Открытый урок по русскому языку на тему «Родовые окончания имен существительных» (3класс)

МОУ Барановская СОШ












Открытый урок.
Русский язык (3 класс)


ТЕМА: «Родовые окончания имен существительных»

















Учитель: Казакова Т.Н.








Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Родовые окончания имен существительных.

Цели:
Формирование умений определять род им. существительного в тексте; -во множественном числе;
Ознакомление с окончаниями существительных м.р., ж.р. и ср.р. в ед.числе;
Развивать орфографическую зоркость; речь учащихся;
Умение пользоваться карточками в работе: индивидуально, в парах, группой (подготовка к ЕГЭ)

Оборудование: доска, карточки с заданиями



Ход урока.
Организационный момент – сообщение темы и целей урока.
II . Чистописание –

Повторение
III. 1)Разбор домашнего задания (выборочно)
2) Упражнение в определении рода им.существительных
(запишите отгадки, определите род)
IV. Работа по теме урока.

Наблюдение над окончаниями имен существительных
Упр. 416.
Игра «Составь букеты»

А) Разложить цветы в 3 вазы по родам:
Роза, тюльпан, сирень, нарцисс, ромашка, василек, пион.

Б) Разложить по родам овощи и фрукты:
Помидор, груша, слива, морковь, картофель, капуста.

Учитель: Молодцы! Думаю, что теперь каждому из вас по плечу самостоятельная и очень ответственная работа.
(Учащимся предлагаются карточки с заданиями для индивидуальной или парной работы)

Карточка №1
Задание: Определить род им. существительного, поставьте «+» в нужном столбике.


Имя существительное
Ж.р
М.р
Ср.р

Варенье


+

Гора
+



Валентин

+


Книга
+



Гуляш

+


Дерево


+

Варвара
+



Мужчина

+


Попугай

+


Перо


+





Учитель: С этим заданием, надеюсь, все справились?
А сейчас, ребята, начинается синтаксический шторм. Чтобы с ним справится, надо составить красивое предложение по схеме:



·

сущ. гл. прил. сущ.
Дети рисуют красивый рисунок.


(Учащиеся составляют предложение. Лучшее записывается на доске и в тетрадях, а затем проводится синтаксический разбор)

- Найдите существительные в предложении. На какие вопросы они отвечают, какой у них род?

Следующее задание:
- Проверьте слова в столбиках, лишнее зачеркните.

Ж.р.

Утка.
Жучка
Жилетка
Медаль
Таня
Дедушка
М.р.

Матрос
Виталлий
Конь
Мать
Десяток
Вова
Ср.р.

Утро
Дверь
Небо
Кино
Серебро
Варенье

- Со всеми заданиями вы справились, теперь подведем итог нашего урока. Так какие же существительные относятся к ж.р., м.р. и ср.р. и какие при этом могут менять окончания.
Для этого мы выполним задание по группам.

Карточка №2
Задание: Соединить линиями признаки существительных и их род к которому они относятся:



Средний род.



Женский род.


Мужской род.

- Достаточно ли для определения рода знать только окончание существительного?
(Нет, т.к. –а, -я, есть и в м.р.и в ж.р.)

-Понравилось ли вам на уроке?
- О чем вы могли бы рассказать дома?
-Урок окончен.








Казакова Т.Н


КТО?

ЧТО ДЕЛАЮТ?

КАКОЙ?

ЧТО?

К этому роду относятся имена существительные, к которым можно поставить слова - он, мой; имеют окончание - а, -я, -и, -ь, [ ].

К этому роду относятся имена существительные, к которым можно поставить слова - оно, моё; имеют окончание - о, - е.

К этому роду относятся имена существительные, к которым можно поставить слова - она, моя; имеют окончание - а, -я, -ь.



15