Конспект урока по русскому языку на тему «Родовые окончания имён прилагательных».

Тема «Родовые окончания имён прилагательных».
Цели:
-обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном,
- Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число; расширять словарный запас детей;
- развивать внимание и логическое мышление,
- воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу , учить работать в группах.
Задачи.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Ход урока:
Организационный момент.
-Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
У: Какая из этих елочек вам нравится больше? Почему?
Д: Вторая, так как она красивая, украшена.
У: Наша речь тоже была бы довольна скучной и безликой, однообразной и не яркой, как первая елочка, если бы не одна часть речи, которая очень украшает и разнообразит наш язык. Я думаю, вы уже догадались, что это за часть речи. Проверьте свою догадку, послушав стихотворение:

Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его
Д: прилагательное.
У: Итак, какая часть речи будет сегодня главной на нашем уроке?
Д: Имя прилагательное.

Актуализация знаний.
У: А что такое имя прилагательное и что вы о нём знаете, вы расскажите друг другу в парах , используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на столе. На 1,2,3 вопрос отвечают ребята I варианта, на 4, 5, 6 ребята II варианта.

«Что я знаю об имени прилагательном»
1.Что такое прилагательное? 2.Что обозначает прилагательное? 3.На какие вопросы отвечает?

4.С какой частью речи связано? 5.Что образует с существительным? 6.Какое слово главное, какое зависимое?
Проверка:
У: Посмотрите, у меня есть основание пирамидки. Давайте нанижем на стержень разноцветные колечки с ответами на вопросы.
На пирамидке есть еще место. Как вы думаете, почему?
Д:О прилагательном еще можно что-то сказать.

Чистописание.
АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЙ ОЕ ЕЕ
У: Какие соединения повторяем?
По какому еще признаку можно разбить на группы ?
Д: Это окончания прилагательных разных родов.
У: Какое еще знание о прилагательном добавим в пирамидку?
Д: Прилагательные изменяются по родам.
У: Все равно на пирамидке есть место, значит есть что-то еще, что нам важно знать об имени прилагательном.

Получения задания для пробного действия.
У: Сейчас вам предстоит работа в группах.
Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Скорее карточку возьмите
И порядок наведите.
Сформулируйте задание.
Д: Вставить окончания прилагательных.
сильн метель, светл пальто, красив цветок, вечерн заря, беленьк зайчик, син небо.

Выполнение пробного действия.
У.Выполняйте.

Фиксация затруднений.
Проверка у доски.
У: Почему окончания получились разные? Каких знаний нам не хватило?
Д: Как правильно писать окончания прилагательных.
У: Уточню: родовые безударные окончания.

Постановка цели.
У: Итак, цель урока – научиться писать родовые безударные окончания имен прилагательных. Этой цели мы достигнем, если сумеем решить следующие задачи:
Составить алгоритм написания окончаний.
Разобрать по алгоритму образец.
Потренироваться в написании окончаний по алгоритму.

Составление плана.
У: Первая задача – составить алгоритм.
Почему никто не ошибся в словосочетании сильная метель? Почему нельзя написать: сильный метель, сильное метель?
Д: Метель- это существительное женского рода.
У: Вот и первый пункт алгоритма.
Найти существительное с которым связано прилагательное
Что у него определили?
Д: Род.
У: Второй пункт:
2)Определить род имени существительного.
Зачем это делать?
Д: Чтобы определить род прилагательного.
У: Как ещё можно это можно сделать?
Д: По вопросам от существительного.
У: На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?
На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?
На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?
Д: Какой? Какая? Какое?
У: Третий пункт:
Задать вопрос к имени прилагательному.
Золотой, красная, доброе, тихий, зрелый, летнее, ранняя.
1 ряд запишет вопрос прилагательных мужского рода и выпишет нужные прилагательные.
2 ряд запишет вопрос прилагательные женского рода и выпишет нужные прилагательные.
3 ряд запишет вопрос прилагательных среднего рода и выпишет нужные прилагательные.
Выделите в вопросах и прилагательных окончания. Назовите (заносят в таблицу).
Сделайте вывод.
Д: Окончания прилагательных часто совпадают с окончаниями вопросов.
У: Четвертый шаг:
4) Определяем род имени прилагательного.
Пятый шаг:
5) Вспоминаем нужное окончание.

У: Какую задачу урока мы решили?
Д: Первую.
У: Переходим ко второй.

Фиксация нового способа в речи.
У: Определим по алгоритму верные окончания в спорных словосочетаниях из начала урока.
Проверка - проговор.
Какую задачу решили?
Д: Вторую.
У: Что осталась сделать?
Д: Потренироваться.


Отработка умения.
Пожил.. человек, ярк.. солнце, весенн песенка
Проверка .
У: Какое знание об имени прилагательном мы закрепили?
Д: Написание родовых окончаний.
У: Добавлю это знание в пирамидку. Посмотрите, есть ещё место, значит на следующих уроках нам предстоит узнать о прилагательном ещё много нового, важного и интересного.

Процесс самоконтроля.
Чтобы наша пирамидка знаний была прочная и не расшаталась, давайте проверим себя, как мы усвоили новое знание.
У:Я предлагаю вам в парах поиграть в лото. Перед вами карточки со словами.
Подберите походящее по смыслу прилагательное к имени существительному





ГОРЯЧИЙ



ВОДА




СИНИЙ


ОЗЕРО



СЧАСТЛИВЫЙ


ЖИЗНЬ



РАННИЙ


УТРО


ВЕСЕННИЙ

СОЛНЦЕ



СОСЕДНИЙ


УЛИЦА


У: Все ли вам нравится в полученных словосочетаниях? Измените окончания, записав в тетрадь

Проверка.
У: Выполните тест.
12. Тест.
Выберите правильный ответ, обведите в кружок.
1. Имя прилагательное обозначает:
у) признак предмета б) предмет в) действие предмета
2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:
а) кто? что? м) какой? какая? какое? какие? в) что делает? что сделал? что сделала?
3. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) с глаголом н) с существительным
4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?
а) –ой, -ый, - ий
и) -ая, -яя
в) –ое, -ее
5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?
ц) –ой, -ый, - ий
л) -ая, -яя
в) –ое, -ее
6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
д) –ой, -ый, - Ий
б) -ая, -яя
а) –ое, -ее
У: Какое слово у вас получилось?
Д: УМНИЦА.

13.Рефлексия. Лесенка знаний.
- Оцените свою деятельность на уроке на «лесенке знаний».
- Если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте крестик на нижней ступеньке.
- Если нет вопросов, то посередине.
- А если вы можете научить товарища, то на верхней ступеньке.

14. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
У: Встаньте кто поставил крестик вверху.
Дома вы опишите вашего четвероного друга, используя имена прилагательные.

У: У кого крестик в середине выполните следующее упражнение
Запиши рассказ, выбирая имена прилагательные. Определить род, выделить окончания.
Сегодня (отличн.., замечательн.., чудесн..) день.
Какое (ясн.., голуб.., лазурн..) небо!
Впереди виден (густ.., таинствен.., незнаком..) лес.
В лесу (высок.., зелён.., могуч..) деревья.
Вдали (старин.., камен.., таинствен..) крепость.
Мы идём по (узк.., широк.., лесн..) тропинке к крепости

У: У кого крестик внизу для вас следующее упражнение.
Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род.
Голубое небо,
Речка голубая,
Голубой дымок на берегу.
Поле золотое, солнце золотое,
Золотая Родина моя.