Рабочая программа по спецкурсу Путешествие по Древнему миру 5 класс


Российская Федерация
Иркутская область
ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 2»
( МКОУШР «СОШ № 2»)
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____/______________/
ФИО
Протокол №____от«___» _________20__г.
«Согласовано»
Методист
МКОУШР «СОШ №2»
_____/______________/
ФИО
«___» _________20__г.
«Утверждаю»
Директор МКОУШР «СОШ № 2»
_____/______________/
ФИО
Приказ №______ от«___» _________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Косолаповой Ирины Михайловны,
учителя истории, обществознания, высшей категории
Ф.И.О., должность, квалификационная категория или разряд);по спецкурсу «Путешествие по Древнему миру» (5 класс)
курс, класс и т.п.

2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира» - М.: Просвещение, 2011.
Программа «Путешествие по Древнему миру» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) и художественно-эстетическую направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 5 класса.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
Познавательный аспект.
- познакомить детей с культурой стран Древнего мира через активную деятельность;
- способствовать пониманию пятиклассниками особенностей развития древних обществ;
- познакомить с менталитетом древних народов в сравнении с современной культурой;
- формировать универсальные исторические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект.
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях.
Воспитательный аспект.
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.
Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности обучающихся 5 класса и развитием их творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем и использование приемов.
Структура программы
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности.
Приемы
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.
Визуализация (рисунок, лепка из пластилина и пр.) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунки и поделки. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.
Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.
Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущими формами организации занятий являются групповая и фронтальная работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории:
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения данной программы выражаются в следующих качествах:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста;
уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать исторические сюжеты;
передавать историческую информацию в виде художественных образов;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, рисунки, поделки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантное отношение к истории других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
творчество.
Формы учета знаний, умений:
Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
- игровые средства обучения;
- канцелярские принадлежности;
- мультимедиапроектор;
- карточки для интеллектуальных игр.
Литература
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Федорчук И. А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. Кукушкина В. С. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Кучерук И. В. Технология игрового обучения истории в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Саплина Е. В., Саплин А. И. Путешествие в историю. Тетрадь творческих заданий.- Москва, 2008.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема
занятия Форма проведения
занятия Коли-
чество
часов Дата изучения
По плану Факт
1. Культура первобытного человека. 1 2. Первобытный мир. 1 3. Культура Древнего Египта. 1 4. Религия в Древнем Египте. 1 5. Древний Египет. Внутри древнеегипетской пирамиды. 1 6. Древний Вавилон. 1 7. Путешествия финикийских мореплавателей. 1 8. Библейские сказания. 1 9. Легендарный царь Соломон. 1 10. Ассирийская держава. 1 11. Персидская держава. 1 12. Культура Древней Индии. Буддизм. 1 13. Китайский мудрец Конфуций. Конфуцианство. 1 14. Древний Восток 1 15. Греция Гомера 1 16. Религия Древней Греции 1 17. Священный огонь в Олимпии 1 18. Древнегреческий театр 1 19. Афинская демократия 1 20. Наследие Александра Великого 1 21. Культура Древней Греции 1 22. Римская семья 1 23. Рабство в Древнем Риме 1 24. Спартак – предводитель восставших рабов 1 25. Великий Гай Юлий Цезарь 1 26. Религия Древнего Рима 1 27. Повседневная жизнь в Древнем Риме 1 28. Гладиаторский бой 1 29. Культура Древнего Рима 1 30. Семь чудес света 1 31. Древний мир – удивительный мир 1 32-34. Защита проектов 3 Примерный перечень тем проектно- исследовательской деятельности:
Открытия и изобретения древнейших людей
Жилище Древнего Востока
Древнейшие виды письменности
Питание на Древнем Востоке
Искусство Древнего Египта
Загадки Древнего Востока
Существует ли проклятье фараонов?
О чем рассказывает книга книг (Библия)?
Рецепт бумаги от древних китайцев
Древняя культура Китая
Индия – родина многих басен и сказок о животных.
Мировые религии
Мудрецы древности о правилах поведения
Нравы и быт древних эллинов и римлян
Афинская школа
Олимпийские игры в древности и современности
Патриотизм греков в войнах с персами
Зрелища, возникшие в древности
Знаменитые постройки и сооружения древности
История в лицах (историческая личность Древнего мира)
Темы проектных и исследовательских работ могут быть дополнены и изменены самими учащимися