Социоигровые и ИКТ технологии обучения младших школьников

Презентационный материал.
Современная школа вступила в стадию освоения новых государственных образовательных стандартов. Одним из направлений изменения начального образования является включение в образовательный процесс современных информационных технологий. Их использование помогает учителям перейти от объяснительно–иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Именно о системно-деятельностном подходе как о ведущем в современном образовании говорится в государственном стандарте. Осознавая то, что ИКТ не могут применятся опосредованно, не интегрируясь с другими технологиями, я пришла к выводу о тесной связи информационно-коммуникативных технологий с игровыми технологиями. Именно эта идея и лежит в основе моей концепции профессиональной деятельности.
Основная цель педагогической деятельности - формирование развитой творческой личности, готовой к саморазвитию, мотивированной к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, осуществляющей сотрудничество с педагогами и сверстниками. В целом, можно говорить о воспитании информационной культуры, которое заключается в формировании научного мировоззрения, операционного стиля мышления, умений работы на компьютере.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
- формирование навыков и умений, связанных с использованием ИКТ (работа с интерактивной доской, создание презентаций, видеороликов и т.д.);
- развитие логического мышления, воображения, памяти, целостного восприятия, наблюдательности, умение сравнивать и анализировать, художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
- воспитание нравственных качеств личности, стремления к самостоятельному отбору информации, формирование эстетического отношения к искусству слова, умения работать в группах.
Любая педагогическая технология опирается, прежде всего, на возрастные особенности детей, которые, несомненно, учитываются педагогом при выборе тех или иных технологий.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается.
Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях – усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения).
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Основными ценностями (по Программе духовно-нравственного развития) в моей педагогической деятельности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, здоровье, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество. Именно на осознание их (ценностей) учащимися и направлена моя педагогическая деятельность.
Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. В данном возрасте в игре развивается: мотивационно-потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные); появляется познавательный интерес (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания); развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения).
В структуру игры как процесса входит: взятие на себя роли, игровые действия как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными, реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Социоигровые технологии лежат в основе ряда приемов ИКТ (электронные учебники, построенные по принципу «виртуального урока» с «виртуальным учителем» и «виртуальными учениками», тренажёры, мультимедийные презентации и т.д.).
«Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности».
Педагогическую технологию, объединяющую возможности ИКТ И социоигровых технологий, можно представить в следующей схеме:












Информационно-образовательная среда нашего образовательного учреждения позволяет использовать ИКТ на уроках в школе (компьютеры, интерактивные доски, мультимедиапроектор, базы данных, программные продукты и др.), а также я использую данные технологии и во внеурочной деятельности в качестве дистанционного обучения (через свой сайт консультирую родителей, учащихся).
Среди использованных мною методов и приемов можно выделить следующие:
- работа с электронными учебниками по разным предметам;
- использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) для работы с интерактивно доской;
- создание презентаций к урокам;
- творческие работы учащихся.
Урок с использованием ИКТ имеет свои методические возможности и преимущества:
- повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и другие;
- возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;
- организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
- повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
- развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
- формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.
Медиаурок может проводиться в компьютерном классе, или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1 классов – 10 мин, со 2-5 классов – 15 мин.
Анализируя опыт использования, информационных и социоигровых технологий на уроках можно с уверенностью сказать, что данная концепция позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- повысить объём выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Особое внимание я уделяю анализу результатов педагогической деятельности. Результативность бывает внешняя и внутренняя.
Внешнюю можно рассматривать на уровне динамики учебных достижений, высоких показателей результатов участия учащихся в различных олимпиадах, конкурсах, смотрах.
Рассмотрим процент качества в параллели 2 классов (2011 – 2012 учебный год). Следует отметить, что самый высокий процент качества у 2 «А» класса (учитель: Гурина О.В.) - 73%. А по итогам первой четверти (2012 – 2013 учебный год) - третьего «А» класса - 75%.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
По результатам проведённых олимпиад среди учащихся первых классов в 1 «А» классе результативность была не высока, что и отмечено на диаграмме. Но в результате применения ИКТ и социоигровых технологий результативность намного увеличилась. В третьем классе уже 18 человек стали победителями и призерами школьных олимпиад.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Внутреннюю результативность можно проследить по сформированности психологических новообразований личности учащихся. Давыдов В.В. в своей книге «Психическое развитие в младшем школьном возрасте» говорил, что психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться такими новообразованиями, как произвольность мышления, рефлексия, внутренний план действий. А так же можно говорить о сформированности у детей целенаправленного наблюдения, коммуникативности, снижения уровня тревожности.
Учащимся первых классов требуется опора на внешние раздражители: предметы, модели, рисунки. К третьему классу ребята уже заменяют предметы словами, могут удерживать в голове образы предметов. Это означает, что интеллектуальное развитие учащихся поднялось на новую ступеньку, у них формируется внутренний план действий. С помощью методики «Аналогии» можно оценить особенность вербального (понятийного) мышления (методика представлена в приложении). Направленность исследования: установление логических связей между словами по заданному образцу. Детям даётся инструкция: «выбрать одно из пяти слов, которое находится в такой же логической связи с контрольным». Для оценки используется количество правильных ответов, которое по таблице переводится в баллы.
Протестированы 3 класса: 2 «А» класс – где применялись социоигровые и информационно-коммуникативные технологии - и 2 «Б», 2 «В» классы – с традиционными формами обучения. Из диаграммы видно, что наибольшее количество баллов набрали дети 2 «А» класса.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Так же с помощью методики «Исключение лишнего» (методика представлена в приложении) можно исследовать способность к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки. Этой методикой тестировались учащиеся моего класса (1, 3 классы). В первом классе на предметном, а в третьем – на вербальном материале. Результаты исследования первоклассников показали, что учащиеся 1 «А» класса не справились с предложенным заданием, а уже в третьеклассники показали хорошие результаты.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 141513 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Одним из новообразований является рефлексия. Под рефлексией понимается умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом. Её целью является не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и приёмы работы с учебным материалом. Рефлексия может проводиться на различных этапах урока: в начале урока как эмоциональный настрой и в конце для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Используя методику «Дерево творчества» (Сказочное дерево) (методика представлена в приложении) можно увидеть, плодотворно ли прошёл урок (или день), удовлетворён ли ребёнок полученными знаниями или хотелось бы ему узнать больше. По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;  Цветок – довольно неплохо;  Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;  Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость. 
С целью рефлексии проводится анкетирование учащихся, из которого видно, доволен или нет ребёнок своей работой на уроке, длинным или коротким показался ему урок и т.д.:
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется 
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно 


Если в первом классе учащиеся отвечали, что они устали, настроение ухудшилось, материал им был не совсем понятен, на уроке было скучно, то к третьему классу, после того как стали применяться социоигровые и информационно-коммуникативные технологии, дети стали давать такие ответы, как: на уроке я был активен и остался им доволен, материал урока мне был понятен и интересен, домашнее задания мне кажется полезным и т.д.
Так, к третьему классу учащиеся стали на уроках более активными. Например, если в первом классе активно работало 7 человек, а остальные просто «отсиживались», то к третьему – 19 человек.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Чтобы проверить сформированность коммуникативных качеств, я воспользовалась методикой «Придумай игру» (методика представлена в приложении). Если детям в первом классе придумать игру было сложным, то уже к третьему классу они с лёгкостью это делают и получают максимальное количество баллов.

Презентуемый опыт

Свой педагогический опыт я распространяю на некоторых сайтах в интернете:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылка на мою страницу: Мой Сайт учителя начальных классов на nsportal.ru
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (26 публикаций)
А так же выступая на педсовете и методическом объединении среди учителей нашей школы с темой самообразования «Применение игровых и информационно-коммуникативных технологий в начальной школе» делилась опытом с учителями нашей школы.
Мной были выведены некоторые рекомендации по использованию и созданию презентаций, а так же критерии оценивания презентаций, сделанных учащимися.
Рекомендации учителям
Слайды презентации используйте во время объяснения, закрепления или создания проблемной ситуации на уроке.
Отбирайте материал для создания презентации соответствующий принципам научности, доступности, наглядности.
Последовательность показа и логика построения слайдов должны зависеть от содержания изучаемого материала и особенностей восприятия детей конкретного класса.
В презентацию обобщающего урока включай схемы, таблицы, диаграммы. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.
Используйте возможности компьютерной анимации (но эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации).
Не стройте весь урок на презентации. Помни! 1 класс – 10 минут, 2-5 класс – 15 минут.
Приобщайте самих обучающихся к созданию электронных презентаций.
Критерии оценивания презентации
1. Содержание:
- грамотность;
- краткость и содержательность информации.
2. Оформление:
- логическая последовательность изложения;
- наличие единого стиля оформления.
3. Оригинальность представления:
- необычное начало;
- использование дополнительных эффектов (звук, графика, анимация).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
2) Каймин В.А. Основы компьютерной технологии. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 8 с.
3) Лапчик М.П. методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.
4) Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 28 с.
5) Первин Ю.А. Курс «Основы информатики» для начальной школы. / Информатика и образование, 2002. – 12 с.
6) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 © 957/13-13./ Информатика и образование, 2002.
7) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I.
8) www.eti-deti.ru/child/105.html.










ИКТ + социоигровые технологии

- развитие логического мышления;
- воспитание информационной культуры;
- формирование навыка отбора информации


- развитие мотивационно-потребностной сферы;
- возникновение познавательного интереса;
- развитие произвольности поведения;
- развитие творческого воображения

формирование навыков сотрудничества и коммуникации