Методическая разработка Современные педагогические технологии применяемые на уроках химии и биологии


Методическая работа учителя химии - биологии
Сараевой Любови Александровны
«Используемые современные педагогические технологии и приемы на уроках химии и биологии»
Информационно-коммуникативные технологии. Химия и биология, являются естественными науками которые, тесно связаны с, гуманитарными, математическими и техническими областями и как ни какие другие предметы нуждаются в постоянном процессе актуализации.
На современном этапе достижение результата в обучении химии и биологии без использования информационно-компьютерных технологий не интересно и не актуально. «Свежие» новости, различные образовательные, в т.ч. химические и биологические сайты, поджидают учителя на страницах Интернета, наглядные, методически грамотные электронные учебники предлагают уже готовый материал урока с 5 по 11 класс. Интересен и насыщен разнообразной информацией в области химии и биологии Сайт компании Кирилл и Мефодий (http://www.km-school.ru), содержащий разнообразную образовательную информацию для учителей и их учеников; привлекают сайт газеты «Биология» и «Химия» 1 сентября, сайт (https://1сентября.рф); современный учительский портал (http://easyen.ru/load/biologija/igry); очень интересен сайт по биологии (http://biouroki.ru) и т.д. Уже накоплен достаточный опыт по использованию информационно – компьютерных технологий в образовательно-воспитательном пространстве школы. Уроки химии и биологии сегодня оснащены компьютером проектором и интерактивной доской для работы на уроках и во внеурочное время. Основным элементом, получившейся образовательной модели, стал компьютер.
Практика показала, что использование электронных изданий и ресурсов на основе реализации только объяснительно-иллюстрационного метода мало эффективно. Поэтому, обучение с использованием ИКТ должно строиться на основе сочетания объяснительно-иллюстративного метода с другими – презентационным, проблемным, проектным, исследовательским.
Исследовательская методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, большая часть исследовательской работы - поиск информации, её обработка и анализ, подготовка материала презентации материала - осуществляется во внеурочное время.
Для детального изучения при применении ИКТ – технологий мною изучено большое количество литературы. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения биологических и химических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.
Проектные технологии. Исследовательский метод. Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности учащегося – исследователя.
В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из информационного массива.
Важным моментом исследования является поиск свойств объекта познания и новое их применение. На базе найденных свойств, школьники обучаются находить и по возможности практически воплощать свои новые идеи в различных направлениях.
Так в области теоретической деятельности – это
выдвижение гипотез;
определение закономерностей;
составление прогнозов развития.
В области прикладной деятельности – это
предложения по улучшению функционирования рассматриваемых систем;
создание новых методов получения результатов;
выпуск авторских материалов для широкого круга пользователей.
Каждая исследовательская тема – это шаг по пути расширения кругозора учащихся, педагогов, родителей. Проводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и автоматически переходит в творческое состояние. Здесь ученик – исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания.
Данная методика организации исследовательской деятельности учащимся позволяет:
расширить область личных и общечеловеческих знаний.
получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт.
формировать научно-исследовательские навыки.
реализовать личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности.
самостоятельно осваивать новые виды деятельности, технические средства, компьютерные программы.
Результатом использования данного метода можно назвать исследовательскую деятельность обучающихся:
Проектная деятельность обучающихся.
Учебный год ФИ ученика, класс Название проекта Место представления Результат представления
2013-2014 Ковригина Ольга, Аганина Анастасия, Решетникова Татьяна, 10 класс «Влияние алкоголя на растения» РЦРО и МБОУ «Бакчарская СОШ» открытая научно-практическая конференция «Мои исследования предмета» Победа в номинации
2014-2015 Раченко Михаил, 9 класс «Исследование различных сортов чая» РЦРО и МКОУ «Поротниковская СОШ» научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» диплом
2015-2016 Раченко Михаил, 10 класс «Качественный анализ чипсов» ТГУ проект «Открытый университетский класс» Диплом победителя
2015 - 2016 Нарженкова Дарья, 5 класс «Красивое мыло своими руками» РЦРО и МБОУ «Бакчарская СОШ» открытая научно-практическая конференция «Мои исследования предмета» Сертификат участника
2015 - 2016 Шайдуллина Маргарит , Недрогайлова Валерия, 6 класс «Влияние табачного дыма на рост растений» РЦРО и МБОУ «Бакчарская СОШ» открытая научно-практическая конференция «Мои исследования предмета» 2 место
Игровые технологии. Игра – зеркало жизни ребёнка. Даже в самой незамысловатой игровой схеме находит своё отражение накопленный детьми жизненный опыт. В процессе игры подвергается проверке, переосмысливаются и закрепляются многие привычные представления детей об окружающем мире. Вместе с тем приобретаются полезные навыки, развиваются организаторские способности. Так незаметно для него самого игра подводит ребёнка к истокам созидательного труда.
Хорошая игра требует от играющего немалых усилий на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Игра приучает к согласованным действиям, к точности, своевременности выполнения игровых заданий, ответственности перед командой, сознательной дисциплины. Для формирования и развития познавательных интересов учеников существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности.
Прежде всего, учитель должен прийти к учащимся с готовой игрой, продуманным планом её проведения: в какой момент её провести, в каком месте, иметь всё необходимое под рукой. Но не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд. Игры умственного труда необходимо чередовать с двигательными. Игра должна соответствовать возрасту учащихся и теме урока или мероприятия.
Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать и в начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления изученного материала и снятия напряжения после напряжённой познавательной деятельности.
Познавательные игры следует включать в учебный процесс во время повторения некоторых пройденных тем в конце учебного года, когда теряется интерес к учёбе.
Очень важно то, что учащиеся сами подключаются к составлению познавательных игр: кроссвордов, ребусов, шарад и т.п. Учителю необходимо поддерживать таких учеников, так как они активизируют своей работой остальных учеников класса.
Значение игр в формировании интереса к предмету очень велико и учителю нельзя недооценивать их роль. Используя их вместе с другими формами и методами работы, учитель достигает главной цели – его ученики будут любить и знать химию и биологию.
Классификация используемых мною игр разнообразна:
Игры: «загадки», «биологические шарады», «викторины», «кругосветка», «химическое лото лото», и т.п.
Ребусы, анаграммы, шарады, кроссворды.
КВНы по определённым темам.
Игры: «Кто хочет стать миллионером», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес».
Компьютерные развивающие игры.
Химические занимательные опыты для детей.
Игровые технологии использую и во внеклассной работе. В данной технологии были подготовлены и проведены мероприятия на школьной неделе «Естественных наук»
Дифференцированный подход в обучении. Школа предлагает широкие возможности для учителя и ученика в выборе индивидуального подхода в обучении: разноуровневые программы, личностно-ориентированное обучение, методику преподавания и т.п. Я, как педагог, убедилась в том, что уровневое дифференцированное обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для опережающего обучения продвинутых обучающихся. В рамках нашей школы такой подход, как ни когда, оправдан, в связи с тем, что в классах обучаются ученики по программе VII вида, требующей дополнительного планирования, как урока, так и контроля. Работа с индивидуальным поурочным планированием проводится в 5 классе (6учеников), в 6 классе (3 ученика), в 7 классе (4 ученика), в 8 классе (6 учеников), в 9 классе (5 учеников).
Каковы плюсы данной технологии:
Уменьшается нагрузка на детей, которые не способны учиться в рамках обычной программы.
Отпадает проблема неуспеваемости, т.к. каждый учится так, как может.
Становится реальным получение и усвоение обязательного минимума.
Здоровьесберегающие технологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Поэтому одной из основных задач каждого учителя является организация уроков на основе принципов здоровьесбережения.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
1. При подготовке урока необходимо учитывать особенности класса в области восприятия. Особенности восприятия определяются функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы в зависимости от того, какое из полушарий является доминирующим:
левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
правополушарные люди – для них характерно конкретно-образное мышление и воображение;
равнополушарные люди – у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Зная преобладающие характеристики детей, планирую деятельность урока, изложение учебного материала на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.
2. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объёмом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
5- 25 минута – 80%
25 – 35 минута – 60-40%
35 – 40 минута – 10%
В связи с этим максимальную нагрузку необходимо давать в первые 25 минут урока. Далее необходимо сделать познавательный перерыв (беседа по дополнительному материалу), двигательный перерыв (работа у доски) в течение 5 минут и затем закрепление узловых моментов пройденного материала. Обобщение опыта по использованию данной технологии представлено в выступлении на районном методическом объединении
6. Модульное обучение - возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Сегодня учебный процесс в школе продолжает сохранять старые формы и методы работы, которые время от времени “украшаются” нестандартными подходами (диспутами, конференциями, деловыми играми, групповой работой и т.д.). Однако, преобладающим методом является объяснительно-иллюстративный, который не обеспечивает ученику развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, в корне изменить учебный процесс.
7. Тестовые технологии. Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Я уже несколько лет работаю над усовершенствованием методики использования тестовых заданий для контроля за качеством знаний учащихся и убедилась в определенных их преимуществах, особенно при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Конечно, в своей работе я использую тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях, но чаще всего разрабатываю их самостоятельно.
Применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, развивает способность к анализу.
Чаще всего я использую тесты с выборочными ответами. Они дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Оптимальные тесты, содержащие 10-12 вопросов при 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один.
8. Кейс – технологии. Я думаю, что специальная образовательная кейс-технология, где ученик получает определенный набор материалов и заданий и имеет возможность спокойно над ними подумать, а потом отправить (или сдать) выполненную работу учителю, очень эффективна, ведь многим детям нужен индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый ребенок способен работать в коллективе.Первая цель, которая достигается с помощью этих способов, - углубленное изучение предмета. Второй - подготовка к олимпиадам, поэтому в качестве примера кейса можно брать модуль одной из тем учебника и продумывать под него задания.