«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ»


Локтионова Валентина Николаевна.
Учитель математики, МБОУ «СОШ№1 р.п.Самойловка»,
имеет звание «Отличник народного просвещения».
«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ»
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого обучающегося в активную познавательную деятельность, применения им на практике полученных знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Поэтому главной задачей каждого педагога является полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить учебную проблему, осуществлять ее решение и оценивать полученный результат. Организация учебной деятельности должна формировать потребность у каждого обучающегося в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся. Его реализация позволяет научить каждого творчеству, воспитать в самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Наиболее важной проблемой, решаемой ежеурочно каждым педагогом, является проблема индивидуально - ориентированного подхода, использование принципа дифференцированного подхода, осуществляемого на индивидуальном уровне. Новый материал в соответствие с новыми стандартами изучается обучающимися практически без объяснения учителя, но под его строгим руководством. Учебный материал предлагается в учебнике, справочной литературе, презентации и в распечатке. Одновременно с учебным материалом обучающиеся получают и набор заданий. Они не просто читают учебник, а ищут в нем ответы, как выполнить то, или иное задание. Диалогическая беседа позволяет педагогу определить правильность мыслительной деятельности обучающихся и при активном обсуждении исправить появляющиеся ошибки. На каждом этапе урока вырисовывается ясная картина усвоения обучающимся вопросов изучаемой темы, а ученик постоянно работает в своей «зоне ближайшего развития». При формировании личностных универсальных учебных действий отмечается наличие внешних и внутренних мотивов, высокий уровень познавательного интереса к новому учебному материалу, формирование гражданской идентичности и основных моральных норм. Важным моментом при использовании технологии индивидуализированного обучения является необходимость использования различных моделей, формульного представления материала; обращения внимания на работу с текстами задач, умения выделять существенные признаки, сравнивать, сопоставлять, осуществлять синтез, логически мыслить. На уроках невозможно не использовать разноуровневые задания. При выполнении заданий контролирующего характера необходимо вводить задания трех уровней сложности: первый уровень – стандарты, второй уровень – уровень учебника, третий уровень – задания повышенной сложности. При устной работе задания первого уровня носят в основном репродуктивный характер по образцу заданий, выполняемых учителем, второй – с элементами анализа и сравнения, третий – самостоятельный. Сначала обучающимся необходимо предложить задания первого уровня, то есть, в области уровневой дифференциации, затем задания в области индивидуализации, т. е. предложить задания для поиска правильного решения самостоятельно. Необходимо работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым обучающимся в отдельности, и от успешной работы каждый ученик получит удовольствие и будет благодарен учителю за положительный результат своей деятельности.
Несформированность личностных и метапредметных учебных действий является одной из причин слабой успеваемости обучающихся. Поэтому главная задача педагога заключается в формировании устойчивых универсальных учебных действий, достижения успеха у каждого обучающегося и повышении у них самооценки. Необходимо отмечать и поощрять малейшие удачи в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему; выделяя положительные моменты, акцентируя на них внимание, воспитывая уверенность у каждого обучающегося в свои возможности, постепенно изменяя его самооценку. Формированию личностных и метапредметных учебных действий способствуют интерактивные методы и приемы преподавания, вызывающие состояние удивления, озадаченности, побуждающие стремление к активной деятельности. Постоянно необходимо ставить проблемные вопросы, решение которых потребует от обучающихся дополнительных знаний. Педагог, развивая личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные учебные умения, должен видеть потенциальные возможности каждого, внимательно реагировать на всякое проявление творческой активности. Только благодаря такой кропотливой работе повышается уровень универсальных познавательных учебных умений, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля. Формирование личностных и метапредметных универсальных действий требует длительной и целенаправленной работы, от первых шагов деятельности до сформированности логического и творческого мышления. И строить всю свою работу необходимо так, чтобы обучающиеся имели постоянную мотивацию к получению новых знаний. Необходимо подготовить обучаюшихся, способных ориентироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения самых разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить, искать пути рационального решения возникающих проблем, творчески, грамотно работать с информацией (собирать необходимый материал, анализировать, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, аргументированные выводы). Немаловажным является и необходимость воспитания и коммуникабельности в обучающихся, контактности, умения работать сообща.
Обращение к современным педагогическим технологиям позволяет каждому учителю формировать универсальные умения, создавать заинтересованность каждого обучающегося в работе всего класса; использовать в учебном процессе право выбора вида и формы учебного материала; оценивать ученика не только по конечному результату, но и процессу его выполнения; поощрять любое стремление обучающегося находить свой вариант работы, создавать ситуации общения на уроке, позволяющие каждому обучающемуся проявлять свое творчество, инициативу, самостоятельность. Среди разнообразных направлений работы по формированию познавательных учебных действий можно указать наиболее универсальные: дифференцированный подход к обучению, применение ГСО и КСО, использование в обучении проектной технологии. Главной чертой применения данных технологий является особое внимание к индивидуальности обучающегося, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. При использовании технологий, основанных на коллективном способе обучения, мотивируется деятельность каждого обучающегося, так как от работы каждого зависит итог всей группы, каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном режиме, повышается ответственность за результат коллективной работы, совершенствуются логическое мышление и творческая деятельность каждого.
Принцип дифференцированного образовательного процесса лучше всего способствует личностному развитию обучающегося. Основное направление при организации учебной деятельности заключается в том, чтобы помочь в раскрытии, развитии индивидуальности. Существенно, что применение дифференцированного подхода, в конечном счете, направлено на овладение всеми обучающимися базовым минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированный подход учитывает уровень умственного развития каждого обучающегося, психологические особенности абстрактное и логическое мышление, а, с другой стороны, принимает во внимание индивидуальные возможности, интересы, запросы каждого ученика.
Выводы. Формирование личностных и метапредметных учебных умений обучающегося требует длительной и целенаправленной работы, поэтому использование эпизодических действий от случая к случаю не принесет желаемого результата. С применением нового системно – деятельностным подхода значительно повышается учебная мотивация обучающихся, а его использование стало одним из инновационных и продуктивных направлений активизации творческого потенциала и личностного развития обучающихся.