Конспект урока по изобразительному искусству на тему:Течения и направления в изобразительном искусстве 20 века, проект Фантастический город


Течения и направления в изобразительном искусстве 20 века,
проект «Фантастический город» (8 класс)
Цели:
Познакомить с новыми течениями, направлениями и особенностями развития изобразительного искусства 20 века.
Развивать способности свободного выражения творческих замыслов.
Воспитывать чувство коллективизма в совместной творческой деятельности.
Оборудование: альбом, краски, ножницы, карандаши.
Зрительный ряд: презентация с репродукциями архитектурных сооружений: Л. Райт «Дом над водоканалом», В. Гропиус «Бостонский архитектурный центр», «Эмпайр стейт билдинг в Нью-Йорке» и др.
Музыкальный ряд: произведения современных композиторов
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие класса. Подготовка рисовальных принадлежностей.
Вводная беседа.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с течениями и направлениями в изобразительном искусстве 20 века. Создадим коллективный проект на тему «Фантастический город»
В начале 20 века развитие различных видов искусства протекает неравномерно. В то время, как живопись переживает глубокий кризис, архитектура получает по сравнению с 19 веком относительно благоприятные условия. Общественный характер производства, бурный рост техники, потребность в массовом строительстве вызывает рост городов. Старые города с узкими улочками приходят в несоответствие с развивающимся транспортом. Необходимость решить транспортную проблему и обеспечить нормальные санитарные и жилищные условия населению порождают градостроительные проекты. Вокруг больших городов в некоторых странах возникают города-сады с индивидуальными жилыми домами, промышленные города, рабочие поселки.
Зодчество в отличие от живописи – вид искусства, неразрывно связанный с материальным производством, техническим прогрессом, удовлетворением практических запросов общества. Приходят поиски цельного стиля, основанного на применении новых конструкций и материалов, введенных в практику с 1840 года(сталь, цемент, бетон, железобетон, различные сложные покрытия: висячие, сводчато - напольные и др.)
Первый жилой дом, в котором был применен новый строительный материал – железобетон, сооружен в Париже архитектором О. Порре в 1903 году. В разных странах распространяется название нового стиля – модерн (от французского современный).
В это время большое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль Эдуард Жанпере, 1887-1965 гг.)- глава консруктизма.
Сообщения учащихся.
Первый ученик. В это время большое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль Эдуард Жанпере, 1887-1965 гг.)- глава консруктизма. Практик и теоретик в области градостроительства и жилого строительства. Он стремился ответить на реальные запросы жизни, учитывая возможности, которые дает современная техника. Его идеал-простота и точность ясных геометрических объемов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможности и для принципиально нового объемно-пространственных композиций и форм. Сформированные Ле Корбюзье пять принципов легли в основу профессиональных приемов новой архитектуры 1920-1930 гг.:
Дом на столбах.
Сад на плоской крыше.
Свободный план.
Горизонтально протяженные окна.
Свободная композиция фасада.
Страстный мечтатель и вместе с тем практик, он выдвинул идею застройки города небоскребами, с новой транспортной системой. Наиболее известные проекты архитектора: вилла в Пуасси (1931г.), Министерство легкой промышленности в Москве (1935 г.), общежитие швейцарских студентов в Париже (1930-1932 гг.) и др.
Второй ученик. Видную роль в развитии современной архитектуры и прикладных искусств сыграла деятельность крупного центра в Германии – школа Баухуз во главе с архитектором В. Гропиусом (1883-1969гг.). На первый план выдвигались инженерно-технические принципы и ясно выраженный каркас здания. Характерный облик зданий – гладкие бетонные стены и огромные окна в виде сплошных горизонтальных прорезей, отсутствие всяких декоративных деталей. Монотонность определяет характер почти всех сооружений, созданных по его проектам во многих странах (пример Бостонский архитектурный центр. Проект.1953г.)Развитие американского города, его лицо определили небоскребы. Чикагские архитекторы разработали проекты небоскребов с нависшими стенами.
Примером может служить конторское здание «Эмпайр стейт билдинг» в 102 этажа(1931г.)
Третий ученик. Крупнейший американский архитектор Л. Райт (1869-1959) разрабатывает «Стиль прерий» и выдвигает новую форму человеческого поселения, где на каждую семью приходится по акру земли. Райт стремится к установлению тесной связи архитектуры с природой и максимальному использованию особенностей природного окружения. К лучшим произведениям относится «Дом над водопадом»
Закрепление темы.
- Что означает слово «модерн»?
- Каких архитекторов вы запомнили?
- Какие проекты разрабатывала чикагская школа?
Практическая работа.
Задание. Создать коллективный проект «Фантастический город».
Учитель.Объединитесь в творческие группы «архитекторов-дизайнеров». Вместе обсудите проект вашего фантастического города. Распределите. Кто что будет рисовать ( каждый ученик создает свой проект здания, сооружения и др.) Помните, что каждый из вас создает часть общего проекта. Затем вы должны « собрать" по отдельным зданиям свой проект.
Архитектор – это дирижер строительного оркестра и дирижер самой строительной музыки. Ну а настоящая музыка поможет нам создать творческое настроение.
( включается запись музыкального произведения с фантазийным мотивом)
Презентация проектов.
Учитель. Настал самый волнующий момент – презентация наших проектов! Слово для защиты проектов предоставляется главному архитектору, главному дизайнеру, фотокорреспонденту.
Архитектор. Какими должны быть здания будущего? Опыт человечества в градостроительстве показывает: что гигантские многоэтажные жилые дома не могут рассматриваться, как перспективный тип жилища. Человек чувствует себя в них потерянным, ничтожным. Наши жилые дома приближены к природе. Они со всех сторон открыты свету и воздуху. Из окон открываются прекрасные виды. Общественные здания в нашем городе расположены в удобных местах, недалеко от жилого массива.
Дизайнер: Какой должна быть городская среда, пространство будущего города? Мы считаем, что город будущего должен быть светлым, солнечным, чистым, зеленым. Архитектура и природа должны находиться в гармонии друг с другом. В последние годы все меньше места в городской среде сохраняется для живой природы. Загрязненный воздух, вода, почва, растущие горы мусора, транспортная опасность, шум. Поэтому в наших проектах много деревьев, кустарников, травы, газонов, есть фонтаны и бассейны. Они очищают воздух в городе, создают свежесть и прохладу. В таком городе человек будет чувствовать себя комфортно и уютно.
Фотокорреспондент. Город – это колыбель и вершина цивилизации. Шедевры мирового искусства, неповторимые памятники древности – вечные символы национальной культуры, наивысшие достижения научно-технического прогресса – все это сосредоточено в городах, главных жизненных центрах планеты. Человечество с давних пор задавалось проблемой создания города будущего. Такую проблему решают и учащиеся 8 класса нашей школы на уроках изобразительного искусства. На уроке ребята создали свои здания для города будущего. Они мечтают о том, чтобы наш город стал еще лучше и люди в таком городе были счастливыми. Удачи вам, будущие архитекторы!
Итог урока: Анализ и оценка проектов.