Урок по русскму языку по теме Развитие умения определять род имён существительных мужского, женского и среднего рода


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Нижнекамский муниципальный район Республика Татарстан
Урок по русскому языку
для 3 Б класса,
проведённый в рамках педагогической мастерской
«Современный урок. Опыт. Проблемы. Перспективы."

Тема урока: «Развитие умения определять род имён существительных мужского, женского и среднего рода.»
Учитель: Зайнуллина Раушания Ризаевнаг. Нижнекамск 2016 г.
Цели урока: Учить определять род имен существительных.
Планируемые результаты:
Предметные: ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом; научить определять род имен существительных.
Личностные: понимать тезис о том, что язык – главное средство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран.
Этап урока. Методы и приемы Хроно-метражСодержание урока.
Деятельность
учителя №
слайда Деятельность ученика Планируемые результаты (УУД)
Организационный момент
Словесный: слово учителя 4 мин 1.С добрым утром начат день,
 Первым делом гоним лень.
 На уроке не зевать,
 А работать и писать.
 2.Тихо сели. Начинаем урок!
3. Попробуем вместе составить план нашего урока.
1. план урока
2. чистописание
3. название темы урока
4. цели урока
5. упражнение
6. новая тема
7. подведение итога
8. выставление оценок
9. рефлексия
Запишите число и классная работа.
4.Чистописание
- Прочитайте буквы, написанные на доске. Сейчас вы пропишите мжс мжс мжс
- Мы эти буквы не зря прописали. Это будут ключевые буквы нашего урока. 1
2 Приветствовать учителя. Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.
Практ.: уст. и письм. упр. 10 мин  Прочитайте отрывок из стихотворения
Сергея Городецкого «Лето».
А в тр…ве, на з…мле,
На цв…тке, на ст…бле -
Всюду пенье и свист,
И живет всякий лист:
Тут и муха, и жук,
И з…лёный паук.
- Какая орфограмма во всех словах?
(Проверяемая гласная буква)
- Как проверить проверяемую безударную гласную в корне слова?
(Для того, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.)
Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму.
-Какие имена существительные вы выписали?
Трава, земля, цветок, стебель, пенье, свист, лист, муха, жук, паук.
-На какие две группы можно разделить имена существительные? (Данные имена существительные можно разделить на две группы так:
в первую группы возьмем слова муха, жук, паук, так как это одушевленные имена существительные, во вторую группу – трава, земля, цветок, стебель, пенье, свист, лист. Это неодушевленные имена существительные.
– А можно разделить по-другому: в первую группу взять имена существительные жук, свист, лист, – так как они состоят из одного слога, а в другую группу – муха, паук, трава, земля, цветок, стебель, пенье, так как они состоят из двух слогов.
3
4
Отвечать на вопросы.
Выполнять упражнение.
Определять тему и цель урока.
Один ученик работает у доски
Личностные -
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.
Физ. минутка 1 мин Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнём! 5 Делать физ.
разминку Личностные - установка на здоровый образ жизни.
Словесный: ответы на вопросы.
Практ.: уст. и письм. упр. 10 мин Что мы уже знаем об имени существительном?
(Имя существительное – это часть речи.
Отвечает на вопросы кто? и что?
Обозначает предмет.
Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.)
- В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи.
- Прочитайте предложения:
Медленно падает на землю пушистая снег.
Пёстрое бабочка весело порхает с цветка на цветок.
Яркий солнце осветило окрестность ярким светом.
- Понравились вам предложения?
(Ответы учащихся)
- А что здесь не так?
Давайте, мы эти ошибки исправим. Как правильно нужно говорить? Почему?
Какие красивые получились предложения!
Запишем только словосочетания.
Пушистый снег, пёстрая бабочка, яркое солнце.
- Кто назовёт тему урока?
(Развитие умения определять род имён существительных мужского, женского и среднего рода.)
- Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. 6
7 1 человек на доске пишет Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.
Познавательные –
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 
Решение частных задач
Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание
Практ.: уст. и письм. упр. 2 мин -Какие цели поставим сегодня на уроке?
(Ответы учащихся)
-Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных.
-Имена существительные делятся на мужской, женский, и средний род. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет.
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё! 8
9 Слушать учителя.
Усваивать новую информацию, участвовать в беседе.
Строить речевое высказывание.
Выполнять упражнение.
Анализировать слова.
Делать вывод.
Выполнять работу по карточкам. Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.
Познавательные –
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 
Решение частных задач
Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание
Практ.: уст. и письм. упр. 3 мин - Ребята, какое слово самое дорогое на свете? (Мама)
- Давайте попробуем слово мама изменить по числам. Что получилось? (единственное число – мама, множественное – мамы)
А теперь измените по родам.
Он – ?
Она – ?
Оно – ?
- Что получилось? (Только женский род – мама).
- Какой вывод мы можем сделать? (Имена существительные не изменяются по родам)
- Итак, как же мы определяем род имен существительных? 10 Актуализировать знания.
Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности;
Физ. минутка 3 мин ФизминуткаСпал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
(покружиться)
- Найдите имена существительные мужского, женского и среднего рода. Докажите свой ответ.
Запись в тетради в столбик, род записать через чёрточку.
Мужской род – м.р., женский – ж.р., средний – ср.р.
(Цветок – м.р., бабочка – ж.р., солнце – ср.р.)
- Кто догадался, почему на чистописании были прописаны буквы мжс?
(Ответы детей) 11
12 Выполнять упражнения.
Личностные - установка на здоровый образ жизни.
6 мин
3 мин Закрепление новой темы.
1) Самостоятельная работа.
-Откройте учебник на стр. 30, упр. 22. Прочитайте задание. Спишите выделенные имена существительные, через чёрточку напишите слово в начальной форме, рядом напишите род.
Проверка работы.
2) Работа в парах.
- Сейчас вы будете работать в парах. На каждой парте лежит конверт один на двоих. В конверте записаны имена существительные. Вы должны определить их род. Напишите его над каждым словом.
Но там еще есть лишнее слово, в котором нельзя определить род. Я думаю, справитесь. Так ведь? Это слово подчеркните.
   Улица, место, точка, платье, апельсин, дорога, медведь, корыто, музей, зелёный, картина, гнев, бревно.
Проверка работы.
Прочитайте слова и назовите род. Какое слово было лишнее и почему? 13
Анализировать слова.
 Отвечать на вопросы теста.
Взаимопроверка. Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание;
Познавательные -учить воспринимать, анализировать, проверять.
Итог урока.
Словесный: отвечают на вопросы 2 мин Вот и закончился урок!
Подведем скорей итог!
– Какую «тайну» мы сегодня раскрыли?
– Какие цели были поставлены на уроке?
– Достигли мы целей урока?
Запишите домашнее задание стр.31, упр.23.
Оценивание
- Кто отлично работал?
- Кто хорошо? 14 Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Рефлексия 1 мин Закончи предложения                  
На уроке я работал - активно/пассивно
Своей работой на уроке я - доволен / недоволен
Урок для меня показался - коротким / длинным
За урок я - не устал / устал
Моё настроение стало - лучше / хуже
Материал урока мне был - понятен / не понятен
- полезен / не полезен 15 Оценивать свои достижения Регулятивные –анализировать собственную и нашу работу.