Доклад на тему Значение умения различать орфограммы в овладении младшими школьниками орфографической грамотностью.

Значение умения различать орфограммы в овладении младшими школьниками орфографической грамотностью.

Размышляя о психологических закономерностях формировании орфографической грамотности, Г.Г. Граник в одной из своих работ называет саму проблему обучения школьников орфографически правильной письменной речи банальной, но в то же время важной. Важность проблемы обусловлена тем, что она не замыкается на самой себе, поскольку владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания [2].
По мнению психологов, трудности в усвоении орфографии нередко возникают из-за большого сходства формальных особенностей многих языковых явлений, которые должны быть четко отдифференцированы друг от друга для успешного использования орфографических правил, но смешиваются из-за их объективного сходства и недостаточного различения [10, 111]. Целенаправленное формирование умения различать орфограммы может способствовать преодолению этих трудностей. Задача статьи раскрыть сущность и значимость данного умения, а также выяснить его отличия от других орфографических умений.
В методике обучения уже утвердился подход, в соответствии с которым основным содержанием работы в процессе обучения орфографии является не столько изучение орфографических правил, сколько формирование у учащихся умений, называемых собстненно орфографическими. К их числу методисты относят следующие умения: 1) обнаруживать орфограммы; 2) различать орфограммы (определять тип орфограммы) и соотносить их с определенным правилом; 3) выполнить действие по правилу; 4) осуществлять орфографический самоконтроль.
На протяжении длительного времени важнейшим в этом ряду считалось умение обнаруживать орфограммы. Анализ работ известных специалистов в области методики правописания позволяет отметить определенные различия в названии соответствующего действия. Некоторые авторы пишут об умении обнаруживать (Н.С. Рождесвгвенский, М.Р. Львов) или находить (Е.Г. Шатова) орфограммы, другие об умении опознавать (М.М. Разумовская), распознавать орфограммы (Т.Г. Рамзаева) или об умении ставить орфографические задачи (П.С. Жедек). В работах Н.Н. Алгазивой использовались такие варианты названия, как умение обнаружить, опознать, определить орфограмму. Указанные различия свидетельствуют о том, что понимание сущности данного умения у разных авторов не вполне совпадает. Если для обнаружения, нахождения орфограмм достаточно ощущения учащимися вариативности (сомнительности) того или иного написания, то умение опознать, определить орфограмму, как и умение ставить орфографи- ческие задачи, предусматривает обязательное вычленение признаков орфограммы. В верном случае мы имеем неосознаваемое действие. Во втором случае учащийся не только фиксирует наличие орфограммы, во и может объяснить, почему в этом месте в слове (или между словами) орфограмма. Следовательно, это действие можно считать осознаваемым. Важным этапом в развитии методики орфографии можно считать создание ИН. Алгазиной учения об опознавательных признаках орфограммы. Значимость теории Н.Н. Алгазиной связана прежде всего с теми возможностями, которые появились у учителей для развития и обогащения перцептивного опыта учащихся. По мнению психологов, формирование перцептивных действий и овладение системами эталонов, позволяющих опознавать и различать предметы и явления, неразрывно связано с усвоением названий этих предметов, их связей и отношений. Именно слова являются «средствами выделения и систематизации чувственно воспринимаемых свойств и орудием индивидуальной перцептивной деятельности» [10, 123]. Иначе говоря, учащимся необходимо знать, что выделять в воспринимаемом органами чувств языковом материале, какие его признаки фиксировать при решении вопроса о наличии орфограммы. Именно поэтому признаки орфограмм должны быть названы. Действие по обнаружению орфограмм осуществляется, по мнению Н.Н. Алгазиной, на первом этапе анализа, который называется опознавательным. Учащиеся ври этом могут ориентироваться на признаки, получившие соответствующее название (опознавательные). Но на опознавательном этапе анализа выделяются не все признаки, необходимые для идентификации и дифференцирования орфограмм. Вероятно, именно поэтому многие методисты не рассматривают по отдельности, а скорее объединяют умение обнаруживать, опознавать орфограммы и умение различать (дифференцировать) орфограммы. Так, Н.С. Рождественский и МР. Львов трактуют орфографическую зоркость как умение обнаруживать и распознавать орфограммы; М.М. Разумовская первым в числе основных орфографических умений называет умение опознавать орфограммы вообще и конкретные орфограммы, подводимые под изучаемое правило. Понятно, что для опознавания «орфограммы вообще» и «конкретной орфограммы, подведения ее под соответствующее правило учащиеся должны оперировать, во-первых, разными наборами признаков, во-вторых, признаками различной степени обобщенности.
Опознать «орфограмму вообще» можно по единственному признаку (чаще всего по фонетико-графическому). Идентификация орфограммы (опознавание конкретной орфограммы) предполагает оперирование полным набором признаков. Так, например, при выполнении задания найти в слове поговорка буквы, которые могут быть написаны с ошибками, ученик может подчеркнуть все буквы, обозначающие безударные гласные звуки. В данном случае осуществляется опознавание орфограммы по одному признаку. Если же ученику предлагается найти в этом же слове букву, обозначающую безударный гласный в корне слова, то выполняется действие идентификации, т.е. опознавание конкретной орфограммы по совокупности признаков. Однако для успешного выполнения первого действия (опознавания «орфограмм вообще) необходимо соблюдение двух условий: 1) усвоение младшими школьниками понятия «орфограмма»; 2) ознакомление учащихся с общими признаками орфограмм.
Вопрос о целесообразности ознакомления младших школьников с общими признаками орфограмм рассматривается и в методике (М.Р. Львов), и в психологии обучения орфографии (П.С. Жедек). Так, например, М.Р. Львов описывает общие опознавательные признаки, характерные для групп орфограмм, и специальные (частные) признаки, присущие конкретному типу орфограмм [4, 241. П.С. Жедек также считает необходимым 4вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм» [3, 1361. Именно эта информация поможет научить младших школьников опознавать различие, в том числе и неизученные, орфограммы или, по терминологии Л.Б. Селезневой, различать орфограммы и неорфограммы.
МР. Львов в перечне общих признаков приводит буквы и буквосочетания, звуки и звукосочетания, которые создают опасность ошибок. По его мнению, необходимо как можно раньше формировать у учащихся умение замечать в словах такие «опасные» звуки-буквы. П.С. Жедек предлагает по ме-
ре изучения конкретных орфограмм их общие фонетико-графические признаки вносить в таблицу, которая в течение всего периода обучения будет помогать младшим школьникам находить основную массу орфограмм [3, 1441.
Владение общими признаками орфограмм можно проверить, если предложить учащимся обнаружить в тексте диктанта и знакомые, и незнакомые орфограммы. Как показало обследование учащихся 24 классов, даже в группе сильных учеников есть такие, кто испытывает сомнение при выборе правильного написания, но не знает, в каких случаях нужно сомневаться. Эти учащиеся редко обнаруживают орфограммы на неизученные правила (1 --2 случая в тексте диктанта из 85 слов), так как не владеют общими признаками орфограмм. Учащиеся, которые знают хотя бы некоторые общие признаки, обнаруживают до 8 неизученных орфограмм. Показателен тот факт, что большая часть сильных учащихся испытывает сомнение при письме, хотя на вопрос, часто или редко это происходит, отвечают, что редко.
Значительная часть слабых учеников не испытывает сомнений именно потому, что не знает, когда нужно сомневаться. В этой группе самое большое количество совпадений отрицательных ответов на два вопроса:
1. Сомневаешься ли ты в правильности написания слов, когда пишешь диктанты, изложения, сочинения? 2. Знаешь ли ты, когда нужно сомневаться (когда в словах встречается орфограмма)? Отсутствие сомнений в правописании в данном случае свидетельствует о том, что эти ученики не владеют общими признаками орфограмм и, следовательно, не испытывают потребности в применении правила.
Вторым собственно орфографическим умением, важность которого отмечается большинством исследователей, является умение различать (дифференцировать) орфограммы. Действие различении (дифференцирования) орфограмм сходно с действием опознавания конкретной орфограммы, так как требует от учащихся усвоения совокупности признаков. Существенное различие между этими действиями заключается в изменении функции самих признаков. Если
при опознавании все признаки той или иной орфограммы необходимы для ее идентификации, то при дифференцировании как минимум один из признаков будет выполнять роль различителя, тогда как другие признаки могут быть сходными.
По мнению Л,Б. Селезневой, орфограммы и их варианты могут находиться друг к другу как в отношениях тождества, так и в отношениях различия, поэтому имеют и интегральные, и дифференциальные признаки. В качестве дифференциальных признаков орфограмм выступают, во-первых, тип морфемы (правописание корня, приставки, суффикса и окончания подчинены разным правилам); во-вторых, морфологические категории (склонение, спряжение и т.д.), которые находят свое выражение через морфему [9, 20]. Развивая эту идею, отметим, что интегральные и дифференциальные признаки могут меняться местами в зависимости от того, какие орфограммы необходимо различить, а также в какой ситуации и с какой целью осуществляется это различение.
Например, в учебнике Т.Г. Рамзаевой для III класса перед изучением правила правописания безударных гласных в корне проводится сопоставление безударных гласных в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях. В этом случае функцию интегрального выполняет фонетико-графический признак орфограмм (буквы для обозначения безударных гласных), а функцию дифференциального морфема (безударные гласные в разных частях слова). Если сопоставляются орфограммы в корне (либо на этапе обобщения после изучения безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных, либо на этапе ознакомления при блоковом предьявлении материала), то в функции интегрального признака будет выступать морфема, а в функции дифференциального фонетико-графический признак.
Из психологии известно, что дифферендиальные признаки (признаки различия) легче вычленяются и лучше запоминаются. Данное обстоятельство необходимо учитывать, выбирал способ объединения орфограмм. Поясним это на примере, который уже приводился.
Особенности способа объединения (дифференцирования) орфограмм наиболее сложное по своему составу, так как предполагает не только владение полным набором признаков объекта, но и осознавание меры обобщенности и функции данных признаков. Соответственно для учащегося, который способен дифференцировать орфограммы, два предыдущих умения становятся неактуальными, так как за счет оперирования общими и конкретными, интегральными и дифференциальными признаками действие обнаружения, идентификации и дифференциации орфограмм осуществляются одномоментно.
Таким образом, есть основания для того, чтобы главным в ряду собственно орфографических умений признать различение (дифференцирование), а не обнаружение орфограмм. Речь не идет о том, что учащихся вообще не следует учить обнаружению орфограмм. Но если основные усилия сосредоточить на формировании умения различать орфограммы, то можно не только сэкономить время, но и повысить результативность обучения орфографии.








































МОУ « СОШ с. Заречного»
Прохладненского района КБР.










на заседание МО учителей
начальных классов






Доклад подготовила учитель начальных классов
Гришина Л. В.





2007- 2008 учебный год.


" Значение умения различать
орфограммы в овладении
младшими школьниками
орфографической грамотностью"Белый мрамор15