Урок русского языка на тему: Изменение имён существительных по числам








Открытый урок русского языка в 3 «Б» классе
«Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам».
(единый методический день, 27 января, 2015г)



Разработала и провела
учитель начальных классов
Спицына И.Ф




2015 г.


Тема: Число имён существительных. Изменение имен существительных по числам.
Цель:
Познакомить с изменением имен существительных по числам;
Развивать творческое мышление;
Развивать орфографическую зоркость;    
Отработать грамматическое понятие «имя существительное»;
Выработать практические навыки грамотного письма;
Проверить владение  способами проверки;
Развивать внимание, память творческое мышление, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли;  
Воспитывать чувство товарищества, умение выслушать ответы товарищей, по необходимости дополнить или высказать свою точку зрения.
Развивать наблюдательность, обобщить знания учащихся о праздниках в январе.
Материал: Программа «Школа России», «Русский язык» (3 класс, Канакина В.П.)
Оборудование: компьютер, презентация «Зимние старинные игры в январские праздники», карточки с заданиями для групп, поговорки- приметы; таблица «Изменение имен существительных по числам»; «Восьмёрка»- тренажёр для глаз, «Конторки» для осанки; «Коврики массажные для стоп»; «яблочки», цветочки», «листики».
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Ход урока
I. Оргмомент урока.
- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на  уроке.
II. Постановка целей и задач урока
- Сегодня на уроке русского языка мы с Вами будем продолжать изучать часть речи имя существительное, и приобретём новые знания об имени существительном. – Что такое имя существительное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? – Как отличим существительное от других частей речи? Какие бывают существительные? (собственные нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые) Проверим себя. (ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Приложение к уроку (собственные и нарицательные) Игра «Группы слов».
Загадка
Солнце к лету повернулось,
День прибавился чуть-чуть,
И крещенские морозы,
Рождеству устелют путь. (Про какой месяц говорится в загадке?- Январь)
III. Актуализация опорных знаний
1) Чистописание. Яя Яя Январь звукобуквенный анализ.
2). Работа с пословицами и поговорками про январь.
- Ребята, а какие у Вас ассоциации вызывает месяц январь? – Какое у Вас настроения зимой? Мироощущения? (ученики: -Нам холодно, мороз крепчает, но много игр и развлечений зимой).
Учитель: - Перед Вами карточки с пословицами и поговорками про январь, давайте их озвучим и объясним.
- Январь – году начало, зимы середина.
- Январю – большие морозы, февралю - метели.
- Если дятел стучит в январе - к ранней весне, стучит в марте –к поздней весне.
-Мало звёзд в январе – к ненастью.
3). Орфографическая минутка. Игра «Почему зажглись огоньки?» (Объяснить орфограммы, встретившиеся в тексте и способы проверки)
Январь – месяц богатый на праздники. Святки длились с сочельника 6 января и до Крещения. В эти дни народ веселился. Наряжались в маски животных, ходили в гости и поздравляли с Новым Годом и Рождеством. Пели «колядки» под окнами.
Физкультминутка. Зарядка для глаз.
IV. Актуализация новых знаний.
1. Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? Проверка.
Тетрадь, девочка, книги, тетради, книга, школы, мальчик, парты, девочки, школа, мальчики, парта.
-Сравните записанные слова. Чем они похожи?
-Чем отличаются?
-Они обозначают разные предметы или одинаковые?
-Сравните окончания этих имен существительных
-Прочитаем правило, которое записано у вас в учебниках
2. Знакомство с правилом об именах существительных в единственном и во множественном числе. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. 1) -Как изменяются имена существительные? 2). – Какая часть слова при этом изменяется?
3. Работа с учебником. Выполнение упражнений для закрепления. №29
Релаксация. - Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь, давайте мысленно перенесёмся от холодных ветров и жгучих морозов в райский уголок на земле. (Музыка «Райские птицы»)
4. Существительные, неизменяемые по числам.
-Проблема! – Определите число существительного МЁД, НОЖНИЦЫ?
5. Правила об именах существительных единственного числа и множественного. – Какой можно сделать вывод об этих существительных?

V. Закрепление пройденного материала.
1. Работа в группах. Учитель - распределитесь по группам, определите по цвету, кто в какой группе?
1 группа - Найди лишнее слово: «Город, сад, дождь, дом, лес, крот, слон, дым, молоко, лес, карандаш.
2 группа - Измени существительные по числам: стрела (ед.ч.) -., коса,
Стена -., зуб - ., мороз- ,
3 группа - найди лишнее слово: ножницы, сутки, щипцы, шорты, брюки, сад. (Почему?)
4 группа 1 группа - Найди лишнее слово: «Город, сад, дождь, дом, лес, крот, слон, дым, молоко, лес, карандаш.
5 группа составь из слов предложение: но солнце светит, греет, не, Зимой.
6 группа - поставь правильно ударение в словах, изменив во множественное число: директор - , доктор -., инженер –,
VI. Итог . – Что нового узнали об имени существительном? –
VII. Рефлексия (Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.






1 группа - Найди лишнее слово: «Город, сад, дождь, дом, лес, крот, слон, дым, молоко, лес, карандаш.
2 группа - Измени существительные по числам: стрела (ед.ч.) -., коса,
Стена -., зуб - ., мороз- ,
3 группа - найди лишнее слово: ножницы, сутки, щипцы, шорты, брюки, сад. (Почему?)
4 группа 1 группа - Найди лишнее слово: «Город, сад, дождь, дом, лес, крот, слон, дым, молоко, лес, карандаш.
5 группа составь из слов предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое: но солнце светит, греет, не, Зимой.
6 группа - поставь правильно ударение в словах, изменив во множественное число: директор - , доктор -., инженер –,





















МОУ «Разуменская СОШ №3 Белгородского района Белгородской области»

13PAGE 15


13PAGE 14415




15