Урок русского языка Изменение имен существительных по числам




ГБОУ СОШ № 4 КУСТО

«ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА



Романова Л.Б.

3 класс





Класс
3 класс

Предмет, тема урока
Русский язык, тема: «Изменение имён существительных по числам»

Учебник
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2012

Цели и задачи урока
Цели: 1) обобщение знаний об изменении имён существительных по
числам, формирование умения изменить имена существительные по числам,
определять числовую принадлежность имён существительных;
2) развитие внимания, логического и творческого мышления;
3) воспитание чувства ответственности, толерантности;
4) формирование коммуникативной компетенции;
5) формирование межпредметных связей.

Задачи: - обобщить знания об изменении имён существительных по
числам
- отработать сложные случаи образования множественного числа
-закрепить правописание таких слов
-провести орфографический тренинг



Тип урока
Урок отработки умений и рефлексии

Используемые приёмы, методы, технологии обучения
Приёмы: выбор способа действия, создание проблемной ситуации.
Методы: поисковый, проблемный, работа с книгой.
Технология проблемного обучения, коммуникативные технологии, элементы развивающего обучения.

Используемые формы познавательной деятельности детей
Индивидуальная, групповая, работа в парах

Оборудование
1) учебник «Русский язык 3 класс» часть 1, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др. – М.: Вентана-Граф, 2012г.
2) печатная тетрадь автор М.И.Кузнецова;
3) рабочая тетрадь;


Универсальные учебные действия
Предметные
- познакомить с именем существительным, как частью речи,
-наблюдать за значением имён существительных,
-уметь классифицировать имена существительные,
-учить находить признаки имён существительных,
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах, в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- учить планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


ХОД УРОКА

I. Орг. момент



II. Актуализация знаний
1. Создание проблемной ситуации

На карточках: изменить слова по образцу:
ландыш – ландыши
карандаш –
стриж -
чертеж-
малыш-

- Какой частью речи являются слова?

- На какие группы разделены данные слова?

- Назовите слова каждой группы. Проверьте себя.

Сформулируйте тему урока. (Изменение имён существительных по числам)
Что вам поможет убедиться, что правильно сформулировална тему урока? (учебник)
- Докажеите, что мы правильно сформулировали тему урока. (Надо открыть учебник и прочитать тему урока)

Составление опорной схемы
- К какому выводу мы пришли, поработав над категорией числа имени существительного (имена существительные имеет форму единственного и множественного числа)
- Сколько предметов называют имена существительные в форме единственного числа? (один)
Сколько предметов называют имена существительные в форме множественного числа? (два и более)
Назовите местоимения, которые помогают определить число имён существительных. (он, она, оно, они)
- У нас получилась опорная схема.
опорная схема на доске: ед.ч. мн.ч.
один много
он, она, оно они
- Где может пригодиться составленная схема? (при выполнении последующих заданий)


3. Работа с учебником
Открытие новых знаний
Упражнение 1 – отработка правописания группы слов, форма множественного числа которых имеет окончание -а.
Отработать правильное произношение. Работа фронтально письменно.
Игра по цепочке. Учитель называет слова в форме ед.числа, дети – во множ.числе.
Рубрика «Проверь себя»


Упражнение 2 - повторение правописания слов с разделит. мягк.знаком и правил переноса таких слов.
Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают слова, разделяя их для переноса.


Рубрика «Говори правильно».
В отличие от группы слов 1 упражнения, в которых ударным является окончание –а, в слова с окончанием –ы ударение на окончание не переносится.
Обратить внимание на то, что в упражнении 1 ударение подвижное.


Упражнение 3.(работа в паре) – отработка умения соотносить род и число имен прилагательных и глаголов с родом и числом имен существительных.
Проверка - на интерактивной доске слова: орехи, плащи, трамваи, линии, объявления.

4. Физкультминутка


5.Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
Упражнение 4.
Первая часть упражнения выполняется в парах: учащиеся списывают текст, определяют границы предложений, расставляют знаки препинания.
Вторая часть выполняется фронтально по цепочке.



6. Работа по тетради. Урок № 74
Упражнение 1 – повторение орфограммы «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».
Выполняется самостоятельно. Проверка: учащиеся читают слова, в которых последней буквой является мягкий знак, затем определяют общие признаки всех прочитанных слов. (ж.р., ед.ч.)


Упражнение 2 – отработка умения правильно определять форму ед.ч. и род слов, являющихся именами существительными.


Упражнение 3 (работа в парах)– поиск имен сущ., употребляющихся только в форме мн.числа.


Языковое развитие
Упражнение 4 – выполняется самостоятельно с последующей проверкой.


Упражнение 5 - повторение орфограммы «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».

7. Рефлексия
- Какие умения вы приобретали сегодня на уроке русского языка? (умения образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных, умения работать в парах и группах, умения высказывать свою точку зрения)
- Какую тему мы сегодня изучали? - Что повторили?

8 Домашнее задание.
РТ стр. 50 упр. 6


15