Семинар для педагогов ДОУ Приемы побуждения детей к самостоятельной деятельности

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №6» г. Перми
Материал к семинару для педагогов
По теме «Приемы побуждения детей к самостоятельной деятельности»
03.03.2015.
Подготовила педагог-психолог
Шлякина С.Ю.
Цель: Активизировать знания воспитателей о приемах побуждения детей- дошкольников к самостоятельной деятельности.

Психолог: Самостоятельная деятельность – это деятельность, которая выполняется без участия взрослого, но по его заданию в определенное время. Самостоятельная деятельность требует от детей наличие знаний, умений и навыков, самоконтроля и самооценки, а так же развитие разных видов деятельности: предметной, игровой, учебной.
Структура самостоятельной деятельности: Мотив – Действие – Результат.
Структура деятельности педагога по формированию самостоятельной деятельности может быть представлена как: Методы и приемы мотивации - Создание условий предметной среды – Анализ результатов.
Что такое мотивация? (ответы воспитателей)
Мотив – основное условие самостоятельной деятельности. Мотивы – это сложное образование, развиваются на протяжении всего дошкольного детства. Существуют следующие виды мотивов:
- эмоциональные мотивы
- игровые мотивы
- познавательные мотивы
- социальные
- волевые.
Эмоциональные мотивы – играют важную роль, т.к. определяют успешность в любой деятельности. Педагог должен ориентироваться на эмоциональный фон ребенка. Важный фактор – создание благоприятного психологического климата в группе, обращение к ребенку по имени, опора на похвалу, одобрение, ласковый тон, одобряющие прикосновения и т.д.
Игровые мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и связаны с интересом ребенка к самому процессу игры.. Так как игра является ведущим видом деятельности, игровые приемы очень важное условие мотивации.
Познавательные мотивы – появляются в процессе обучения. Познавательная деятельность дошкольника связана с наглядно-действенным и наглядно-образным способам познания, поэтому используем картинки, ребусы, карточки и т.д.
Социальные мотивы – осознанное побуждение к деятельности путем достижения успеха, сотрудничества с другими детьми.
Волевые мотивы выражаются в умении самоорганизовывать себя, целеустремленности, произвольности.
Развитие самостоятельной игровой деятельности детей зависит от умелого, гибкого руководства педагога, которое включает:
- расширение знаний детей об окружающем мире
- индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель выполняет главную роль
- помощь в распределение ролей, лидирующих позиций
- разыгрывание воображаемой ситуации
- постановка правил поведения от лица персонажа
Методы и приемы мотивации
«Удивляй» - вызывай интерес. Занятие должно начинаться необычно:
- приветствие
- сюрприз
- стихи, загадки
- эксперимент
- внесение кукольного персонажа
«Разминка» - активное включение каждого ребенка в работу:
- постановка правил поведения от лица персонажа
- создание воображаемой ситуации
- прием параллельной игры
- использование сюжета: два шофера, два врача
Самостоятельная игровая деятельность детей
- использование косвенных приемов руководства игровой деятельностью, которые не мешают ребенку самостоятельно играть
- постановка ребенка в позицию взрослого (лидера), что способствуют развитию самостоятельности у детей
Создание условий предметно-пространственной среды
- создание игровой среды в соответствии с возрастными особенностями
- обновление игровых зон
- изменения игровой среды
- педагогу необходимо не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности
- обозначение игровых зон
- схемы и модули для самостоятельной деятельности
Анализ результатов
Любая деятельность должна быть оценена.
- поощрение, похвала
- обращение внимания на позитивные моменты
- рефлексия: «Что понравилось?»
- рефлексия настроения: «Какое у вас сейчас настроение?»










Заголовок 315