Конспект урока Кот и лодыри


Конспект урока чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри»
Разработан
учителем начальных классов
Черепковой Н.В.
Цель урока: познакомить с произведением С. Я. Маршака «Кот и лодыри», с жизнью и творчеством С. Я Маршака;
Задачи:
1.ввести новые слова в активный словарь; научить выразительно читать это стихотворение;2. развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, навыки выразительного чтения, соблюдать интонацию;3.воспитывать серьезное отношение к учебе, показать, что учеба – главный труд учащихся;
Ход урокаI. Организационный момент.II. Фонетическая разминка.
Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Парус», «Дудучка».
Динамические упражнения
Тише мыши.
Кот на крыше.
А котята еще выше.(слайд2)
- Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.
- Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О кошке и мышке)
- Да! Сегодня именно кот будет одним из главных участников нашего урока.
III. Проверка д/з
IV. Постановка цели урока.Учитель: Сегодня мы будем читать стихотворение известного детского поэта Самуила Яковлевича Маршака (слайд3).
С.Я.Маршак написал много стихов для  детей: о буквах, о цифрах, о животных, о временах года, о месяцах (слайд4) и многие другие. (слайд5)
Биография (слайд 6,7)
С. Я. Маршак сочинял загадки. Прочитаем их.(читают дети – слайд 8,9,10,11,12)
Вспомним произведения Маршака.(слайд 13-24)
Итак, мы сегодня научимся выразительно читать стихотворение С.Я.Маршака…..
А вот как оно называется, я предлагаю вам отгадать. У вас листочки, зачеркните все повторяющиеся буквы. Что получилось? «Кот и Лодыри».(слайд 25,26)V. Работа над новым материалом.
- А теперь давайте перейдем к нашему стихотворению. Откройте стр. 26.
- Как вы думаете, о чем будет говориться в произведении с таким название? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет.
- Будут ли кот и лодыри приятелями, друзьями? Что у них может случиться?
Интересно вам стало узнать, о чем оно?
- Давайте же тогда начнем знакомство с произведением. Сейчас я включу запись, ваша задача внимательно слушать и следить
- Итак, вот мы и послушали. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.
Словарная работа
Лодыри.
-Кто знает, какого человека называют лодырем?
- Где мы можем найти ответ?
- У меня есть вот такой помощник в руках. Это толковый словарь Ожегова. В этом словаре собрано значение 70 000 слов, в том числе и толкование слова ЛОДЫРИ. 
-Как по другому можно сказать о таком человеке?-Какое из этих слов лишнее?  Лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, неряха, лежебока, ленивец, трус.(написать на доске)
Грамота – умение читать и писать.(слайд27)Грифель – палочка для писания на аспидной доске (чёрный сланец) (слайд 28,29) В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей. Ранец – ученическая сумка, которую носят на спине.(слайд30)
Каким может быть ранец?- Кто может носить?- Что носят в ранце?- На чём носят ранец?Под мышками – под рукой- Что можно носить под мышками? (книгу, куртку, сумку).3.Работа над текстом.1)Чтение учителем.Учитель:Задание: сейчас я вам прочитаю это стихотворение, а вы следите за интонацией.- Как надо читать слова лодырей?- Как читаются слова кота?
- Понравилось вам стихотворение?
- Какое настроение оно вызывает?
- О чем рассказывается в стихотворении?
- Кто главные герои?
Физ. минутка
Вы наверное уже устали, давайте встанем и немного отдохнем.
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.
2)Повторное чтение
- Итак, а сейчас давайте прочитаем стихотворение вместе, с выражением. Чтение хором.Задание: читаем хором, соблюдая знаки и меняя голос.
Анализ
- Куда попали лодыри по пути на урок?- На что жаловался кот?- Почему кот хочет научиться грамоте?- Лодырям нравится учиться?- Чем занимаются лодыри целый день?- Разве это плохо кататься на коньках, заниматься спортом, дышать свежим воздухом?- Когда можно играть кататься на санках, лыжах, коньках?
- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их).
3) Выборочное чтение.
-Найдите отрывок, в котором дается описание кота.
( Хмурый, ободранный, жалкий, красивый, умен, неграмотный, серый ,милый, воспитанный.)
- Какой кот в начале встречи? Как он говорит?
- Как он говорит в конце встречи?
- Какие слова- характеристики вы можете подобрать для лодырей? Докажите свое мнение.
- Как вы думаете, кого и за что высмеивает поэт? Подтвердите свое мнение отрывком из текста
Задание: найдите строки к иллюстрациям и прочитайте.5. Подбор подходящих пословиц и запоминание.Учись смолоду – пригодится в старости.Откладывай безделье, да не откладывай дела.Делу время, а потехе час.Раз солгал, навеки лгуном стал.Много желать, добра не видать.VI. Подведение итогов, оценивание, домашнее задание.Учитель:- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?- Кто автор стихотворения? (Показ книг С.Я.Маршака)- В этом стихотворении автор на чьей стороне: кота или лодырей?- Каких людей он высмеивает?- Какие подходящие к этому стихотворению вы запомнили?Главная мысль автора – не лениться. Самый главный наш труд – учёба. В нашем стихотворении и кот хочет стать грамотным.- Для чего нужна грамота? Найдите главные строки в стихотворении. (Чтение хором)Домашнее задание: научиться читать по ролям