Конспект комбинированного фронтального занятия учителя-логопеда и педагога-дефектолога для детей младшего школьного возраста с НЧП, обусл. ФФНР «Дикие животные зимой»


«Дикие животные зимой»
Цель: формирование коммуникативно-речевых умений на основе составления рассказов-описаний.
Задачи: Коррекционно-образовательные: 
формировать умение составлять рассказ – описание по схеме синквейна.Коррекционно-развивающие:  
активизировать словарь по теме «Дикие животные»;
развивать навык построения предложений;
учить детей отгадывать загадки, анализируя все названные в ней признаки предмета;
развивать ВПФ (мышление, внимание, воображение);
закреплять умение образовывать имена существительные во  множественном числе;
закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-воспитывающие:
воспитывать усидчивости;
воспитывать внимательное отношение к собственной речи и речи окружающих;
воспитывать мотивационную готовность к порождению речевого высказывания.
Оборудование: картинки (белка, волк, барсук, ёж, медведь); мяч; фланелеграф; материал для конструирования; наглядные символы для составления синквейна.Ход занятия
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. моментВступительная беседа, введение в тему занятия(активизация мозговой деятельности):
Дефектолог
Логопед -Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас на дворе?
-Кто знает, какое оно по счёту?
-Назовите месяцы зимы.
-С какого времени года начинается год?
-Сегодня у нас необычный день, мы с вами постараемся попасть в мир зимы, и создать волшебную мозаику, но увидеть этот мир не так-то просто, необходимо потрудиться, выполнить задания, которые принесла нам в красавица зима. На улице зима
Зима по счету 1, 3 и т.д.
Вы все сказали правильно смотря с какого времени года отсчитывать.
декабрь, январь, февраль
Основная часть
Логопед Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто отгадает загадки:
Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы?   На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.   Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной.   Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.  (Во время ответов детей логопед вывешивает на доску изображения животных)
-Как вы думаете,  о ком мы сегодня будем говорить? (на доске символ: слово-предмет)
-Ребята, а что зимой происходит с животными?  Белка
Волк
Ёж
Медведь
Дефектолог
Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Наведи порядок» (анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек,)
- Зима начала озорничать в этом году, всё перепутала, помогите правильно расставить месяцы, и вы получите поговорку о зиме.
(Раздаются индивидуальные карточки-задания дети совместно раскладывают месяцы по порядку и получают поговорку)
-Прочитайте, что получилось?
-Как вы обьясните эту поговорку Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.
Игра «Чей дом»
Я начинаю предложение и бросаю вам мяч. Вы повторяете часть моего предложения, заканчиваете его и бросаете мне мяч.
Медведь забирается в…Белка забирается в…Лиса роет…Волк забирается в ….Берлога – дом…Дупло – дом…Нора – дом … Логово – дом… Берлогу
Дупло
Нору
Логово
Медведя
Белки
Лисы
Волка
Дидактическая игра «Кого не стало?» 
Развитие внимания, наглядно-образное мышление, восприятие Ребята, внимательно посмотрите на доску. Перед вами изображения животных. Запомните их. Сейчас я уберу одну картинку, а вы должны сказать, кого не стало. Закрывайте глаза
(логопед убирает по одной картинке) Дети должны назвать кого не стало. 
Конструирование
Развитие мыслительных пр-сов (пространственное мышление, анализ, синтез) Соберем медведя, картинка висит на доске, собирают на отдельных листах фетра
смотри ниже Физ.минутка
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.
На спине иголки
очень-очень колкие. (Хоть и ростом ёжик мал,
нам колючки показал,
А колючки тоже на ежа похожи.
дети катают Су Джок между ладонями массажные движения пальцев
дети катают Су Джок между ладонями
Игра «Один-много»
Закреплять умение образовывать имена существительные во  множественном числе
  Я буду называть одно животные, а вы будете называть много этих животных.
Один медведь, а много…Один ёж, а много… Один заяц, а много… Один волк, а много… Одна лиса, а много… медведей 
ежей
зайцев
волков
лис
Создание синквейна совместно с учителем – логопедом
Формировать умение составлять рассказ – описание по схеме синквейна Ребята, давайте попробуем отгадать слово, которое зашифровано у нас на доске. Из первых звуков слов, которыми называются картинки, составьте новое слово (на доске: вата, облако, лампа, кукла)
Что у вас получилось?
Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о волке. (На доске размещены: в первом ряду карточка-символ для слова-предмета, во втором ряду – две карточки-символы для слов-признаков, в третьем ряду – три карточки-символы для слов-действий, в четвёртом ряду – графическая схема предложения, в пятом ряду карточка-символ для слова-предмета).
Назовите слово-предмет. Кто будет главным героем нашего рассказа?
Вспомните слова – признаки, которые подходят к слову волк, назовите два слова-признака. Вспомните слова-действия. Выберите и назовите три слова-действия, подходящих к слову волк Дети вспомните или придумайте предложение о волке.
Дети, а теперь закройте глазки, и скажите, о чем вы думаете, представляя волка? Назовите по одному слову Волк
Волк
Злой, голодный
Прячется, охотится, догоняет
Волк - санитар леса
Хищник
Итог занятия Молодцы, ребята! О ком мы сегодня говорили на занятии? Что делают дикие животные зимой?
Предлагаю вам дома сочинить стихотворение про одного из диких животных о которых мы сегодня говорили на занятии. Март
не

Апрель
только
Январь
Зима

Сентябрь
нас

Июль
а
Июнь
лесу,
Май
в

Август
у

Ноябрь
носу
Октябрь
на

Февраль
резвиться


Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.