Программа по учебной дисциплине ОДБ.05 Обществознание профессия Контролер банка


Департамент образования и науки Приморского края
СОГЛАСОВАНО
Председатель МК общеобразовательных дисциплин
______________Шпак С.И.
Протокол № 1
от « 9 » сентября 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УПР__________________Яньшина Т.А.
« 9 » сентября 2015 г.
КГБ ПОУ «КМТ»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Профессия: 38.01.03 Контролер банка, 2 г. 10 мес.
Преподаватель:
Рудницкая Л.А.
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих
целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
При освоении профессий СПО социально-экономического профиля профессионального образования обществознание изучается без включения экономики и права.
Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
−− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
−− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
−− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
−− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
−− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
−− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
• предметных:
−− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
−− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
−− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
−− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
−− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
−− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
−− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела Количество часов
Введение 2
1 Человек и общество 53
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества 26
1.2. Общество как сложная система 27
2. Духовная культура человека и общества 55
2.1. Духовная культура личности и общества 18
2.2. Наука и образование в современном мире 18
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры 19
4. Социальные отношения 59
4.1. Социальная роль и стратификация 19
4.2. Социальные нормы и конфликты 20
4.3. Важнейшие социальные общности и группы 20
5. Политика 56
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе 28
5.2. Участники политического процесса 28
Итого 225
Содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение 2 1 Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их
изучения. 2
2 Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. 2
1. Человек и общество 53 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества 1.1.1 Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. 23 2
1.1.2 Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. 2
1.1.3 Основные виды профессиональной деятельности.
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. 2
1.1.4 Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл
человеческой жизни. 2
1.1.5 Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. 2
1.1.6 Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). 2
1.1.7 Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. 2
1.1.8 Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. 2
Практические занятия
Человек, индивид, личность.
Потребности, способности и интересы.
Мировоззрение. Типы мировоззрения. 3 1.2. Общество как сложная система 1.2.1 Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и
элементы общества. 24 2
1.2.2 Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. 2
1.2.3 Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, ндустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. 2
1.2.4 Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. 2
1.2.5 Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). 2
1.2.6 Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его
причины и проявления. 2
1.2.7 Современные войны, их опасность для человечества. 2
1.2.8 Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. 2
Практические занятия
Основные институты общества.
Общество и природа.
Глобализация. 3 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
Индустриальная революция: плюсы и минусы.
Глобальные проблемы человечества. 23 2. Духовная культура человека и общества 55 2.1. Духовная культура личности и общества 2.1.1 Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение вобщественной жизни. 16 2
2.1.2 Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. 2
2.1.3 Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. 2
2.1.4 Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. 2
2.1.5 Этикет. 2
2.1.6 Учреждения культуры. 2
2.1.7 Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. 2
Практические занятия
Духовная культура личности и общества.
Виды культуры. 2 2.2. Наука и образование в современном мире 2.2.1 Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. 16 2
2.2.2 Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. 2
2.2.3 Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. 2
2.2.5 Государственные гарантии в получении образования. 2
2.2.6 Профессиональное образование. 2
Практические занятия
Наука в современном мире.
Роль образования в жизни человека и общества. 2 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры 2.3.1 Мораль. Основные принципы и нормы морали. 16 2
2.3.2 Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. 2
2.3.3 Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. 2
2.3.4 Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. 2
2.3.5 Религиозные объединения Российской Федерации. 2
2.3.6 Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. 2
Практические занятия
Мораль.
Религия.
Искусство. 3
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Современная массовая культура: достижение или деградация?
Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
Кем быть? Проблема выбора профессии.
Современные религии.
Роль искусства в обществе. 23 3. Социальные отношения 59 3.1. Социальная роль и стратификация 3.1.1 Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. 17 2
3.1.2 Социальная стратификация. 2
3.1.3 Социальная мобильность. 2
3.1.4 Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. 2
3.1.5 Престижность профессиональной деятельности. 2
Практические занятия
Социальная стратификация.
Социальная стратификация в современной России. 2 3.2. Социальные нормы и конфликты 3.2.1 Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. 18 2
3.2.2 Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. 2
3.2.3 Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. 2
3.2.4 Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. 2
Практические занятия
Виды социальных норм.
Социальные конфликты. 2 3.3. Важнейшие социальные общности и группы 3.3.1 Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. 18 2
3.3.2 Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. 2
3.3.3 Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. 2
3.3.4 Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. 2
3.3.5 Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. 2
3.3.6 Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. 2
Практические занятия
Межнациональные отношения.
Семья в современной России. 2 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Я и мои социальные роли.
Современные социальные конфликты.
Современная молодежь: проблемы и перспективы.
Этносоциальные конфликты в современном мире.
Семья как ячейка общества. 26 4. Политика 56 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе 4.4.1 Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. 24 2
4.4.2 Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. 2
4.4.3 Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. 2
4.4.4 Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. 2
4.4.5 Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. 2
4.4.6 Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. 2
4.4.7 Условия формирования демократических институтов и традиций. 2
4.4.8 Правовое государство, понятие и признаки. 2
Практические занятия
Политическая система общества, ее структура.
Государство в политической системе общества.
Функции государства.
Формы государства. 4 4.2. Участники политического процесса 4.5.1 Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие
и его типы. 25 2
4.5.2 Причины и особенности экстремистских форм политического участия. 2
4.5.3 Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. 2
4.5.4 Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. 2
4.5.5 Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. 2
4.5.6 Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. 2
4.5.7 Избирательная кампания в Российской Федерации. 2
4.5.8 Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-
политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. 2
4.5.9 Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. 2
4.5.10 Роль средств массовой информации в политической жизни общества 2
Практические занятия
Гражданское общество и правовое государство.
Избирательное право в Российской Федерации.
Личность и государство. 3 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Политическая власть: история и современность.
Политическая система современного российского общества.
Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).
Формы участия личности в политической жизни.
Политические партии современной России. 23
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Введение Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения
1. Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».
Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.
Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты
1.2. Общество как сложная система Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»
2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура
личности и общества Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.
Умение различать культуру народную, массовую, элитарную.
Показ особенностей молодежной субкультуры.
Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.
Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.
Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям.
2.2. Наука и образование в современном мире Различение естественных и социально-гуманитарных наук.
Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого
перед обществом
2.3. Мораль, искусство
и религия как элементы
духовной культуры Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство»
и их роли в жизни людей
4. Социальные отношения
4.1. Социальная роль
и стратификация Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».
Определение социальных ролей человека в обществе
4.2. Социальные нормы
и конфликты Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов,
причин и истоков их возникновения
4.3. Важнейшие
социальные общности
и группы Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)
5. Политика
5.1. Политика и власть.
Государство в политической системе Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы».
Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально государственного устройства, политического режима.
Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки.
5.2. Участники политического процесса Характеристика взаимоотношений личности и государства.
Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».
Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2014.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2014.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
№ 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).