Конспект урока по литературному чтению на тему :С.Я . Маршак Кот и лодыри


Литературное чтение.
Тема: С. Я.Маршак "Кот и лодыри".
Педагогическая цель:-познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака.
- развивать внимание, мышление, память,прививать любовь к чтению. -Развивать навыки выразительного чтения;
-Воспитывать трудолюбие, чувство ответственности за свои дела, поступки.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение стихотворения; обьяснять лексическое значение незнакомых слов;характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.
УУД:
1. Личностные:
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Позновательные:
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Тип урока:комбинированный.
Оборудование: портрет писателя, книги С.Я.Маршака для выставки, карточки с заданием,презентация.

Ход урока.
1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок-
Начинается …( урок).
Наши ушки на … (макушке),
Глазки широко …(открыты).
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не … (теряем).
2. Проверка домашнего задания. Тест «Да/нет»
(На карточках напротив номера предложения учащиеся ставят «+», если утверждение верное, и «-», если неверное.)
1.     События в сказке начинаются с момента, когда Федора пытается вернуть  свою посуду, предметы, убежавшие.
2.     Федору в начале сказки мы видим неряшливой.
3.     Автор относится к Федоре с осуждением.
4.     Федору постигло горе из-за того, что она любила поспать.
5.     Сказка учит нас, соблюдать порядок во всём.
(Ответы:1.- ;  2.+;   3. - ;  4. - ;   5. +.)
- Обменяйтесь листочками, проверьте и оцените друг друга.
-
3. Речевая разминка.(на экране)
- Прочитайте стихотворение с разной скоростью: медленно, с ускорением, с замедлением - выразительно.
.
4.     Самоопределение к деятельности
- Продолжаем наше путешествие по разделу «Писатели – детям». Сегодня мы обратимся к творчеству другого знаменитого детского писателя, поэта.  Его стихотворения вам знакомы. Попробуйте догадаться, кто это по названию  стихотворений.
(На доске иллюстрации к книгам) «Мяч», «Детки в клетке», «Багаж».
Постановка целей урока.Знакомство с писателем.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.
(Презентация )
- Посмотрите на портрет Самуила Яковлевича. Что можно сказать об этом писателе?
- Какое у него выражение лица? О чем она нам говорит?Опишите его глаза?
- Молодцы!
- С.Я. Маршак - это знаменитый поэт, мастер стиха, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей.
С.Я.Маршак рос в большой и дружной семье. Родители писателя много работали и старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Детство писатель провел в городе Острогожск, где работал мастером на заводе его отец. Маршак всей своей жизнью мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности и неусталости в труде.
Работа в тетрадях.
-Запишите Фамилию Имя Отчество писателя.
Знакомство с книгами писателя.
- Я хочу познакомить вас со следующими книгами С. Я. Маршака.
На нашей выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я. Маршак, но все эти книги вам с детства знакомыА какие произведения ,которыенаписал С. Я. Маршак вы уже читали? «Мяч», « Где обедал воробей»,« Сказка о глупом мышонке», «Почта», « Вот какой рассеянный», «Азбука в стихах», «Кошкин дом».Работа с презентацией.-Отгадайте оком мы будем читать сегодня на уроке?
5.Физминутка.
6.Работа по теме урока.
Я уверена,что стихотворение« Кот и лодыри»,вам понравиться, и доставит много удовольствия.
Словарная работа.
- Что означает слово "лодыри"? (лентяй, человек, который ничего не хочет делать)
- Лодарь - раньше это было имя собственное. Так звали немецкого доктора, жившего в Москве. Он лечил больных бегом. Наблюдавшие за этим кучера, определили это бессмысленным занятием. Они говорили "Лодарь опять гоняет".
Со временем имя собственное превратилось в нарицательное, появилась фраза "гонять лодыря" т.е. бездельничать, валять дурака.
Объяснение значения словЛодырь – лентяй, бездельник. Лодыря гонять значит бездельничать.Ранец – жесткая четырехугольная заплечная сумка.Грамота – умение читать и писать. Выучиться грамоте.Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске. «Мы не пишем грифелем на доске». В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей. 
- Ребята, почему автор назвал так свое произведение? (возможно, главные герои лодыри)
У ребят на парте стихотворение в разобранном виде.
- Ребята причитайте части текста и попробуйте восстановить стихотворение.
Работа с текстом.
- Прочитайте первую часть стихотворения?
- Почему вы решили, что это первая часть? ( есть завязка, первая встреча с котом)
- Найдите и зачитайте слова подтверждающие это.
- Почему слово "видят" повторяется несколько раз?
(указывает на продолжительность действия)
- А как в стихотворении говорится о коте?(хмурый, ободранный)
- Подтвердите это словами из текста.
- Какие чувства он у вас вызывает?(жалость, грусть)
- Прочитайте вторую часть стихотворения.
- Почему вы решили, что это вторая часть?
(есть начало разговора, кот объясняет почему он хмурый)
- Подтвердите словами из текста.
- Какое настроение у кота, почему он расстроен?
-Молодцы!
- Прочитайте третью часть?
-Докажите, что вы правы.(кот бъясняет почему плохо быть неграмотным)
- Найдите слова в тексте, подтверждающие это.
- Прочитайте четвертую часть.
- Почему эта часть 4-я? ( лодыри отвечают коту)
-Почему в конце стоит восклицательный знак?
- Растроены ли лодыри из-за того что не знают грамоту?
(нет, они этим гордятся)
- Как вы думаете, что ответит кот лодырям? Согласится ли он с ними? Почему?
- Откройте учебники, давайте посмотрим как автор закончил стихотворение.
- Кого же автор поддерживает в данном ответе?(кота)
- Прочитайте слова подтверждающие это.
Молодцы!
Самостоятельное чтение по учебнику.
Работа с иллюстрациями.
- Я приготовила иллюстрации к тексту, какие из них походят к прочитанному стихотворению? Почему?
Чтение по ролям выразительно.
-Прочитаем это стихотворение по ролям.
- Сколько героев в данном произведении, назовите их? (3 - автор, лодыри, кот)
- Как надо читать за лодырей? за кота?
( читают по ролям несколько раз)
- О чем рассказывают лодыри?
7. Рефлексия.
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Чему научил вас автор?
-Оцените свою работу (используя цветные кружочки).
8.Подведение итогов урока.
- С творчеством ,какого писателя мы сегодня познакомились?
-Что нового узнали?
- Какое произведение изучали на уроке?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Литературное чтение.
Тема: С. Я.Маршак "Кот и лодыри".
Педагогическая цель:-познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака.
- развивать внимание, мышление, память,прививать любовь к чтению. -Развивать навыки выразительного чтения;
-Воспитывать трудолюбие, чувство ответственности за свои дела, поступки.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение стихотворения; обьяснять лексическое значение незнакомых слов;характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.
УУД:
1. Личностные:
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Позновательные:
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Тип урока:комбинированный.
Оборудование: портрет писателя, книги С.Я.Маршака для выставки, карточки с заданием,презентация.

Ход урока.
1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок-
Начинается …( урок).
Наши ушки на … (макушке),
Глазки широко …(открыты).
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не … (теряем).
2. Проверка домашнего задания. Тест «Да/нет»
(На карточках напротив номера предложения учащиеся ставят «+», если утверждение верное, и «-», если неверное.)
1.     События в сказке начинаются с момента, когда Федора пытается вернуть  свою посуду, предметы, убежавшие.
2.     Федору в начале сказки мы видим неряшливой.
3.     Автор относится к Федоре с осуждением.
4.     Федору постигло горе из-за того, что она любила поспать.
5.     Сказка учит нас, соблюдать порядок во всём.
(Ответы:1.- ;  2.+;   3. - ;  4. - ;   5. +.)
- Обменяйтесь листочками, проверьте и оцените друг друга.
-
3. Речевая разминка.(на экране)
- Прочитайте стихотворение с разной скоростью: медленно, с ускорением, с замедлением - выразительно.
.
4.     Самоопределение к деятельности
- Продолжаем наше путешествие по разделу «Писатели – детям». Сегодня мы обратимся к творчеству другого знаменитого детского писателя, поэта.  Его стихотворения вам знакомы. Попробуйте догадаться, кто это по названию  стихотворений.
(На доске иллюстрации к книгам) «Мяч», «Детки в клетке», «Багаж».
Постановка целей урока.Знакомство с писателем.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.
(Презентация )
- Посмотрите на портрет Самуила Яковлевича. Что можно сказать об этом писателе?
- Какое у него выражение лица? О чем она нам говорит?Опишите его глаза?
- Молодцы!
- С.Я. Маршак - это знаменитый поэт, мастер стиха, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей.
С.Я.Маршак рос в большой и дружной семье. Родители писателя много работали и старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Детство писатель провел в городе Острогожск, где работал мастером на заводе его отец. Маршак всей своей жизнью мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности и неусталости в труде.
Работа в тетрадях.
-Запишите Фамилию Имя Отчество писателя.
Знакомство с книгами писателя.
- Я хочу познакомить вас со следующими книгами С. Я. Маршака.
На нашей выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я. Маршак, но все эти книги вам с детства знакомыА какие произведения ,которыенаписал С. Я. Маршак вы уже читали? «Мяч», « Где обедал воробей»,« Сказка о глупом мышонке», «Почта», « Вот какой рассеянный», «Азбука в стихах», «Кошкин дом».Работа с презентацией.-Отгадайте оком мы будем читать сегодня на уроке?
5.Физминутка.
6.Работа по теме урока.
Я уверена,что стихотворение« Кот и лодыри»,вам понравиться, и доставит много удовольствия.
Словарная работа.
- Что означает слово "лодыри"? (лентяй, человек, который ничего не хочет делать)
- Лодарь - раньше это было имя собственное. Так звали немецкого доктора, жившего в Москве. Он лечил больных бегом. Наблюдавшие за этим кучера, определили это бессмысленным занятием. Они говорили "Лодарь опять гоняет".
Со временем имя собственное превратилось в нарицательное, появилась фраза "гонять лодыря" т.е. бездельничать, валять дурака.
Объяснение значения словЛодырь – лентяй, бездельник. Лодыря гонять значит бездельничать.Ранец – жесткая четырехугольная заплечная сумка.Грамота – умение читать и писать. Выучиться грамоте.Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске. «Мы не пишем грифелем на доске». В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей. 
- Ребята, почему автор назвал так свое произведение? (возможно, главные герои лодыри)
У ребят на парте стихотворение в разобранном виде.
- Ребята причитайте части текста и попробуйте восстановить стихотворение.
Работа с текстом.
- Прочитайте первую часть стихотворения?
- Почему вы решили, что это первая часть? ( есть завязка, первая встреча с котом)
- Найдите и зачитайте слова подтверждающие это.
- Почему слово "видят" повторяется несколько раз?
(указывает на продолжительность действия)
- А как в стихотворении говорится о коте?(хмурый, ободранный)
- Подтвердите это словами из текста.
- Какие чувства он у вас вызывает?(жалость, грусть)
- Прочитайте вторую часть стихотворения.
- Почему вы решили, что это вторая часть?
(есть начало разговора, кот объясняет почему он хмурый)
- Подтвердите словами из текста.
- Какое настроение у кота, почему он расстроен?
-Молодцы!
- Прочитайте третью часть?
-Докажите, что вы правы.(кот бъясняет почему плохо быть неграмотным)
- Найдите слова в тексте, подтверждающие это.
- Прочитайте четвертую часть.
- Почему эта часть 4-я? ( лодыри отвечают коту)
-Почему в конце стоит восклицательный знак?
- Растроены ли лодыри из-за того что не знают грамоту?
(нет, они этим гордятся)
- Как вы думаете, что ответит кот лодырям? Согласится ли он с ними? Почему?
- Откройте учебники, давайте посмотрим как автор закончил стихотворение.
- Кого же автор поддерживает в данном ответе?(кота)
- Прочитайте слова подтверждающие это.
Молодцы!
Самостоятельное чтение по учебнику.
Работа с иллюстрациями.
- Я приготовила иллюстрации к тексту, какие из них походят к прочитанному стихотворению? Почему?
Чтение по ролям выразительно.
-Прочитаем это стихотворение по ролям.
- Сколько героев в данном произведении, назовите их? (3 - автор, лодыри, кот)
- Как надо читать за лодырей? за кота?
( читают по ролям несколько раз)
- О чем рассказывают лодыри?
7. Рефлексия.
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Чему научил вас автор?
-Оцените свою работу (используя цветные кружочки).
8.Подведение итогов урока.
- С творчеством ,какого писателя мы сегодня познакомились?
-Что нового узнали?
- Какое произведение изучали на уроке?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения.