конспект урока в совмещенном класс-комплекте на тему Правописание О-Ё после шипящих . Правописание НЕ с существительными


ГУ «Борковская средняя школа отдела образования
акимата Мендыкаринского района»
Урок русского языка в совмещенном класс-комплекте

Тема урока 5 класс:
«Правописание О, Е после шипящих в окончаниях и суффиксах имен существительных»
Тема урока 6 класс:
«Правописание НЕ с существительными»
Учитель русского языка: Бектурганова У.С.

2014-2015 учебный год
5 класс 6 класс
Тема: Правописание О, Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах существительных. Тема: Правописание не с существительными.
Цели урока: познакомиться с правописанием гласных о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных ; учиться писать слова с новой орфограммой.
Цели урока: познакомиться с правилом правописания не с существительными; учиться правильно писать не с именами существительными.
развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной работы, развитию коммуникативных компетенций.воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к языку.
Тип урока: урок новых знаний
Методы: слово учителя, частично-поисковый, наглядный.
Оборудование: учебное пособие, карточки, листы оценивания, таблицы.
Форма урока: парная, фронтальная.
Орг. момент 2 мин
Проверка готовности учащихся к уроку.
Оформление тетрадей.
Проверка домашнего задания 5 мин
Упр. 837 стр. 240
( эталон выполнения домашнего задания)
1.К природе ( Д.п., 1 скл), к стране ( Д.п., 1 скл). 2.Около тропинки ( Р.п., 1 скл). 3.На хвое ( П.п., 1 скл). 4. По аллее ( П.п., 1 скл). 5.Командир батареи ( Р.п., 1 скл). 6.По круче ( Д.п., 1 скл). Проверка домашнего задания 5 мин
Упр. 531 стр. 154
( эталон выполнения домашнего задания)
В стародавнее древнее время.
В шалашах без окон и дверей жило-было лохматое племя. Они не знали, для чего корове вымя, как написать своё имя, зачем на лошадь надевать седло и стремя.
Самостоятельная работа 7 мин
Комплексный анализ текста.
______________________
У русаков бывает по три-четыре зайч…нка. Они родятся зрячими в пуш…стой ш…рстке и сразу могут бегать и прятаться от врагов. Однако в первые дни малыши сидят под кустом в ямке. Им нельзя бегать. Иначе они станут добычей лисицы. Первое время зайч…та питаются молоком. Пока они подрастут, покажется свежая трава. Вот добрым луч…м озарилась роща, луж…к . Теперь малышам корма много, не пропадут.
( По Г. А. Скребицкому)
Работа с текстом:
1.Озаглавьте текст.
2.Определите тип текста, тему текста.
3.Поставьте знак «+» напротив утверждения, которое по вашему мнению является верным:
1.У русаков бывает по три-четыре зайчонка. 2.Они родятся зрячими, но не могут сразу бегать и прятаться от врагов. 3.Если малыши не будут сидеть в ямке под кустом, они станут добычей лисицы. 4.Первое время зайчата питаются свежей травой. 5.Роща и лужок озарились добрым светом. Выполните письменные задания:
Выпиши из текста слово , в котором звуков больше чем букв;
Выпишите из текста два существительных
1-го склонения, два – 2-го склонения;
Сгруппируй слова с пропущенными орфограммами. Мобилизующий этап 7 мин ( работа с учителем)
На доске пословицы:
В…сеннее (не) настье – семь п…год на дв…ре.
(Не) было бы счаст…я, да (не) счаст…е п…могло.
(Не) п…ром пишут, а умом.
-Вставьте пропущенные буквы, объедините их в группы, обоснуйте ответ? ( Первая группа - проверяемая безударная гласная в корне слов весеннее - вёсны, дворе – двор, помогло – помощь, пером – перья. Вторая группа - разделительный мягкий знак – счастья, несчастья. Третья группа - непроверяемая безударная гласная в корне - погода)- Раскройте скобки в тех слова, правописание которых вам известно? ( - не было бы - не с глаголами пишется раздельно, за исключением тех случаев, когда глагол без не не употребляется)
- Назовите остальные слова с не из пословиц, определите часть речи и сформулируйте тему урока. ( (не)настье, (не)счастье, (не)быль – существительные, значит тема урока «Не с существительными»)
-Сформулируйте цели урока, опираясь на опорные слова:
1)познакомиться с …;
2)учиться … .Физминутка 1 мин
Вот так шарик надуваем Глубокий вдох, руки поднять
И до облака взлетаем. через стороны вверх.
Шарик лопнул – выдыхаем, Выдох, руки опустить через Наши мышцы расслабляем. стороны вниз.
Мы вдыхаем глубоко, Выполнять дыхательные упражнения
Дышим ровно и легко.
Изучение нового материала 10 мин
( работа с учителем)
-Как вы озаглавили текст? ( ребята называют свои варианты)
- Назовите тему текста? ( в тексте говорится о зайчатах и о том, как им приходится вести себя, чтобы не оказаться в лапах лисиц)
- Какой тип текста использует автор, чтобы рассказать нам о только что появившихся зайчатах и образе их жизни? ( повествование с элементами описания)
-Какие утверждения являются верными, а какие нет? ( ответы детей)
-Как вы объединили слова с орфограммами?
( В первую группу вошли слова пушистой и зайчата –жи-ши, ча-ща , во вторую группу вошли слова зайч…нка, ш…рстке, луч…м, луж…к - гласные после шипящих)
- А какие буквы вы вставили в эти слова, давайте проверим. ( выясняется, что многие допустили ошибки )
-А почему допущено так много ошибок? ( нам эта орфограмма не знакома)
- Скажите, как будет звучать тема нашего урока ?
( тема урока «Правописание гласных о-е после шипящих»)
- А какие цели мы поставим перед собой?
( целеполагание)
На доску выписываем слова из текста
зайч…'нка, ш…'рстке, луч…'м, луж…'к- В каких частях слова пропущены орфограммы?
( корень, суффикс, окончание)
- Поставьте в словах ударение ( выполняют задание)
Посмотрите внимательно на таблицу и сформулируйте правило к ней.
в корне под ударением пиши –О в следующих словах
Шорох, чокаться, трущоба
Шов, крыжовник и обжораШомпол, чопорный и шоры, Шофер, шоссе, шоколад,
Шорты, жонглёр, жом,
капюшон, чащоба. в корне под ударением пиши –Е , если к нему можно подобрать проверочное слово
желтый – желтеть
желудь - желудевый
О Е
под ударением без ударения
3194054381515748043815 □ 3276604381521336043815 □
одежо'нкакрючо'кежо'мкольцо'мкро'шечкадоро'женьказа'йцемту'чейОпорные слова для восстановления правила :В корне пишется ______, за исключением слов _________________________________________.
В суффиксах и приставках существительных после шипящих и Ц под ___________ пишется _____; А без ___________ пишется гласная _____.
- Теперь вернемся к нашим словам и выясним, какие орфограммы мы можем уже вставить
( лучом, зайчонка, лужок)
- А как быть со словом ш…рстка? Подберите к нему однокоренные слова ( шерстяной, шерсть)
- Какую букву надо поставить в слово ш…рстка?
( букву –ё, потому что у него есть проверочное слово шерстяной, в котором пишется буква –е-) Словарно-орфографическая работа
7 мин
( самостоятельная работа)
Работа со словарем ( установить лексическое значение слов)
Невежа –грубый, неучтивый человек.
Невежда – несведущий, малообразованный человек.
Выполните задания:
1.Попоробуйте откинуть приставку и скажите, , употребляются ли слова без НЕ?
2.Определите род существительны.
3.Разделите на слоги.
4.Поставьте ударение.
5.Охарактеризуйте согласные звуки.
6.С какой стороны характеризуют человека эти слова?
7.Найдите общие черты слов.
( Без не не употребляются, оба слова относятся к общему роду, состоят из трех слогов, второй слог ударный, все согласные звуки звонкие, характеризуют человека с отрицательной стороны)
Дополните предложения:
1.Он зашёл в класс и даже не поздоровался. «Вот какой …!» - сказали ему ребята.
2.В классе он слыл … , потому что не знал самых простых истин.
Закрепление 10 мин ( самостоятельная работа)
1.Распределительный диктант.
Друж…к, пастуш…к, порош…к, над меж…й, под крыш…й, кукуш…нок, галч…нок, рубаш…нка, карандаш…м, руч…нка, дорож…нька, бельч…нок, медвеж…нок, одеж…нка, собач…нка.
Гласные о-ё в окончаниях сущ;
Гласные о-ё в суффиксах сущ.
ДЗ: выпиши из упражнения слова, в которых произошло чередование согласных в корне слова( дружок – друг, пастушок – пастух, ручонка – рука, дороженька – дорога, бельчонок – белка, медвежонок – медведь, собачонка – собака)( проверяется работа по готовому эталону)
2. Рассмотри внимательно таблицу и сформулируй к нему задание.
исходные слова синонимы падеж
доктор
друг
рубеж
родник
свидетель
воин
водитель
линия Т.п. ед.ч.
Т.п. ед.ч.
Т.п. ед.ч.
Т.п. ед.ч.
Т.п. ед.ч.
Р.п. ед.чР.п. ед.чТ.п. ед.ч.
( К исходной форме слов надо подобрать синонимы, написать их в указанном падеже)
(начало выполняется коллективно на доске, остальное самостоятельно, взаимопроверка) Изучение нового материала 10 мин :Разбираем примеры из пословиц, попутно заполняем таблицу:
слитно раздельно
1.________________
2.________________
-Назовите слово с не из первой пословицы
( ненастье)
- Отнимите от слова ненастье не, скажите можно ли употреблять слово без не, почему вы так считаете, объясните? ( слово ненастье нельзя употреблять без не, следовательно оно пишется слитно)
- Чем в этом слове является не? ( корнем)
-Запишите вывод в соответствующую графу таблицы.
- Назовите слово с не из второй пословицы
( несчастье)
- Сравните слова счастье – несчастье, подберите к слову несчастье синоним без не или близким по значению выражением? ( несчастье – это горе, беда, что-то неприятное)
- Счастье - несчастье =горе. Не придает слову новый смысл т.е. образует новое слово. Если при помощи не образовалось новое слово, то чем будет являться не в этом слове?( приставкой)
- А как пишутся приставки со словами? ( слитно)
- Делаем запись в таблице.
- Прочитайте третью пословицу. Какой смысл
- отрицательные или утвердительный – вносит не в стоящее после него существительное?
( отрицательный смысл)
- Если не имеет отрицательный смысл, то она является частичкой и пишется раздельно. В предложениях с отрицательной частицей есть или подразумевается противопоставление с союзом а. Запишите вывод в табличку.
- А теперь вспомните все части нашего рассуждения и, опираясь на записи, сделанные в таблице, расскажите все о правописании не с существительными.
Словарно-орфографическая минутка 7 мин
Соедини первые буквы корней имен существительных 2-го склонения и получи новое словарное слово:
Облигация, детёныш, земляника, печаль, инвентарь, рюкзак, заповедь, прислуга, истерика, инженер, гимнастика, косуля, жёлудь, ёжик, репетиция, рассвет. ( дирижёр)
1.Определи лексическое значение слова.
2.Напиши транскрипцию слова.
3.Составь словосочетание по схеме
«прилаг+сущ», «сущ+сущ». Закрепление 10 мин ( самостоятельная работа)
1.Выборочное письмо.
Выпиши только те существительные, которые без не не употребляются.
Невежа, недруг, ненастье, небылица, негодование, неграмотность, незнакомка, невежда, недомогание, невидимка, независимость, незабудка. 2.«В гостях у синонимов»
болезнь неволя
рабство неявка
отсутствие неприятель
противник нездоровье
горе несчастье
-К существительным из правой колонки подберите синонимы из левой колонки. Обозначьте условия слитного написания не с существительными.
-Подбери к данным словам антонимы.
-Объедините 4 слова по схожему признаку , какие это слова и что их объединяет? ( болезнь, горе, неволя, нездоровье – все согласные звонкие)
Итог урока 2 мин :Принцип «Микрофон».(Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).На уроке я работал                          активно / пассивноСвоей работой на уроке я               доволен / не доволенУрок для меня показался               коротким / длиннымЗа урок я                                          не устал / усталМое настроение                              стало лучше / стало хужеМатериал урока мне был               полезен / бесполезен интересен / скучен
Задание на дом:(заранее записать на доске)
§ 70 упр 807, 810
ДЗ: упр. 813 Задание на дом:(заранее записать на доске)
§35 упр. 572.
ДЗ: определить значение слов из упр. 578 и составить с ними предложения.
Приложение к уроку ( разрезные карточки)
5 класс 6 класс
Тема: Правописание О, Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах существительных. Тема: Правописание не с существительными.
Проверка домашнего задания
Упр. 837 стр. 240
( эталон выполнения домашнего задания)
1.К природе ( Д.п., 1 скл), к стране ( Д.п., 1 скл). 2.Около тропинки ( Р.п., 1 скл). 3.На хвое ( П.п., 1 скл). 4. По аллее ( П.п., 1 скл). 5.Командир батареи ( Р.п., 1 скл). 6.По круче ( Д.п., 1 скл). Проверка домашнего задания
Упр. 531 стр. 154
( эталон выполнения домашнего задания)
В стародавнее древнее время.
В шалашах без окон и дверей жило-было лохматое племя. Они не знали, для чего корове вымя, как написать своё имя, зачем на лошадь надевать седло и стремя.
Комплексный анализ текста.
______________________
У русаков бывает по три-четыре зайч…нка. Они родятся зрячими в пуш…стой ш…рстке и сразу могут бегать и прятаться от врагов. Однако в первые дни малыши сидят под кустом в ямке. Им нельзя бегать. Иначе они станут добычей лисицы. Первое время зайч…та питаются молоком. Пока они подрастут, покажется свежая трава. Вот добрым луч…м озарилась роща, луж…к . Теперь малышам корма много, не пропадут.
( По Г. А. Скребицкому)
Работа с текстом:
1.Озаглавьте текст.
2.Определите тип текста, тему текста.
3.Поставьте знак «+» напротив утверждения, которое по вашему мнению является верным:
1.У русаков бывает по три-четыре зайчонка. 2.Они родятся зрячими, но не могут сразу бегать и прятаться от врагов. 3.Если малыши не будут сидеть в ямке под кустом, они станут добычей лисицы. 4.Первое время зайчата питаются свежей травой. 5.Роща и лужок озарились добрым светом. Выполните письменные задания:
Выпиши из текста слово , в котором звуков больше чем букв;
Выпишите из текста два существительных
1-го склонения, два – 2-го склонения;
Сгруппируй слова с пропущенными орфограммами. Словарно-орфографическая работа
Работа со словарем ( установить лексическое значение слов)
Невежа –
Невежда –
Выполните задания:
1.Попоробуйте откинуть приставку и скажите, , употребляются ли слова без НЕ?
2.Определите род существительны.
3.Разделите на слоги.
4.Поставьте ударение.
5.Охарактеризуйте согласные звуки.
6.С какой стороны характеризуют человека эти слова?
7.Найдите общие черты слов.
Дополните предложения:
1.Он зашёл в класс и даже не поздоровался. «Вот какой …!» - сказали ему ребята.
2.В классе он слыл … , потому что не знал самых простых истин.
Таблицу «О-Е после шипящих в разных частях существительных»
в корне под ударением пиши –О в следующих словах
Шорох, чокаться, трущоба
Шов, крыжовник и обжораШомпол, чопорный и шоры, Шофер, шоссе, шоколад,
Шорты, жонглёр, жом,
капюшон, чащоба. в корне под ударением пиши –Е , если к нему можно подобрать проверочное слово
желтый – желтеть
желудь - желудевый
О Е
под ударением без ударения
3194054381515748043815 □ 3276604381521336043815 □
одежо'нкакрючо'кежо'мкольцо'мкро'шечкадоро'женьказа'йцемту'чейОпорные слова для восстановления правила:
В корне пишется ______, за исключением слов _________________________________________.
В суффиксах и приставках существительных после шипящих и Ц под ___________ пишется _____; А без ___________ пишется гласная _____.
Закрепление
1.Выборочное письмо.
Выпиши только те существительные, которые без не не употребляются.
Невежа, недруг, ненастье, небылица, негодование, неграмотность, незнакомка, невежда, недомогание, невидимка, независимость, незабудка. 2.«В гостях у синонимов»
болезнь неволя
рабство неявка
отсутствие неприятель
противник нездоровье
горе несчастье
-К существительным из правой колонки подберите синонимы из левой колонки. Обозначьте условия слитного написания не с существительными.
-Подбери к данным словам антонимы.
-Объедините 4 слова по схожему признаку , какие это слова и что их объединяет? ( болезнь, горе, неволя, нездоровье – все согласные звонкие)
Словарно-орфографическая минутка
Соедини первые буквы корней имен существительных 2-го склонения и получи новое словарное слово:
Облигация, детёныш, земляника, печаль, инвентарь, рюкзак, заповедь, прислуга, истерика, инженер, гимнастика, косуля, жёлудь, ёжик, репетиция, рассвет. 1.Определи лексическое значение слова.
2.Напиши транскрипцию слова.
3.Составь словосочетание по схеме
«прилаг+сущ», «сущ+сущ». Лист оценивания
этапы урока 5 класс критерии оценивания самооценка взаимооценка6 класс
1 Проверка домашнего задания нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки –«3»
более 4 ошибок – «2» Проверка домашнего задания
2 Комплексный анализ текста нет ошибок – «5»
одна ошибка – «4»
более одной ошибки – «3» 3 нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки –«3»
более 4 ошибок – «2» Словарно-орфографическая минутка.
4 Закрепление.
1.Распределительный диктант.
нет ошибок – «5»
одна ошибка – «4»
более одной ошибки – «3» Закрепление.
1.Выборочное письмо.
5 2.Упражнение на отработку умений подбирать синонимы, правильно писать падежные окончания существительных нет ошибок – «5»
одна ошибка – «4»
более одной ошибки – «3» 2.В гостях у синонимов.
6 Словарно-орфографическая минутка. нет ошибок – «5»
1 ошибки – «4»
2-3 ошибки – «3»
более 3 ошибок – «2»