Театрализованная игра: «Путешествие по Древнему миру»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
"Центр образования" пос. Варламово
муниципального района Сызранский Самарской области





Сценарий
внеклассного мероприятия по математике
для учащихся 5 классов













Автор: Куликова Асия Камильевна
учитель математики
II кв. категория







2014 г.

Аннотация

Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 5 классов. Содержит познавательный, информационный, занимательный материал по курсу математики, истории и литературе.
Игровая форма (игра-путешествие) позволяет вызвать интерес к учебной деятельности. Цель игры - напряжённый труд сделать занимательным, интересным. В учебную деятельность вводится состязательность; успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Степень сложности заданий игры может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности класса, возраста, объёма изученного материала. Развиваемые в ходе игровой деятельности качества: пытливость, любознательность, творческая самостоятельность являются предпосылками для совершенствования творческих способностей учащихся. Такие типы игровых заданий, как игры - задания (ребусы, загадки, логические задачи) способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. Игра позволяет развить мотивацию к учению, поддержать позитивный настрой обучающихся, развивает самооценку личности, даёт возможность утвердиться, расширяет кругозор.
Наличие различных сцен по математике, истории, русскому языку позволяет осуществить межпредметные связи, создать возможность для интеграции предметов естественно - научного и гуманитарного направлений. Интеграция позволяет показать целостность природы, мира в содержании учебного материала, так как конечной целью этого процесса становится воспитание личности, обладающей многомерностью - способностью человека проявляться и достигать необходимых результатов в различных сферах деятельности.

Пояснительная записка
Процессы, происходящие в современном обществе: научно-технический прогресс, процесс гуманизации образования, развитие новых технологий оказывают влияние на формирование личности школьника. В настоящее время одним из важнейших принципов современной модели образования является переход от пассивных форм обучения к активным, коллективным формам обучения, предполагающим межпредметную интеграцию. Тем не менее, в практике работы современной общеобразовательной школы сохраняется разрозненность и обособленность знаний, получаемых учащимися по отдельным дисциплинам. Имеют место и единообразие в содержании, методах и формах обучения, ориентированных на репродуктивный уровень усвоения учебного материала.
Данное внеклассное мероприятие предполагает деление на команды, что позволяет осуществить групповую форму работы над учебным материалом. Варианты заданий могут быть разного уровня сложности. Для их составления могут быть привлечены сами ученики. Использование элементов информационной технологии позволяет развивать навыки работы с компьютером, оформления учебного материала в форме презентаций, делает ход игры более динамичным, наглядным.
Нельзя пренебрегать и такой важной особенностью как развитие коммуникативных навыков, навыков грамотной, логичной речи, развитием умения аргументировать собственные суждения.




Цели:
Способствовать развитию мышления познавательной и творческой активности учащихся;
Показать учащимся развитие математической мысли с древнейших времен. Развивать логическое мышление учеников, умение применять свои знания в нестандартной ситуации.
Формировать интерес к математике, любознательность и желание самостоятельно пополнять свои знания.
Воспитывать чувство юмора и смекалки, интерес к предмету математики.
Задачи:
развивать качества умение слушать другого человека; работать в группе; способности к творческой работе над собой;
подготовка вопросов, интересных задач на сообразительность из области математики;
разнообразить деятельность учащихся во внеурочное время.

Оборудование:
Мультимедийное оборудование (компьютер с проектором, интерактивная доска (если таковой нет, тогда экран);
Презентация для оформления мероприятия;
Листки бумаги для ответов, жетоны;
Задания и вопросы для команд, приложения 1, 2, 3)
Грамоты для победителей и активных участников игры.
Место проведения мероприятия: актовый зал школы, классная комната.
Время проведения: мероприятие проводится в последний день предметной недели после уроков (2 урока по 45 минут).

Основной материал

Ход мероприятия
Слайд 1. (черный экран – выход ведущей)
Слайд 2.(титульный лист)
Ведущий. - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на внеклассном мероприятии по математике. Сегодня вы станете участниками и зрителями театрализованной игры «Путешествие по Древнему миру». В игре будут принимать участие две команды по 7 человек в каждой, а остальные ребята, болельщики, могут не только морально поддерживать свою команду,
но и приносить им дополнительные очки.
Хочу представить жюри: ___(преставление членов жюри).
Теперь можно начинать игру, а девизом нашего мероприятия будут слова:
«Пусть властно по своей орбите Нас ритм сегодняшний кружит – Вернее будущее видит Лишь тот, кто прошлым дорожит».
Слайд 3. (демонстрация видеоролика «Древние охотники»)
Слайд 4. («У древних людей»)
Ведущий. Хорошо в пещере - тепло, сухо. Костер горит и освещает всё вокруг. Качнулось пламя. Заплясали тени по сводам пещеры. Рисунки на стенах будто ожили. Вот бегут звери, вот охотники подняли копья. Гонят зверя. Сегодня была большая охота
Слайд 5. («Диалог первобытных людей»)
Сцена 1. (исполняют ученики 5 класса)
Делих. Хвала духу леса, пославшему нам удачу! Большая добыча у племени! Наконец-то родичи будут сыты. Хей! Хей!
(Пляшут у костра.)
Ваку. Мужчины племени храбры и сильны. Они никого не боятся (оба потрясают копьями). Но, скажи Делих, как разделить нам мясо между семьями охотников?
Делих. В охоте участвовало: две руки, одна нога и один палец на другой ноге охотников, а ещё я, ты, Тик тик – это ещё три пальца. У меня жена (указывает на свой последний палец на ноге), три сына (пальцы начинает загибать Ваку), дочь, старая мать, у тебя много родни: жена, трое детей, покалеченный на охоте брат, сестра и её муж, отец и мать. У Тик тика: отец, мать, три брата.
Ваку. Подожди, подожди!!!
Делих. Что случилось?
Ваку. Мне пальцев не хватает!
(Оба задумываются.)
Делих. Хей! Хвала духу леса! Он подсказал мне выход. Нужно ещё позвать несколько человек из нашего племени, тогда пальцев хватит!
Ваку. Да будет вечной мудрость твоя, о Делих!
Слайд 6. («Вопрос командам»)
Ведущий. Сколько человек было в племени, если для подсчета понадобилось позвать два человека и показать ещё одну руку?
Слайд 7.
Ведущий. Не так уж и много приходилось считать первобытному человеку. Но был у него свой первобытный «компьютер» - десять пальцев на руках. Загибал человек пальцы – складывал. Разгибал – вычитал. На пальцах считать удобно, только результат счета хранить нельзя. Не станешь же целый день ходить с загнутыми пальцами.
Слайд 8.
Ведущий. И человек догадался: для счета можно использовать всё, что попадается под руку – камешки, палочки, косточки . Потом стали узелки на верёвках завязывать, делать зарубки на палках.
Слайд 9. («Задание командам», приложение 1)
Ведущий. Решите кроссворд: «Первобытное общество»

По горизонтали: 2. Первое домашнее животное; 4. Несколько родов, живших в одной местности; 5. Выращивание растений; 6. Часть лука; 8. Мягкий металл, открытый первобытными людьми.
По вертикали: 1. 10 веков; 3. Вера в богов, духов и поклонение им; 5. Разбогатевшие вожди и старейшины; 7. Народы, далеко отставшие от нас в своем развитии; 9. Изготовление различных изделий; 10. Способ обработки камня; 11. Первое жилище людей.

Ведущий. Около пяти тысяч лет назад люди догадались, что числа можно записывать не просто зарубками – единицами, а по разрядам. Это было очень важным открытием. Жизнь заставляла их учиться быстрее. Нужно было разбивать участки земли, отводить воду из рек, прорывать каналы в тех местах, где поля были выше реки, надо было поднимать воду наверх. Приходилось ломать голову над тем, как облегчить эту тяжелую работу. Постепенно из набора просто отдельных правил математика стала превращаться в науку.

Слайд 10. («Задание командам»)
Ведущий. Разгадайте ребус.

Слайд 11. («В Древнем Египте»)
Ведущий. Больше, чем на шесть тысяч километров протянулась по Африке могучая река Нил. Она надвое разрезает выжженную солнцем пустыню. Вдоль реки – узкая полоска очень плодородной земли. Каждый год в середине лета Нил разливается. Когда вода спадает, на полях остается слой ила, который служит отличным удобрением. На такой земле можно снимать два, три урожая в год, только не ленись поливать посевы. В долине Нила с незапамятных времен люди занимались земледелием. Пять тысяч с лишним лет назад здесь и возникло государство Египет.
Слайд 12.
Ведущий. Древний Египетпервое государство на Земле, первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинён правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были её незыблемость и непостижимость. Определённых успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездие находятся на небе и днём, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. была установлена роль мозга в человеческом организме.
Слайд 13.
Ведущий. Развивалась математика: в конце ХХI – начале ХIХ вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие солнечные нашейные часики. Территория Египта на карте напоминает собой цветок лотоса: стебель цветка - окружённое с двух сторон узкой полосой зелени длинное русло Нила, а чашечка лотоса - дельта Нила. Здесь, на этих плодородных берегах возникла одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности.
Слайд 14. («Диалог строителей пирамид»)
Сцена 2. (исполняют ученики 5 класса)


1-й. Всё боится времени, но само время боится пирамид.
2-й. Вот и ушёл от нас в другой мир фараон Хиопс.
1-й. Теперь снова нам есть работа: смотри, так ли рабы укладывают в пирамиду каменные глыбы.
2-й. Да ещё следи за погрузкой этих каменных глыб в 2, 5 тонны каждая!
1-й. А ведь как придумал великий бог Имхотеп, строитель первых пирамид фараона Джосера, - все пирамиды должны иметь правильную форму.
2-й. И строить их надо не как попало: одна сторона пирамиды должна всегда смотреть точно на восток, другие на север, юг и запад. Только как же Имхотеп определял стороны света?
1-й. Всё просто, как рассвет. В том месте, где будет стоять пирамида, втыкают в землю отвесный шест. В полдень, когда тень от шеста короче всего, она покажет направление север – юг.
2-й. А как определить восток и запад?
1-й. Мой юный друг, как мало ты знаешь? Но, надеюсь, ты хорошо усвоил меры длины!
2-й. О да, конечно! Главная мера длины – локоть. В локте 7 ладоней, а в ладони 4 пальца.
1-й. Возвращаюсь к вопросу, как определить направление восток-запад, зная юг и север. Давай возьмём веревку. Отмерь на ней сначала пять локтей, затем четыре локтя, а затем – три; завяжем на концах этих участков узелки, а концы аккуратно свяжем. Теперь вставим в узелки колышки и хорошо натянем – получиться треугольник с прямым углом, который лежит против большей стороны. Такой треугольник назвали в честь нас египетским.
2-й. Вот уже несколько месяцев мы строим эту гробницу, а конца строительству всё не видно.

Слайд 15. («Вопрос командам», приложение 2)
Ведущий. Древний историк писал: «Сначала она идет в виде лестницы уступами или ступенями. После того, как заложили первые камни, остальные поднимали при помощи помостов. О строительстве какого сооружения идет речь? (Ответ: пирамида)
Ведущий. Самая первая пирамида Джосера имеет длину 129 метров, ширину 109 метров, высоту 60 метров.
Для постройки пирамиды Хеопса потребовалось 2 300 000 каменных кубиков весом от 2 до 30 тонн. Блоки эти так плотно пригнаны друг к другу, что между ними не просунуть и иголку.
На работах было занято 100 000 человек, и менялись они каждые 3 месяца. Видимо, больше никто не выдерживал на этих каторжных работах.
К сожалению, мы мало знаем о людях, строивших пирамиды – история почти не сохранила их имен, но творения их рук до сих пор удивляют мир.

Ведущий. Измените, порядок действий в числовом выражении, чтобы в результате получилась высота пирамиды Джосера?
(Ответ: 42 х 2 : 4 + 7) х 5 – 11=129)
42 х 2 : (4 + 7) х 5 – 11=
Слайд 16.
Ведущий. Кроме замечательных пирамид, храмов, дворцов до нас дошли многие записи, и даже большие рукописи. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретён папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья. Папирус делали из тростника, покрывавшего огромные площади болотной местности в дельте Нила. Некоторые из найденных учеными египетских папирусов специально посвящены математике. Древнейшая математическая рукопись египтян написана 4000 лет назад. Она хранится в Москве и называется Московским папирусом.
Слайд 17.
Ведущий. Другой математический папирус, написанный лет на двести - триста позднее Московского, хранится в Лондоне. Он называется «Наставление, как достигнуть знания всех темных вещей, всех тайн, которые скрывают в себе вещи». Рукопись называется папирусом Архимеда, в ней содержится решение 84 задач на различные вычисления, которые пригодятся в жизни. Вот одна из задач содержащаяся в данной рукописи.
Слайд 18. («Вопрос командам»)
Ведущий. Сколько хлебов и сколько кувшинов пелузийского напитка можно получить с одной меры зерна, если из 15 мер получается 200 хлебов 10 кувшинов пелузийского напитка при условии, что  выход напитка составляет выхода хлеба?
(Ответ: Так как из 15 мер зерна получается 200 хлебов и 10 кувшинов напитка, то из этого зерна выйдет только 30 кувшинов напитка. Поэтому из одной меры выход напитка составит 20 кувшина, тогда хлебов получиться 20).
Слайд 19. (демонстрация видеоролика «В Древней Греции»)
Ведущий. Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Это был удивительно талантливый народ, у которого есть чему поучиться даже сейчас, тысячи лет спустя. В древние времена Греция состояла из многих маленьких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на площадь, обсуждали его, спорили о том, как лучше сделать, а потом голосовали. Понятно, что они были «хорошими спорщиками»: на таких собраниях приходилось опровергать противников, рассуждать, доказывать свою правоту. Греки считали, что спор помогает найти самое лучшее, самое правильное решение – «В споре рождается истина». И в науке греки стали поступать так же, как на народном собрании. Они не просто заучивали правила, а доискивались причины: почему правильно делать так, а не иначе. Каждое правило греческие математики старались объяснить, доказать, что оно действительно верное. Для этого они спорили друг с другом, рассуждали, старались найти в рассуждениях ошибки. Из правил складывались законы, из законов – наука математика.
Слайд 20. («Диалог Пифагора и его ученика»)
Сцена 3. (исполняют ученики 5 класса)
Ученик. Скажи мне, Пифагор, почему все твои ученики носят изображение пифагорейской звезды?
Пифагор. Эта пентаграмма – символ здоровья и наш знак, по которому пифагорейцы узнают друг друга.
Ученик. Я принимаю твой взгляд на мир, Пифагор, и следую твоим правилам: «Беги от всякой хитрости. Любым орудием отсекай от тела болезнь, от души – невежество, от утробы – роскошество, от семьи – ссору, от всего, что есть – неумеренность».
Пифагор. Я рад, что ты достиг начала истины. И каждый раз, прежде чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью, думой раскинь, какие дела тебе день приготовил.
Ученик. Каждое утро солнце приносит новый день. В чем смысл каждого дня, смысл всей жизни?
Пифагор. Смысл жизни в постижении разгадки мировой гармонии. Ключ к этой разгадке я вижу в математике, в познании количественных отношений.
Ученик. Пифагор, вид твой так величественен, что мне иногда кажется, будто это сам бог Аполлон говорит со мной. Что есть начало всего, учитель?
Пифагор. Начало начал – число. Все вещи – суть числа.
Ученик. Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твою беседу?
Пифагор. Половина изучает математику, четвертая часть – музыку, седьмая часть – молчит и, кроме того, есть еще 3 женщины.
Слайд 21. («Вопрос командам»)
Ведущий. Сколько учеников в школе Пифагора? (Ответ: 28 учеников).
Слайд 22. («В древней Индии»)
Ведущий. В Индии математика зародилась примерно тогда же, когда и в Египте, – пять с лишним тысяч лет назад. К началу нашего летоисчисления индийцы уже были замечательными математиками. Кое в чем они обогнали даже древних греков. Однако Индия была оторвана от других стран, – на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы.
Слайд 23. (демонтрация видеоролика «Древняя Индия»)
Ведущий. Индийские ученые сделали одно из важнейших в математике открытий. Они изобрели позиционную систему счисления – способ записи и чтения чисел, которым теперь пользуется весь мир.
Чтобы назвать большое число, индийцам приходилось после каждой цифры произносить название разряда. Это было громоздко, неудобно, и индийцы стали поступать иначе. Например, число 278 396 читали так: два, семь, восемь, три, девять, шесть – сколько цифр – столько слов. А если в числе не было какого-нибудь разряда, как, например, в числах 206 или 7013, то вместо названия цифры говорили слово «пусто». Чтобы не получалось путаницы, при записи на месте «пустого» разряда ставили точку. Позднее вместо точки стали рисовать кружок, который на языке хинди назывался «сунья», что значит «пустое место». Арабские математики перевели это слово на свой язык. Вместо «сунья» они стали говорить «сифр», а это уже знакомое нам слово. Слово «цифра» по наследству от арабов досталось и нам.
Слайд 24. («Задание командам», приложение 3)
Ведущий. Выполните устно действия:
59 х 9 =
139 х 46 + 139 х 54 =
198 х 257 – 198 х 157 =
25 х 78 х 4 =
2 х 169 х 5 =
(Ответы: 1) 531; 2) 13900; 3) 19800; 4) 7800; 5) 1690.)
Слайд 25. (Диалог господина и слуги»)
Сцена 4. (исполняют ученики 5 класса)
Господин. Я приказал тебе заготовить корм для 305 (трехсот пяти) слонов на неделю. Почему же корм завезли только вчера, а сегодня уже ничего не осталось?
Слуга. Я подсчитал все правильно, мой господин. На одного слона на неделю хватает одной повозки корма. В неделе 7 дней. Я умножил 7 на 3, а затем на 5, получил 245 повозок. Ты ведь сам учил меня считать.
Господин. Почему ты умножил 35, а не 305?
Слуга. Как же можно умножить на пустое место?!
Господин. За то, что ты плохо учился, а прикажу тебя высечь, а за то, что слоны остались голодными, я прикажу отрубить тебе голову.
Слайд 26. («Викторина для болельщиков»)
Ведущий. Теперь пришло время викторины для болельщиков. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны для своей команды.
На берёзе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько яблок всего? (Ответ: на берёзе яблоки не растут)
Какая разница между числом и цифрой? (Ответ: цифр – 10, а чисел – бесконечно много)
Кирпич весит 2 кг и полкирпича. Сколько весит кирпич? (Ответ: 4 кг, т.к. 2 кг весят пол кирпича)
Наименьшее семизначное число? (Ответ: 1 000 000)
Слайд 27. («На Руси»)
Ведущий. Первые письменные упоминания о славянах встречаются в книгах древних римлян, написанных в самом начале нашей эры. Арабские книги говорят о том, что в середине первого тысячелетия славяне вели большую торговлю с греками, арабами и другими народами и храбро воевали с иноземцами, которые пытались их покорить. В X веке нашего летосчисления у славян появилась письменность.
Слайд 28. (демонстрация видеоролика «На Руси»)
Ведущий. В 1134 году новгородский монах Кирик написал сочинение «...о том, как узнать человеку числа всех лет». В I тысячелетии у славян появилась денежная единица – рубль. Слово «рубль» происходит от слова «рубить»: первые рубли были просто кусочками металла, которые отрубали от полосы серебра или меди.
В XVI веке, при Иване Грозном, на Руси появляются первые рукописные учебники по математике.
В 1682 году вышла первая в России напечатанная в типографии книга по математике «Считание удобное, которым всякий человек, купующий и продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи».
Особенно важную роль в развитии русской науки сыграла книга «Арифметика или наука числительная», написанная Магницким Леонтием Филипповичем. «Арифметика» Магницкого была издана при Петре I, в 1703 году и долгое время была настольной книгой всех образованных русских людей. Это была настоящая энциклопедия по математике, в которой каждое правило, каждый прием подробно разъяснялся и подкреплялся решением примеров и практических задач.
Слайд 29. («Викторина для команд»)
Ведущий.
В известной сказке «Поди, туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что» царь послал стрелка Андрея за «тридевять земель». Вопрос! Тридевять – это сколько? (Ответ: 3 по 9 = 27).
У 4 целых палок 8 концов. А сколько концов у 4 целых палок и одной половинки? (Ответ: 10 концов).
Сколько число десятков в тысячи? (Ответ: 100).
Число, которое делится на все числа без остатка? (Ответ: 0).
Слайд 30. («В лавке»)
Сцена 5. (исполняют ученики 5 класса)
Учитель. Чиновник купил у купца 3 аршина синего сукна по 4 р. 20 к. за аршин и 1 аршин серого по 1 р. 80 к. за аршин. Сколько чиновник уплатил купцу? Ну, повтори условие задачи и решай.
Ученик. У чиновника Петра Ивановича Сыроежкина поистерлись брюки и форменный сюртук. Пришел он к купцу Поликарпову в лавку, а тот сидит за прилавком, чай пьет.
Чиновник. Здорово, борода! Нет ли у тебя синего суконца на брюки и сюртук мне?
Купец. Как не быть! Для вашей милости все найдется. (Утер купец пот с красного лица и развернул перед чиновником целую штуку синего сукна.) Вот, пожалуйста, товар – первый сорт.
Чиновник. А цена?
Купец. Да я с вас дорого не возьму. По пяти рубликов за аршин.
Чиновник. Ну, это ты, брат, хватил – по пяти рублей! Сбавь малость, а то в другую лавку идти придется.
Купец. Ладно, сойдемся на цене в 4 рубля 20 копеек.
Чиновник. Отмерь 3 аршина. Ах, господи! Вчера сынишка мой Петька с забора свалился и дырку на брюках приобрел. А что, борода, нет ли у тебя чего-нибудь подходящего для моего шалопая?
Ученик. Итак, в первом действии требуется узнать, сколько уплатил чиновник за синее сукно. Для этого 4 рубля 20 копеек умножим на 3. Будет 14 рублей 50 копеек.
Учитель. Запомни: наука требует сжатости выражений. Дважды два – четыре. Понятно? А от умножения 4 рублей 20 копеек на 3 будет 14 рублей 60 копеек, а на 14 рублей 50 копеек.
Слайд 31. («Подведение итогов игры»)
(Жюри считает очки и жетоны набранные командами и болельщиками. Команды, набравшие наибольшее количество жетонов, получают грамоты)

Слайд 32. («Финальные слова»)
Запомни, что Гаусс всем сказал
Наука математика – царица всех наук.
Не зря, поэтому он завещал –
Творить в огне трудов и мук.

Слайд 33. («Финальные слова»)

Безмерна роль её в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов
Каких, дала история до наших дней.
Слайд 34. («Финальные слова»)
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть
Но будешь ты рабочим, иль учёным

Слайд 35. («Финальные слова»)
И будешь честно Родине служить!














Список используемой литературы:
Газета «Математика», № 25, 1999 г; «Колесо истории», авторы: М.Фёдорова, Е. Никифорова, г. С.-Петербург.
Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений М34/ Н. Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.
– 26 изд., стер.- М.: Мнемозина, 2009. 280 с.: ил.
Список электронных видео ресурсов из Интернета:
Как создавались империи. Греция. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Древняя Русь. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Прогулки по Индии. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Список используемых фото ресурсов из Интернета:
Пирамида Хеопса в 19 веке. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Охота. http://images.yandex.ru/yandsearch
Древние карты мира. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Древняя женщина у костра в пещере.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Древние люди у костра в пещере. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Древние люди делят добычу у костра. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Славянский поселок. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Древний счет узелками. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Запоминание чисел – зарубки на костях. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ребус слон. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Древний Египетский папирус. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Древний Египет. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Карта Древнего Египта. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Древние строители пирамид. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Строители пирамид. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Египтяне варят пиво. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пифагор с учеником. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Древняя Индия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Индийская корова. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Купец в лавке. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Купец. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цветок Лотоса. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Девушка из Индии в национальном костюме. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












Приложение 1.
Решите кроссворд «Первобытное общество».

По горизонтали: 2. Первое домашнее животное; 4. Несколько родов, живших в одной местности; 5. Выращивание растений; 6. Часть лука; 8. Мягкий металл, открытый первобытными людьми.
По вертикали: 1. 10 веков; 3. Вера в богов, духов и поклонение им; 5. Разбогатевшие вожди и старейшины; 7. Народы, далеко отставшие от нас в своем развитии; 9. Изготовление различных изделий; 10. Способ обработки камня; 11. Первое жилище людей.

Приложение 2.
Измените, порядок действий в числовом выражении, чтобы в результате получилась высота пирамиды Джосера?
42 х 2 : (4 + 7) х 5 – 11=
Приложение 3.
Выполните устно действия:
59 х 9 =
139 х 46 + 139 х 54 =
198 х 257 – 198 х 157 =
25 х 78 х 4 =
2 х 169 х 5 =




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Театрализованная игра:
«Путешествие по Древнему миру»

Arial BlackКроссворд 'Первобытное общество'Рисунок 2Кроссворд 'Первобытное общество'Кроссворд 'Первобытное общество'Рисунок 2Кроссворд 'Первобытное общество'yђ Заголовок 2Зђ Заголовок 315