Рабочая программа по Обществознанию 7 класс

Департамент образования города Москвы

ГБОУ « Школа № 825»

«Утверждено» «Согласовано» Рассмотрено на заседании МО
Директор Заместитель директора по УР Руководитель МО (название) ____________ Шелухин Ю.Г. _________Андронов Ю.Ю. _________(ФИО)
«___» _августа__ 2015 г. «___» _августа_ 2015 г. «___» __августа___ 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 7 А, Б -1 КЛАССЫ.
2015/16 учебный год
Составлена на основании государственной программы по обществознанию.
1 час в неделю ( 34 часа в год)
Учебник: « Обществознание 7» для общеобразовательных учреждений, под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф., М: Просвещение, 2014.

Учитель: Чиникина И.В.

Пояснительная записка к календарно-тематическому плану.
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе государственной программы (базовый уровень) по Обществознанию для 7класса.
Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:
«Обществознание» 7класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. «Просвещение», 2014 г.
а также дополнительных пособий для учителя: интернет ресурсы
для учащихся: интернет ресурсы.
Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотиенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь . 7 класс. Пособие для учащихся общеобразов. учреждений. «Просвещение», 2013 г.
Настоящий календарно-тематический план учитывает общеобразовательную направленность 7х класса, в котором будет осуществляться учебный процесс согласно программе основного общего образования для учащихся 7х классов.
Согласно действующему в ОУ учебному плану и с учетом направленности классов календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
в 7а, 7б классе общеобразовательная направленность. Предполагается обучение в объеме 34 часов.
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по общезвознанию и с учетом общеобразовательной направленности класса реализуются уровни: в 7а и 7б классе - базисный.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
в 7а и 7б классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает использование печатных дидактических материалов, тестовых материалов.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
материалы с сайтов Департамента Образования г. Москвы, МИОО, НМЦ ЮВАО.
мультимедийные пособия:1.«Обществознание».Практикум. Учебное электронное издание для учащихся 8-11х кл.
2. Кишенкова О.В. Справочные материалы по обществознанию.
Интернет: презентации, дополнительный материал по изучаемым темам, фотодокументы, видеофрагменты, справочные материалы и другие ресурсы. Создание учащимися презентаций по отдельным темам изучаемого курса..
Контрольный лист планирования для журнала

№№
Тема урока
Срок
Дата

1
Введение.
1н. сен.


2
Гл. 1. Регулирование поведения людей в обществе. Что значит жить по правилам. *1
2н.


3
Учимся общаться в Интернете.
3н.


4
Права и обязанности граждан. *2
4н.


5
Учимся пользоваться своими правами.
1н. окт.


6
Почему важно соблюдать законы. *3
2н.


7
Учимся читать и уважать закон.
4н.


8
Защита Отечества. *4
5 н.


9
Учимся быть мужественными.
1 н. ноябрь


10
Для чего нужна дисциплина. *5
2 н.


11
Учимся быть дисциплинированными.
3н.


12
Виновен – отвечай. *6
1 н. декабрь


13
Учимся уважать закон.
2 н.


14
Кто стоит на страже закона. *7
3 н.


15
Учимся защищать свои права.
4н.


16
Практикум.
5н.


17
Гл. 2. Человек в экономических отношениях. Экономика и её основные участники. *8
3н.января.


18
Учимся принимать рациональное решение.
4 н.


19
Мастерство работника. *9
5 н.


20
Учимся секретам профессионального успеха.
1н. февр.


21
Производство: затраты, выручка, прибыль. *10
2н.


22
Учимся прогнозировать успешность.
4н.


23
Виды и формы бизнеса. *11
1н.марта


24
Учимся создавать свой бизнес.
2н.


25
Обмен, торговля, реклама. *12
3н.


26
Учимся быть думающим покупателем.
4 н.


27
Деньги, их функции. *13
1н. апр.


28
Экономика семьи. *14
3н.


29
Практикум.
4н.


30
Гл. 3. Человек и природа. Воздействие человека на природу. *15
1 н.мая.


31
Охранять природу – значит охранять жизнь. *16.
2н.


32
Закон на страже природы. *17 Практикум . Учимся беречь природу.
3н.


33
Итоговая контрольная работа.
4н.


34
Повторительно-обобщающий урок.
5н.




Пояснительная записка к рабочей программе.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 7 класс" под ред. Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. ("Просвещение".2007 год) без изменений и дополнений. Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

Цели
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Основное содержание курса.
Тема 1. Человек среди других людей.
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и с младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика.
Экономика и её роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа.
Человек часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Используемый учебно-методический комплект:
Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М., 2014.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебно-практическое пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М: - Просвещение, 2011.
Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений\Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. под ред. Л.Ф. Ивановой; Рос акад. наук. М.: Просвещение, 2012 год.



урока.
Название урока
§ учебника
Кол-во часов.
Тип урока
Методическое обеспечение
Виды контроля


Введение в курс
Как работать с учебником?
1.
Беседа



Глава I. Человек среди людей. (15 часов)

2-3
Что значить жить по правилам
§1
2
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
разработка урока и презентация
текущий

4-5
Права и обязанности граждан
§2
2
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

6-7
Почему надо соблюдать законы
§3
2
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

8-9
Защита Отечества
§4
2
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

10-11
Для чего нужна дисциплина
§5
2
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

12-13
Виновен – отвечай
§6
2
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
обсуждение результатов

14-15
Кто стоит на страже закона
§7
2
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

16.
Практикум.

1
проверка знаний

обсуждение результатов

Глава II. Человек в экономических отношениях. (13 часов)

17-18.
Экономика и её основные участники
§8
2
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

19.
Мастерство работника
§9
1
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
конспект урока
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

20-21.
Производство: затраты, выручка, прибыль
§10
2
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

22-23.
Виды и формы бизнеса
§11
2
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

24.
Обмен, торговля, реклама
§12
1
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] презентация
текущий

25-26.
Деньги и их функции
§13
2
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

27-28.
Экономика и семья
§14
2
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

29.
Практикум.

1
работа в группах по заданным темам

обсуждение результатов

Глава IV. Человек и природа. ( 4 часа) Итоговая контрольная ( 1 час )

30.
Воздействие человека на природу
§15
1
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

31.
Охранять природу – значит охранять жизнь.
§16
1
комбинированный
Учебник, рабочая тетрадь
текущий

32.
Закон на страже природы. Практикум .
§17
1
комбинированный
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация
текущий

33.
Итоговая контрольная работа.

1
проверка знаний

Тест.

34.
Урок повторения и обобщения материала.

1
работа в группах
по заданным темам.

обсуждение
результатов





Заголовок 1 Заголовок 215