыть, посыпать сахарной пудрой и подать к столу. Миска, ложка, венчик, стакан, чайная ложка,
глубокая посуда.
Теперь надо вспомнить с чего мы должны начинать приготовление нашего блюда.
Для этого вам придется снова выполнить задание: на ваших карточках перепутаны этапы приготовления блюда, а вам надо внимательно прочитать и выстроить все в логическую цепочку.
Слайд 6
Заполни таблицу. Расставь этапы по порядку
№ этапа Этапы приготовления блюда
Взбить яйца, добавить сахар, соль, чайную соду все это перемешать. Добавить муку, замесить тесто
Раскатать тесто в очень тонкий пласт и разрезать его на полоски шириной 3–3,5 см. Затем полоски разрезать на ромбики длиной 4–5 см.
В глубокой посуде разогреть масло, обжаривать тесто до золотистого цвета
Дать остыть, посыпать сахарной пудрой и подать к столу.
№ этапа Этапы приготовления блюда
Раскатать тесто в очень тонкий пласт и разрезать его на полоски шириной 3–3,5 см. Затем полоски разрезать на ромбики длиной 4–5 см. Взбить яйца, добавить сахар, соль, чайную соду все это перемешать. Добавить муку, замесить тесто
В глубокой посуде разогреть масло, обжаривать тесто до золотистого цвета
Взбить яйца, добавить сахар, соль, чайную соду все это перемешать. Добавить муку, замесить тесто
Дать остыть, посыпать сахарной пудрой и подать к столу.
Проверяем правильность выполнения

V. Подготовка к практической работе.
Повторение техники безопасности
Слайд 6
Правила техники безопасности при пользовании газовыми плитами
Слайд 7
Правила техники безопасности при работе с горячим жиром
Вводный инструктаж к работе.
1.Мытье рук, одевание спецодежды.
2.Подготовка инструментов для работы.
3.Повторение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями, с электроплитами, режущими и колющими инструментами.
4.Повторение правил санитарии при выполнении практической работы.
Правила санитарии.
Следить за личной гигиеной, быть всегда аккуратным и опрятным. Приступая к работе надеть передник и косынку, засучить рукава
Ногти на руках должны быть коротко острижены, руки вымыты с мылом и щеткой, насухо вытерты полотенцем. Во время приготовления пищи следить, чтобы руки всегда были чистые.
Следить за чистотой посуды и инвентаря, за чистотой рабочего места и помещения.
Распределение обязанностей.
Приступайте к выполнению.
VІ. Практическая работа.
Дети выполняют три пункта технологической карты.
Завершение приготовления блюда.
Текущий инструктаж во время практической работы:
1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда
2-ой обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы
3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим детям
Вот и получилось блюдо «Кош теле»
4. Разложить блюдо на тарелки, обсыпать сахарной пудрой, подать на стол.
5. Выполняется сервировка стола.
6. Проводиться дегустация готового блюда.
Заключительный инструктаж
Анализ технологии приготовления блюда.
Отметить активное участие учащихся в приготовлении блюда, оценивание каждого.
Отметить правильность соблюдения техники безопасности, санитарии и гигиены при работе.
Уборка рабочих мест, спецодежды.
VІІ. Закрепление новых знаний и навыков.
Повторение последовательности приготовления блюда.
Закрепление.
Что нового вы узнали на уроке?
Пригодятся ли вам эти знания для самостоятельной жизни в будущем?