Открытый урок по чтению К.И.Чуковский «Кот и лодыри»


Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Автор УМК: Л.Ф.Климанова
Тема урока: К.И.Чуковский «Кот и лодыри»
Тип урока: Урок знакомства с новым текстом.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Цель урока: создать условия для знакомства с новым произведением;
способствовать развитию внимания, мышления, памяти, отработке навыка выразительного чтения.
Цели и задачи урока:
• познакомить с творчеством С.Я.Маршака, в частности со стихотворением «Кот и лодыри»;
• ввести новые слова в активный словарь;
• научить выразительно читать это стихотворение;
• развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, навыки выразительного чтения, соблюдать интонацию;
• умение узнавать произведение по словам;
• воспитывать серьезное отношение к учебе, показать, что учеба – главный труд учащихся;
• пробудить интерес к творчеству С.Я.Маршака;
• учить подбирать подходящие пословицы к произведению.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся передавать с помощью интонации настроение поэта; соотносить смысл пословицы с содержанием стихотворения.
Метапредметные:
Регулятивные:
-формулировать задачу урока вместе с группой учащихся;
-оценивать свою деятельность;
-Контролировать правильность ответов обучающихся.
Познавательные:
-анализировать содержание поэтического произведения
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
-Обосновывать свое мнение.
Коммуникативные:
-слушать собеседника;
-понимать на слух текст стихотворения;
-выразительно читать.
Личностные:
Освоение личностного смысла учения, желания учиться; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Оборудование:
-портрет писателя, учебник «литературное чтение» 2 класс, книги С.Я.Маршака для выставки, карточки с заданием, мультимедийная презентация,
Этап урока Содержание Деятельность педагога Деятельность детей
1.Оганизационный
Момент
Цель:
мотивировать уча- щихся к учебной деятельности по- средством созда- ния положитель- ной эмоциональ- ной обстановки.
(Слайд №1)
Урок
литературного чтения
во 2 классе
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Оксана Алиевна. Я у вас сегодня проведу урок литературного чтения. Я очень люблю эти уроки.
-А вы их любите? За что вы их любите?
-Чего вы ждёте от сегодняшнего урока чтения?
- Начните свой ответ со слов:
(Слайд №2)
Сегодня на уроке мне хотелось бы…

-А что нам необходимо уметь,чтобы у нас всё получилось сегодня?
(Верить в себя, думать, что всё получится, работать в команде…)
-Сегодня мы с вами будем учиться задавать вопросы, находить на них ответы, работать над правильностью и выразительностью чтения. Мы непременно устроим минутку отдыха, я предложу вам интересные творческие задания, и я уверенна, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний.
-Оценивать вы себя будете вот такими ладошками
(Слайд №3)

-Мы с вами настроились на деловой лад и всё у нас получится.
1. Проверка готовности.
2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.
3. Наличие общей установки на урок. 1.Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- понимаю, хочу делать или нет;
- думаю, что могу сделать или нет.
2. Постановка цели и задачи урока.
Цель: заинтересовать детей, выявить знания учащихся. Знакомство с новым.
-Каждый урок литературного чтения-это новая встреча. А с кем и с чем можно познакомиться на уроке?
-И сегодняшний урок не исключение. Впрочем, сейчас вы всё узнаете сами. (Слайд №4)


-Вы узнали этого писателя? Кто это?
Самуил Яковлевич Маршак. Совершенно верно. Какие вы молодцы!
-Что вы знаете о жизни и творчестве писателя?
(Ответы детей)
-Какие его произведения читали в 1 классе?
(«Автобус номер 26», «Хороший день»)
(Слайд №5)

-С. Я. Маршак писал стихи обо всём, что его окружало, о детях, о плохих привычках, о жизни, чувствах. Героями его произведений часто становились животные (домашние и дикие).
(Звук - мяуканье кота)
-Ребята, что это? Вы на урок привели кота, что ли? Откуда же он взялся? Я кажется, догадалась.
А вы? (Из книжки)
-Вы хотели сказать кот - герой произведения?
Давайте проверим, прочитаем название нашего произведения.
(Слайд №6)

- Прочитайте.
- Что можно предположить по названию?
-Давайте задумаемся над значением слова ЛОДЫРИ. (Слайд №7)
- Кто это такие?
- А ведь автор не говорит лентяи.
- Где мы можем найти ответ?
- У меня есть вот такой помощник в руках. Это толковый словарь Ожегова. В этом словаре собрано значение 70 000 слов, в том числе и толкование слова ЛОДЫРИ. (Слайд №8)

Лодырь-лентяй, человек, который ничего не хочет делать.

- Лодарь - раньше это было имя собственное. Так звали немецкого доктора, жившего в Москве. Он лечил больных бегом. Наблюдавшие за этим кучера, определили это бессмысленным занятием. Они говорили "Лодарь опять гоняет".
Со временем имя собственное превратилось в нарицательное, появилась фраза "гонять лодыря" т.е. бездельничать, валять дурака.- Ребята, почему автор назвал так свое произведение?
(Возможно, что главные герои – лодыри.)
Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания.
4. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. 1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах.
2.Умение самостоятельно сформулировать тему урока.
3. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
3. Работа с текстом до чтения (на уроке).
Цель – развитие умения предпола- гать, предвосхи- щать содержание теста по заглавию, иллюстрации.
Первичное воспри ятие произведе- ния.
Цель – развитие умения предпола- гать, предвосхи- щать содержание теста по заглавию, иллюстрации.
3.Работа над содер жанием текста.
Цель:
Обеспечить цело- стность, эмоцио- нальность, инте- рес к изучаемому произведению. - Итак, «Кот и лодыри». Кот. Каким вы его себе представляете? По одному слову. А вот как этого кота увидел художник. (Слайд № 9)

- Теперь, после увиденного, что становится понятно о коте?
- А какими вы себе представляете лодырей?
- Вот как их увидел художник. (Слайд №10)

-Что теперь становится понятно о лодырях?
-Предположимте содержание стихотворения по иллюстрации. (Слайд №11)


- Где мы можем проверить свои предположения?
- В книге. Мы должны прочитать это стихотворение.
- Ребята, я вам вынесла это произведение на листочки, распечатала. А для чего я это сделала, вы узнаете чуть позже. Придвиньте к себе листики.
2.Первичное чтение текста. (Аудиозапись)
- Давайте проверим наши предположения.
- Что вы угадали в самом начале?
- Что узнали нового?
- Интересно ли было слушать произведение?
- Какую работу вы бы предложили провести с текстом? (Ответить на вопросы.)
3. Перечитывание текста.
- Выберите удобную позу для самостоятельного чтения. Перечитайте текст. Найдите ещё слова, непонятные по смыслу.
3. Беседа по содержанию в целом.
- Какие слова вам были непонятны? (ГРИФЕЛЬ)
- Что это такое?
- Где мы можем себя проверить?
-В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей. (Слайд №12)

- Кто главное действующее лицо произведения?
- Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?
- Куда собирались лодыри? А куда попали?
- Что у них было под мышками?
- А что можно носить под мышками?
(Книгу, куртку, сумку, но, наверное, не коньки)
- Случайно ли они оказались на катке? Почему?
- Кого они там встретили?
- На что жаловался кот?
- А что такое грамота?
(Умение читать и писать.)
- Почему коту плохо жить без грамоты?
Найдите ответ в тексте.
- Что ответили лодыри коту?
- Коту понравился их ответ?
- Как он его воспринял? Что он им ответил?
- А на что жаловались лодыри?
(Ничему не могут их выучить.)
- А кто же в этом виноват? Учителя?
ФИЗМИНУТКА


1. Выбор вида первичного чтения.
Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа).

Организация медленного "вдумчивого" чтения.
Постановка к тексту вопросов.
Проведение необходимой словар- ной работы.
Учащиеся строят предполо- жения о содержании текста, опираясь на заглавие и иллюстрации.
Такая деятельность помогает развитию умения прогно- зировать содержание текста.
Слушают внимательно.
Проверяют свои предполо- жения о содержании и героях текста.
Сами предлагают задания по тексту.
2. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
Определяют тему текста.
Работают со словарём.
Работа над смыслом текста
Цель:
Углубить воспри- ятие произведения
(осмысление про- изведения на уровне сюжета).
Рефлексия
Цель:
Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения

Работа в группах. ( интегрированные задания)
- А теперь я вам предлагаю побыть немного исследователями. Для работы вам понадобятся текст и фломастеры, которые лежат у вас на партах.
Мы будем сейчас работать в группах. Давайте вспомним, как нужно работать в группах.

Группа 1
- Найдите в тексте слова, кот говорит кот. Прочитайте их друг другу, обсудите, сделайте рабочие пометки.
- Какой кот в начале? Как он говорит?
- И как он говорит в конце стихотворения?
Группа 2
-Выберите и подчеркните слова, которые характеризуют кота: умный, мудрый, заботливый, ворчливый, ученный, грамотный, надоедливый.Группа 3
- Найдите и подчеркните слова близкие по значению к слову лодырь: бездельник, лентяй, лежебока, неряха, грязнуля.
Группа 4
-Найдите в тексте слова лодырей, прочитайте друг другу, обсудите, сделайте рабочие пометки.
Группа 5
- Собрать модель кота.
( На столе лежат детали кота. На белом листе нужно собрать модель кота и приклеить его. Только нужно выбрать детали нашего с вами кота, который является героем стихотворения. Если вам понадобится текст, воспользуйтесь им.)- Теперь вам понятно, почему я текст распечатала?
(Чтобы не портить учебник.)
- Работаем вместе, дружно. 2-3 минуты.
- По окончании работы – дайте сигнал.
Проверка групповой работы.
- Время истекло. Проверяем.
(Слайд №14)
Группа 1
Замяукал жалобно Серый кот: - Мне, коту усатому, Скоро год. …
Группа 2
Умный, мудрый, заботливый, ворчливый, ученный, грамотный, надоедливый.
Группа 3
Бездельник, лентяй, лежебока, неряха, грязнуля.
Группа 4
Спрашивают лодыри У него: - Ты чего нахмурился, Отчего? …
- Ребята, а вы хотите знать, как на самом деле выглядит кот? Посмотрите, что получилось у 5 группы.
- Давайте проверим.
- Серый? Хмурый? Ободранный? Усатый?
Группа 5

САМООЦЕНКА

-Ребята. А каким себя считает кот в начале стихотворения?
- Кот жалуется на то, что он неграмотен.
(Слайд №15)
И красив я, лодыри, И умён, А письму и грамоте Не учён.
Отвечает лодырям Серый кот: - Мне, коту усатому, Скоро год.
Много знал я лодырей Вроде вас, А с такими встретился В первый раз!
- Как вы думаете, изменилось ли отношение автора к коту в конце стихотворения?
- Автор нам даёт понять, что кот на самом деле не так глуп.
- Мы с вами составили схему к стихотворению. Посмотрите. Правильно ли я провела стрелочку?
134581311079400
И красив я, лодыри, И умён, А письму и грамоте Не учён.
Отвечает лодырям Серый кот: - Мне, коту усатому, Скоро год.
Много знал я лодырей Вроде вас, А с такими встретился В первый раз!
- Нет. А как надо? Меняю.
- Теперь всё правильно?
1336012546100
- Наша схема – это текст. А любой текст должен иметь название. Как бы вы назвали это текст?
( Превращение неграмотного кота в мудрого кота)
- Вы сейчас назвали не только заголовок к нашему тексту. Вы сейчас назвали тему сегодняшнего произведения. Сегодня на уроке мы рассмотрели, как очень умело С.Я.Маршак показывает превращение кота из безграмотного в образованного.
- Вам стало, хоть немного, жаль лодырей?
И мне тоже.
- А только ли с этими мальчишками могла случиться эта история? А с кем ещё?
- Как вы думаете, чем закончилась эта история?
- А может ли человек измениться в лучшую сторону под влиянием другого?
- Какой же урок можно вынести из стихотворения и сказки Маршака?
(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)
- А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?
(Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…)-Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни?
- А какой самый главный ваш труд?
(Учиться, получать знания.)
- Можно ли за 1 урок или 1 день научиться всему? Главная мысль произведения:
(Слайд №17)
Мудрым никто не родился, а научился.
- Ребята, вы замечательные были исследователи, читатели. И с Маршаком встретитесь ещё не раз. И о нём ещё много интересного узнаете. А что вы узнали о себе, прочитав это произведение?
-Начните ответы с любой удобной для вас фразы.
(Слайд №18)
РЕФЛЕКСИЯ
Продолжите фразу:
Сегодня я понял…
Мне захотелось…
Мне было трудно…

САМООЦЕНКА РАБОТЫ НА ВСЁМ УРОКЕ

Организация обсуждения смысла текста.
4. Выбор (творческого) задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на художественную форму.

Выполняют творческое задание в группах.
Дают характеристику героям.
Соотнесят текст с иллюстра- циями.

Определяют тему текста.
Выполняют творческое задание в парах.
Дети сами оценивают свою деятельность
Подведение итогов
Цель:
Дать оценку ,
полу ченным знаниям.
Домашнее задание
Цель:
Закрепить умения, полученные на уроке
- Напоследок вам хочу сказать. Люди для некоторых понятий придумывают символы. И вы их наверняка знаете.
(Слайд №19)
Это символ МИРА.
Это символ МЕДИЦИНЫ
16319595250?
?

Символ МУДРОСТИ
- А видели ли вы, когда-нибудь, символ мудрости?
А давайте мы придумаем свой такой символ? У вас на столах лежат кружочки, на которых нужно нарисовать символ мудрости. Но эта задача не простая. Нужно очень хорошо подумать, чтобы этот символ у вас получился.
- Я очень хочу, чтоб вы нарисовали эти символы, сложили их в этот конверт и отдали своей учительнице. А я, обязательно, к вам вернусь и заберу этот конверт. Мне и моим ученикам будет очень интересно посмотреть, какие символы у вас получились.
- Это и будет вашим домашним заданием.
- А я свой символ уже придумала. Он в этой коробочке. Я хочу этот символ подарить вашей замечательной учительнице, которая вас многому научила. Пусть этот символ хранится у вас в классе и напоминает вам о сегодняшнем уроке.
Я очень хочу, чтобы вы стали мудрыми и грамотными людьми. Вам тоже хочу подарить эти символы.
-Но прежде хочу вам сказать:
«Не упускайте своей возможности учиться, не упускайте свои школьные годы. Как поётся в этой песне».
(Раздаю под песню «Школьные годы чудесные»)
-Мне было очень легко с вами общаться на уроке. Спасибо вам за вашу активность.
Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности.
Организация подведения итогов урока учащимися. Группа 1
Найдите в тексте слова, кот говорит кот. Прочитайте их друг другу, обсудите, сделайте рабочие пометки.
Какой кот в начале? Как он говорит?
И как он говорит в конце стихотворения?
Группа 2
Выберите и подчеркните слова, которые характеризуют кота:
Умный, мудрый, заботливый, ворчливый, ученый, грамотный, надоедливый.
Группа 3
Найдите и подчеркните слова близкие по значению к слову лодырь:
Бездельник, лентяй, лежебока, неряха, грязнуля.
Группа 4
Найдите в тексте слова лодырей, прочитайте друг другу, обсудите, сделайте рабочие пометки.
Группа 5
Собрать модель кота.
( На столе лежат детали кота. На белом листе нужно собрать модель кота и приклеить его.)
Родина – мать, умей за нее постоять.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Лето – припасиха, зима – прибериха.

Жадность всякому горю начало.
Учись смолоду – пригодится в старости.
Робкого и тень страшит.
Будешь лениться-узнаешь голод.
Учение – путь к умению.
На языке медок, а на уме ледок.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Дома и стены помогают.
За морем теплее, а у нас светлее.
Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.
Ученье свет, а не ученье – тьма.
Был бы друг, найдется и досуг.
Двигайся больше, проживёшь дольше.
Век живи — век учись.
-17716634480500
47091601587500