ДОКЛАД Использование разноуровневых заданий на уроках математики


МБОУ «Колодезянская ООШ»
Доклад по теме:
«Использование разно-уровневых заданий на уроках математики»
Учитель: Ищенко Светлана Петровна
2014-2015 учебный год
Тема: «Использование разно-уровневых заданий на уроках математики»
Педагогическая технология – такое построение деятельности педагога, в котором всевходящие в него действия направлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятный прогнозируемый характер.
Причины возникновения и практического использования новых психолого-педагогических технологий:
необходимость более глубокого учета и использования психофизических особенностей обучаемых;
осознание необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельным подходом;
возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированныерезультаты обучения;
потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.
Образование – педагогический процесс, направленный на социализацию.
Цель: адаптировать школьников к условиям жизни, умение оперировать знаниями,мышлением, интеллектуальное развитие учащихся.
Основной целью образовательного процесса становится усвоение определенных способов мышления, обеспечивающих понимание и производство новых знаний.
Среди общих видов познавательной деятельности главное место занимают логические приемы мышления.
В своей работе я использую направленность методических приемов:
на усиление внимания к практико-ориентированному знанию, опору наздравый смысл и интуицию;
историко-генетический подход к построению курса математики;
целенаправленное обучение способам рассуждений, как фактор развития мышления;
усиление внимания к мотивационной системе обучения;
развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений;
развитие наглядно-образного мышления в организации усвоения математических понятий;
развитие памяти, внимания в процессе обучения;
развитие умений применять математику в реальной жизни;
Схемы
Этапы обучения: Мотивационно ориентировочный:
актуализация (готов ли к изучению?) ,
мотивация (личная потребность) ,
постановка учетной задачи,
планирование решение задачи;
Операционно-исполнительный:
преобразование условия задачи,
моделирование правила,
преобразование модели правила,
обработка правила;
Рефлексивно-оценочный:
контроль, оценка усвоения правила.
В процессе обучения использую два типа мотивации:
С помощью ранее изученного материала;
С помощью обращения к практике.
Рассмотрим виды обучающих самостоятельных работ, которые занимают ведущую роль в моей практике:
Самостоятельная работа с предварительным разбором.
Дается подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, а затем задания с усложненными элементами.
Решение задач с последующей проверкой.Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показанному им образцу, при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность решения путем постановки соответствующих вопросов.
Многовариантные задания с готовыми ответами по типу перфокарт.
Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.
Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.
Самостоятельная работа с показом.
Такая работа позволяет учащимся не только видеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи межу увиденными тем, что надо сделать.
Работа по заданному алгоритму.
Приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно ориентирует мыслительную деятельность учащихся.
Элементарные навыки работы с книгой:Пользование оглавлением, предметным указателем, аннотацией. Учащиеся испытывают большие трудности в составлении плана, тезисов, конспекта статьи
Учить, детей работать с учебником необходимо, начиная с V класса.
Рассматриваем учебник – как расположен учебный материал, заглавия. Учим пользоваться оглавлением, символикой. Обучение по выделению главного в
прочитанном, проводится в два этапа.
I этап: учащиеся, читая текст, выделяют главное, а затем им предлагается план ответа по данному тексту.
В младших классах ( 5-6 класса) ученики по плану составляют устный рассказ илиотвечают на вопросы плана.
План дается и тогда, когда ребята должны писать сочинения, темы которых могут быть самые различные: “Параллелограмм”, “Четырехугольник”, “Площади”, и др.
II этап: После изучения статьи учебника учащиеся должны записать в тетради основные вопросы к тексту. Если с классом работать систематически то, к концу VII 80 – 90% учащихся с этой работой справляются. Спрашивая своих товарищей, ребята начинают понимать, что они знают, а что им необходимо изучить, чтобы не отстать от товарищей.
С этой целью я провожу взаимопроверки и взаимоопросы.
Иногда учащиеся оценивают знания друг друга и самого себя. Если оценки совпадают,то они выставляются в журнал. Если необходимо составить конспект, написатьсочинение, сделать сообщение, практическую работу, дается план. Ребята охотно пишут и читают доклады по истории математики, о математиках, из раздела “Занимательная математика”.
Работа над сообщением, докладами.
Учит обобщению изученного, отбору наиболее существенного материала. Взгляд назад после изучения темы помогает учащимся получить целостное представление о пройденном. В этом виде самостоятельной работы сливаются обучающий и контролирующий процессы.
Оправдал себя в моей практике “Метод комментирования”.
Ученик с места комментирует решение. Я записываю его комментарии на доске, а учащиеся слушают, смотрят и пишут. Таким образом, включаются все виды памяти — зрительная, слуховая и моторная. Кроме того, увеличивается доля разговорной речи на уроке, т.е. комментирование позволяет, обучаяконтролировать.
Одним из видов самостоятельной проверочной работы является сквознаяконтрольная работа.
Готовится несколько комплектов задач различной степени сложности. Вначале работы всем учащимся дается карточка с простой задачей. Решив ее, учащийся берет следующую, и так в течение всего урока. Степень сложности повышается с каждым следующим заданием. Учитель выдает следующую карточку только при условии правильного решения предыдущего задания. Так к концу урока определяется группа лидеров, которые и получают наивысший балл. На таком уроке присутствуют два соревнования “кто быстрее и лучше”, что активизирует работу учащихся, позволяет дифференцировать нагрузку и поощрить наиболее старательных и способных.
Я практикую применение тестов по отдельным темам и при заключительном повторении в конце года.
Тесты позволяют учащимся не только оглянуться назад, но и выявить пробелы, которые необходимо восполнить при подготовке к экзаменам или при текущей проверки знаний.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся состоит из:
осмысленного чтения;
выделения главного;
классификации;
самоконтроля.
Перспективные виды:
1) Моделирование — различные виды игровой деятельности;
2) Коммуникативная деятельность — беседа, дискуссия, исследовательская деятельность (с источником) .
Краткие дидактические игры, которые я применяю на практике: “Кто есть кто”, “Кто лучше знает”, “Поле чудес” и др.
Моя структура процессов контроля: схема контроля.
Алгоритм применения заданий.
Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:
При составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учеников.
Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
В ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.
Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.
Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.
Создание ситуаций выбора на уроке.
Применительно к личностно-ориентированному обучению ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап урока), когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства, как:
Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить учащихся делать выбор в соответствии со своими возможностями.
Педагогическая целесообразность создания ситуаций выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью. В первую очередь сам учитель определяет, на каком этапе урока и при изучении какого материала использование ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным.
Стимулирование учащихся к выбору. Учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.
Аргументация своего выбора. Для того чтобы учащиеся могли обосновать свой выбор, учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение выбранному варианту.
Определение степени свободы выбора: будет ли она жестко ограниченной или содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
Успешность деятельности. Учитель должен быть уверен в том, что учащиеся обладают достаточным объемом знаний, умений, навыков для успешного их решения.
Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право на неудачу. Учителю необходимо найти этап в процессе деятельности ученика, где была допущена ошибка, объяснить причины неудачи и заметить то, что было сделано правильно.
Оценка результатов решения выбранного варианта. Важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.

Ситуация выбора на уроке моделируется и строится учителем. Хотя каждый учебный предмет имеет свои специфические особенности, можно выделить общие этапы педагогов по ее созданию. Алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на личностно-ориентированном уроке может включать следующие этапы и действия:
Формулировка цели и задач применения ситуации выбора.
Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ситуацию выбора.
Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого планируется применить ситуацию выбора.
Разработка множества вариантов заданий, необходимых для осуществления выбора.
Анализ учебной задачи с целью выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся.
Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.
Продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуаций выбора на уроке:
подбор приемов и методов стимулирования учащихся к совершению выбора,
определение конкретных форм выполнения учебных заданий и времени протекания ситуации выбора,
определение степени свободы действий учащихся в ситуации выбора,
разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач.
Определение оптимального момента в ходе урока для создания ситуации выбора, включение в план урока.
Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора на уроке.
Одной из важных задач учителя, работающего в личностно-ориентированной технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимая самостоятельное решение. Реализации этой задачи могут способствовать памятки, помогающие детям освоить алгоритм действий в ситуации выбора. Памятка может выглядеть так:
Внимательно прочти все варианты заданий.
Осмысли каждое задание.
Соотнеси свои желания с собственными возможностями успешного решения вариантов учебной задачи.
Выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.
Постарайся объяснить самому себе, что твой выбор является наилучшим для тебя.
Теперь направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.
Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.
Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.
Инструкция:
Выполните одно задание по выбору (из 3).
Инструкция:
Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.
Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.
Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3.
Групповая форма работы (формирование группы):
Ребята, сегодня мы работаем в группах, вы можете сами определиться, в какой группе будете работать:
Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему (материал изучаемой темы), то можете поработать в первой группе;
Если вы усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решении практических задач, выбирайте вторую группу;
Если вы уверенно чувствуете себя в теме, хорошо усвоили всю тему в целом и хотите проверить свои силы, выбирайте третью группу.
Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:
овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.
учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.
применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.