Доклад на тему «Проектная деятельность на уроках Иркутсковедения, как средство реализации новых государственных стандартов»


Доклад
Проектная деятельность на уроках Иркутсковедения, как средство реализации новых государственных стандартов.
Проект - это
…самостоятельная творческая работа ученика, решающая определённую проблему и имеющая продукт деятельности.
…совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.
Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального  продукта.
М. А. Ступницкая, педагог-психолог, координатор проектной деятельности в условиях введения ФГОС: деятельностный подход предполагает такую организацию учебного процесса, при которой необходимость осуществления действия влечет за собой необходимость самостоятельного поиска, присвоения и применения знаний.
ФГОС о проектной деятельности: при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должна учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности.
На уроках Истории Земли Иркутской (10 класс) мы с ребятами задумали проект, как итоговую работу по курсу. Данный проект назывался «Временная параллель Иркутска» и заключался в исследовательской деятельности учащихся по определенным местам старого и нового Иркутска. Это, конечно, не новая идея, и, скорее всего, кто-то ее уже использовал в своей работе с детьми. Но данный проект позволяет ребятам побродить и по улицам Иркутска, и по страницам интернета и побывать в библиотеках нашего города. Самым главным условием было приблизительно точное совпадение фотографий, которые сделал ученик со старыми фотографиями Иркутска, которые он нашел в источниках. Проектная работа оказалась интересна абсолютно всем, Практически все ребята справились с поставленными целями общего проекта в начале года и максимально приблизились к прогнозируемым результатам в конце года на защите своих мини-проектов.
Планируемые результаты проектной деятельности (в части формирования УУД):
познавательные УУД (выявление проблемы, формулирование гипотезы, постановка цели проекта) Проблема: плохая ориентировка по родному городу, даже его центральной части, незнание исторических памятников и памятных мест родного города. Гипотеза – если каждый учащийся подготовит информацию об одном-двух объектах, то в целом при защите общего проекта, ребята смогут получить приличный пласт видео и аудио информации о значимых памятниках и памятных местах Иркутска. Цель – провести виртуальную параллель между 21 и 18-19 веками во внешнем облике Иркутска (центральной исторической его части), собрав для этого исторический и авторский фотоматериал, а также информационный материал из исторических источников;
организационные УУД (планирование, реализация плана и корректировка хода работы) Планирование работы включило в себя временные рамки проведения экскурсионной прогулки, непосредственный процесс экскурсии общей и самостоятельной, а также намечены даты по защите готового продукта;
коммуникативные УУД (презентация продукта и самопрезентация компетентности автора проекта). Начиная с апреля, ребята поочередно презентовали свои мини-проекты, каждый выдерживал оговоренный в плане регламент, а в конце года мини-проекты были собраны в большую презентацию, которую уже готовила я;
личностные УУД (самооценка, самоанализ, рефлексия) Здесь каждый учащийся проводил самоанализ, делился своими впечатлениями с другими и рефлексия была предложена в виде эссе.
В современном мире человек должен не только занимать активную позицию, но и уметь держать планку на высоком уровне, как в профессиональной, так и в деловой сфере. Для успешного личностного роста необходима способность человека проектировать свою жизнь: поставить перед собой ближние и дальние цели, разработать план, провести исследование, и проанализировать результаты, понять, совпадают ли они с поставленными целями.
«В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся» [ФГОС основного общего образования].
Выполнение всех этих условий как нельзя лучше проявляется в проектной деятельности. В соответствии с новыми стандартами в образовании основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.