Профилактика речевых расстройств у детей

Профилактика речевых расстройств у детей

Профилактика речевых расстройств базируется на устранении тех причин из жизни ребёнка, которые могут привести к ним

О наследственности: необходима генетическая консультация перед тем,
как родители задумаются о появлении ребёнка на свет (исключить
возможную инвалидность).
Состояние здоровья самих родителей. Курение, употребление алкоголя матерью.
Особенно необходима профилактика в период беременности матери.
Необходимы консультации врачей и соблюдение их рекомендаций.
Исключение стрессовых ситуаций в семье во время беременности.
Сам процесс родов, разумное поведение матери перед родами.
Необходимо следить за ранним развитием ребёнка: любое отставание от нормального хода развития (держит ли головку, ходьба, ползание, появление лепета, речи) должно насторожить.
Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов.
Недопущение ушибов головы, детской инфекции с высокой температурой, охрана органов слуха, от простуд, излишнего шума, своевременное лечение ушных заболеваний.
Предупреждение и лечение рахита (аномалии костной части речевого аппарата), сосания пальцев и подкладывание рук под щеку во время сна (может сформироваться неправильный прикус), раннее прорезывание зубов (кроме их смены) также может быть источником риска.
Своевременные операции по закрытию расщелины в твёрдом нёбе, по подрезанию короткой уздечки.
Охрана голосового аппарата от простуд, голосовой перегрузки.
Охрана нервной системы ребёнка, особенно для предупреждения заикания.
Забота о правильном речевом развитии ребёнка: необходимо благоприятное речевое окружение (как образец, отсутствие речевых нарушений у взрослых), необходимо поощрение лепета.
Воспитание направленности на речь окружающих (часто говорить с ребёнком).
Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, называние предметов, отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов и их немедленное исправление (предъявление правильного варианта слова).
Приучать ребёнка смотреть в лицо во время разговора.
Создание ситуации для необходимости разговора, а не понимать ребёнка с полуслова.
Полное исключение сюсюканья с ребёнком – не поддерживать долго детскую речь.
Занятия ритмикой, музыкой, пением (правильное дыхание, сила голоса).
Развитие тонкой ручной моторики.
Пропаганда логопедических знаний среди родителей.
Своевременное принятие лечебно-профилактических мер, если в этом есть необходимость (не затягивать с лечением).
Устранение неправильного произношения сразу, как только ребёнок перешёл возрастной порог.
Профилактика рецедивов – возвратов речевых расстройств. Недостаточное закрепление результатов логопедического воздействия.
В устранении речевых нарушений особая роль принадлежит семье, работа над речевым дефектом на какой-то момент должна стать образом жизни всей семьи.
Развитие слухового внимания (учить прислушиваться), интонирование речи (громко, тихо).
Профилактика нарушений голоса (хриплость, осиплость голоса).
Воспитание культуры речи в семье, детском саду, школе.