Программа Моё здоровье — моё богатство


Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБООУ «Филиал Верхнесаянтуйской санаторной школы-интерната»
СогласованоУтверждаю
Председатель ПКЗаведующий филиалом
________/Т.Ц.Вампилова/_________Ю.В.Чойбсонов «___»____________2015г.Приказ № _____
«____»____________2015г.
Программа
«Моё здоровье – моё богатство»
на 2015-2020гг.
с. Малый Нарын
2015 год
Оглавление
1. Введение.
2. Информационно-аналитическая справка.
3. Цели и задачи.
4. Диагностическая деятельность, основные принципы реализации программы.
5. Этапы выполнения программы.
6. План работы программы.
7. Индикаторы оценки результатов реализации программы.
8. Ожидаемые результаты.
9. Мониторинг эффективности.
10. Приложения к Программе.
Введение
От здоровья каждого человека и нации в целом зависит процветание нашей страны. Только здоровые люди могут принимать правильные, взвешенные решения и эффективно претворять их в жизнь.
Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло в настоящее время масштабов национальной проблемы.
По данным статистики в России только 10% учащихся выходят из стен общеобразовательных учреждений здоровыми.
Среди заболеваний наиболее распространены патологии органов зрения, верхних дыхательных путей и органов пищеварения. Постоянно растет число детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Цель современной школы - подготовка своих воспитанников к успешной адаптации в стремительно изменяющемся мире. Но следует помнить, что в условиях многократно возросшей в образовательном пространстве нагрузки особое внимание следует уделять здоровью всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и обслуживающего персонала.
Информационно-аналитическая справка
Филиал ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интениат» открыт 1 октября 2007 года на основании приказа Министерства образования и науки Республики Бурятия №1415 от 26 сентября 2007 года на базе Малонарынской школы Джидинского района и имеет в наличии необходимые условия для обучения, воспитания и проживания детей. Школа зарегистрирована в порядке установленном законодательством РФ, имеет три класса-комплекта (45 детей) укомплектованы на основании приказа МО и науки РБ №1415 от 26 сентября 2007.
Филиал создан в целях оказания помощи в семье в воспитании и получении образования, проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.
В школу - интернат в первую очередь принимаются дети и подростки, имеющие контакт с больными заразной формой туберкулеза, тубинфицированные или живущие в неблагоприятных бытовых условиях, соцально-незащищенных и неблагополучных семьях. Зачастую дети, воспитывающиеся в этих семьях подвержены большему риску быть тубинфицированными. В филиале осуществляется лечение и оздоровление, используя медикаментозные и немедикаментозные средства.
В целом по Джидинскому району сохраняется тревожная обстановка по больным туберкулезом среди взрослого населения и наблюдается рост числа тубинфицированных детей. В филиале ежегодно проходят оздоровление детей в количестве от 60 – до 75 детей, 96% из них – тубинфицированные.
В филиале созданы необходимые условия для оздоровления и укрепления здоровья детей: имеются учебные и спальные корпуса, спортивный зал, банно-прачечный комплекс, столовая, изолятор, библиотека.
В связи с этим одной из важных задач нашего филиала мы считаем формирование здорового образа жизни ребенка во всем его многообразии. Так как к нам поступают дети в возрасте от 7 – 11 лет, у которых физическое, психологическое здоровье сформировано на не достаточном уровне. Требуется особая программа по укреплению, сохранению и развитию их здоровья.
Цели программы:
1. Поддержание и создание  условий для сохранения и укрепления физического, психического и духовно-нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.
2. Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
3. Выработка индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить здоровье в современных условиях жизни.
Задачи:
Воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Формирование нравственной личности, стремящейся к правде, добру, красоте.
Обеспечение психологического комфорта и условий для самосовершенствования.
Пополнять и обновлять банк данных по направлениям эффективными здоровьесберегающими и здоровьеразвивающими методами, методиками и технологиями.
Разработать пакет методических материалов (пособий, рекомендаций, буклетов и пр.) для педагогов, воспитателей, учащихся и родителей по вопросам развития ребенка, охраны и укрепление его здоровья.
В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями:
            - научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;
            - прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций;
            - практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы).
Реализация поставленных задач будет осуществляться конкретными средствами, методами, через систему спланированных мероприятий. Созданием определенных условий, в комплексе с концепцией развития учебно- воспитательного процесса филиала:
организацию скоординированных действий по уменьшению детского травматизма;
усовершенствования сбалансированного разнообразного питания;
разработку комплекса мероприятий по профилактике алкоголизма, табакокурения;
адаптацию и внедрение современных социальных технологий, направленных на уменьшение всех видов насилия в семье, школе и других социальных группах, где находятся дети и подростки.
  Основными видами деятельности по программе «Моё здоровье – моё богатство» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.
Диагностическая деятельность.
Филиал решает следующие конкретные диагностические задачи:
            - диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;
  Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.
  Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:
            - диагностика с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;
            - разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.
Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи:
- консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;
- индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;
- повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний;
- на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.

Реализация программы «Моё здоровье – моё богатство» требует решения ряда организационных проблем:
1.  мониторинг состояния здоровья школьников;
2.  учет учебной нагрузки;
3. повышение квалификации работников школы в вопросах охраны здоровья, рациональной организации учебного процесса, ликвидации учебных перегрузок;
4. информирование родителей в вопросах охраны здоровья, предупреждения школьных проблем и помощи детям с трудностями школьной адаптации;
Основные принципы реализации программы:
Принцип триединого представления о здоровье: здоровье - это неразрывное единство трех составляющих - физического здоровья, психического здоровья и духовно-нравственного здоровья.
Принцип ненанесения вреда: подразумевает использование апробированных и рекомендуемых методов нейтрализации негативного воздействия школы на здоровье всех участников образовательного процесса.
Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов: предполагает, что все происходящее в филиале - от разработки планов и составления расписания до организации внеурочной деятельности и работы с родителями - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.
Принцип непрерывности и преемственности: определяет необходимость проводить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов не от случая к случаю, а каждый день и на каждом учебном занятии или школьном мероприятии.
Принцип соответствия содержания и применения здоровьесберегающих технологий возрастным особенностям обучающихся: обоснованность применения как традиционных, так и нетрадиционных методик оздоровительной работы и здоровьесберегающих технологий в различных возрастных группах
Принцип комплексного междисциплинарного подхода - основа эффективной работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, так как только тесное и согласованное взаимодействие педагогов и школьных специалистов является условием достижения положительных результатов оздоровительной деятельности.
Принцип медико-психологической компетентности учителя  определяет высокие требования к уровню психологической и медико - валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания и ценностных ориентаций у педагогов.
Сроки реализации программы 2015 – 2020 годы
Этапы выполнения программы «Моё здоровье – моё богатство»
1.Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:
Соблюдение теплового режима;
Поддержание в кабинетах и спальных корпусах чистоты;
Соблюдение нормативов освещенности в классах;
Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;
Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;
Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний  обучающихся
2.Условия для здоровья на уроках:
Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:
Формирование правильной осанки;
Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;
Физкультминутки с 2 по 4 классы  включительно;
Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;
Морально – психологические:
Деловая, деятельная атмосфера;
Уверенность в успехе;
Доброжелательность;
Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).
3.Формирование социально-психологического климата в школьном коллективе, отвечающего следующим требованиям:
Перспективность, оптимистичность;
Жизнерадостность;
Уверенность в успехе, результативности как в личной, так и в коллективной деятельности;
Защищенность обучающихся;
Дух сотрудничества;
Построение оптимальных целесообразных отношений учитель – ученик.
4. Изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:
Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;
Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;
Активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста;
Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,
Увеличение доли времени на улучшение осанки.
5. Во внеклассной спортивной работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях. Спортивную работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:
Проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника с участием всего школьного коллектива и родителей обучающихся как комплекса эстафет, соревнований и туризма;
Организация различных внутришкольных соревнований, веселых стартов среди обучающихся, спортивных встреч родителей и обучающихся;
Культивировать массовость, активность на вечерах, дискотеках, рассматривая танцы как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной;
Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);
Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д. Участие в районных, республиканских соревнованиях.
6.Программа здоровья учителя, которая включает в себя:
Творческую активность;
Поддержание благоприятного морально-психологического климата;
Организацию здорового досуга;
Занятия физической культуры и спортом;
Апробирование приемов и средств оздоровления организма.
7.Пропаганда здорового образа жизни:
Формирование физиологии здоровья;
Обучение способам оздоровления организма;
Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.
8.Установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:
Проведение медосмотров врачами ЦРБ;
Профилактика инфекционных заболеваний;
Организация медицинского ликбеза через классные часы, уроки здоровья, встречи с медицинскими работниками;
Обучение всех участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.
9. Работа с родителями:
проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;
вооружение родителей основами психолого- педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье;
включение родителей в воспитательный процесс школы;
привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.);
Направление реализации программы «Моё здоровье – моё богатство»
Оптимизация учебно-воспитательного процесса
Оздоровительные мероприятия
Повышение двигательной активности учащихся
Валеологическое просвещение участников образовательного процесса
Подпрограммы по следующим направлениям:
Зеленая аптека
Физминутки на уроках
Тропа здоровья, целебный источник
Озеленение, зона отдыха
Пословицы, поговорки, игры, викторины о здоровье
Спорт и здоровье
Здоровье учителей и работников филиала
План работы  программы «Моё здоровье – моё богатство»
№ Мероприятия
сроки Руководитель
1. Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима  учебных   кабинетов,   рекреаций   и спальных помещений. ноябрь Администрация
2. Гигиеническая оценка освещенности учебных кабинетов, рекреаций и вспомогательных помещений. 1 раз в четверть Зам. по АХЧ
3. Гигиеническая оценка учебных занятий и мероприятий.
  Постоянно Зам. по УВР
4. Оформление документации «Охрана жизни и здоровья детей» (карты «Индивидуального развития», листки здоровья в классных журналах) сентябрь Врач, зам. по УВР воспитатели,
кл.руководители5. Осуществление контроля выполнения СанПиНа:
 - световой, питьевой, воздушный режим кабинетов, спортивного зала, мастерских;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, рассаживание обучающихся согласно рекомендациям;
- анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий В течение    учебного года Врач,
Зам.по УВР,
классные руководители,
воспитатели
6. Организация и проведение утренней гимнастики до учебных занятий для учащихся 2-4 классов. Ежедневно Воспитатели
7. Проведение декады по охране зрения:
- составление списка обучающихся с пониженным зрением;
- профилактические мероприятия Ноябрь
декабрь Мед. работник,
Зам. по УВР,
Классные руководители,
воспитатели
8. Медосмотр обучающихсяавгуст-сентябрь Врачи
9. Борьба с гиподинамией. Обязательное  использование  на учебных занятиях физкультурных минуток и динамических пауз; организация подвижных игр В течение учебного года Учитель физкультуры, учителя,
воспитатели, соц. педагог
10 Организация и проведение динамических перемен для учащихся 2 - 4 классов. В течение года Учителя, воспитатели
11 Использование учителями - предметниками методики здоровьесберегающего урока. Постоянно Учителя-предметники
12 Осуществление контроля обучения технологии,  уроков здоровья, информатике В теч. года Администрация
7. Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек обучающихся. В течение учебного  года соц. педагог,
кл. руководители
8. Витаминизация блюд школьной столовой. Использование элементов фито - и арома-терапии  на учебных занятиях и во время проведения различных мероприятий. Постоянно Мед. работник
9. Использование элементов фито - и арома-терапии  во время проведения большой перемены. Постоянно Врач
10. Родительские собрания по ЗОЖ, занятия физкультурой и спортом. В течение уч.годаАдминистрация,
соц. педагог,
учитель физкультуры
11. Пропаганда ЗОЖ: оформление газет, плакатов, просмотр видеофильмов, беседы. В течение года Мед.работник, классные руководители
12. Школа здоровья: Дни здоровья, спортивные секции, спортивные мероприятия. В течение года Администрация, соц. педагог, учитель физкультуры
13. Использование элементов закаливания на уроках физической культуры и занятиях в спортивных секциях. В течение года Учитель физкультуры
14. Различные формы работы с родителями обучающихся. Родительский всеобуч «Наша семья - за здоровый образ жизни». По плану Родительский комитет, классные руководители, соц. педагог
15. Организация и проведение спортивных праздников, соревнований для школьников и родителей ежегодно Родительский комитет, соц. педагог, классные руководители, учитель физкультуры
16. Реализация  проекта «Целебный источник, тропа здоровья». Ежегодно Цыденова Г.Б., соц. педагог
17. Комплексная воспитательная подпрограмма «Я - за здоровый образ жизни»:
•       модуль   1:   «Система   профилактико-просветительских классных часов для 2-4классов»;
•       модуль 2: «Спорт и здоровье»;
•       модуль 3: «Профилактика асоциального поведения»; В течение года Цыденова Г.Б. - зам. директора по УВР
Классные руководители, Гырылов А.В.
Учитель физкультуры
Цыденова Г.Б., соц. педагог
18. Постоянно действующий семинар для педагогов     школы     «Психо-физиологические особенности школьников»:
•       модуль   1:  «Валеологическая  компетентность педагога»;
•        модуль 2: «Социально-педагогическаякомпетентность педагога». В течение года Соц. педагог Цыденова Г.Б.
19. Использование ИКТ для совершенствования и повышения эффективности оздоровительной деятельности школы Постоянно Цыденова Г.Б., зам. по УВР
 
Индикаторы оценки результатов реализации программы:
Стабильные показатели качества знаний учащихся при переходе на следующую ступень обучения.
Положительная динамика численности детей, занимающихся в спортивных секциях.
Отсутствие отрицательной динамики состояния физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся школы.
Положительное отношение родителей и обучающихся филиала к процессам, происходящим в образовательном учреждении.
Минимализация отклонений от санитарно-гигиенических норм и требований обеспечивающая безопасность и комфортность филиала.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Отсутствие отрицательной динамики состояния физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся.
Сформированность у обучающихся отношения к своему здоровью как общечеловеческой ценности и привитие навыков здорового образа жизни.
Проявление у педагогов, учащихся и их родителей активности, инициативы и творчества в организации и проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, обучающихся в филиале.
Устранение количества детей, употребляющих табак.
Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
Мониторинг эффективности реализации программы
ЦИКЛОГРАММА МОНИТОРИНГА
 
№ Наименование мероприятий мониторинга Сроки Ответственные
1 Организация смотра-конкурса на самый экологически комфортный учебный кабинет и спальной комнаты. 1 раз в полугодие Цыденова Г.Б., зам. по УВР
2 Оценка  экологической   комфортности   и безопасности образовательного учреждения. 1 раз в полугодие Цыденова Г.Б., зам. по УВР
3 Анализ состояния физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся 2 раза в год Цыденова Г.Д.-медицинский работник
4 Оценка   сформированности   у   учащихся школы основ здорового образа жизни. 3 раза в год Классные руководители
5 Оценка здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения. 1 раз в год Чойбсонов Ю.В., зав. филиалом
6 Педагогический Совет «Анализ зависимости уровня обученности и состояния здоровья обучающихся». Май Чойбсонов Ю.В., зав. филиалом
Мониторинг эффективности реализации программы
ЦИКЛОГРАММА МОНИТОРИНГА
№ Наименование мероприятий мониторинга Сроки Ответственные Примечания
1 Организация смотра-конкурса на самый экологически комфортный учебный кабинет, спального корпуса. 1 раз в полугодие Зам. директора
по УВР,
председатель
профкома Положение о смотре - конкурсе
2 Оценка  экологической   комфортности   и безопасности филиала. 1 раз в полугодие Зам. по УВР 3 Анализ состояния физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся 2 раза в год Медицинский работник учитываются данные врачебной комиссии.
4 Оценка   сформированное   у   учащихся филиала основ здорового образа жизни. 2 раза в год Классные руководители 5 Оценка здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения. 1 раз в год Чойбсонов Ю.В., заведующий филиалом 6 Педагогический Совет «Анализ зависимости уровня обученности и состояния здоровья обучающихся». 1 раз в год Чойбсонов Ю.В., заведующий филиалом Сроки проведения
июнь