Кто курит, тот жизнь свою губит


Классный час
"Кто курит, тот жизнь свою губит"
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации»
(О. де Бальзак)
«От курения тупеешь».
( И. Гёте.)
Цель: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
Научить учащихся сопротивляться табачной притягательности.
Воспитывать силу воли, чтобы сказать «нет» никотину.
Рассказать ребятам о вреде, который приносят сигареты, какие болезни вызывает активное табакокурение.
Дать представление ребятам о вреде пассивного табакокурения.
Развивать отрицательное отношение к никотину, сигаретам, табачному дыму и табакокурению в целом.
Оборудование: компьютер, диск с записью интервью курильщиков, презентация о влиянии табака на организм человека, магнитофон и доска, плакаты, фильм о вреде курения, опыт «Курящая кукла»№1, опыт №2, опыт №3,стеклянная трубочка, кусочек ваты, резиновая груша, яичный белок,
Оборудование опыта№1
• резиновая кукла среднего размера;
• резиновая груша;
• стеклянная трубочка;
• кусок ваты;
• сигарета с фильтром;
• спички.
Учитель: Здравствуйте! Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам ,здравствуйте! А это значит вам всем желаю доброго здоровья. Задумывались вы когда –нибудь о том, почему люди желают друг другу прежде всего именно здоровья? Наверное потому ,что для человека самая главная ценность- это здоровье! . Не случайно народная мудрость гласит: «Здоровье за деньги не купишь». Здоровье-это состояние физического , психического и социального благополучия человека. Сегодня мы с вами поговорим о проблеме курения. Самое страшное, что на сегодняшний день все чаще жертвами этого бедствия становятся дети в возрасте 11-15 лет и даже 7-10 лет. Поэтому оставаться в стороне нельзя. Вот почему мы посвятили этой проблеме классный час. У каждого человека есть привычки. Они бывают полезными и вредными. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание» полезных привычек дело долгое и кропотливое, вредные же привычки, как сорняк очень легко пускают корни, лишь стоит дать им небольшую поблажку. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто.
Давайте поиграем в игру «Полезные и вредные привычки и их последствия»
Учащиеся разбиваются на 2–3 подгруппы. Каждой подгруппе раздаются карточки, на которых нарисованы вредные и полезные привычки и их последствия.
Привычки:
мальчик чистит зубы;
мальчик не хочет мыться и умываться;
группа ребят делает зарядку;
девочка и ее отец убираются в квартире и чистят свою одежду;
ученик грызет ногти на уроке;
ученик опаздывает на урок;
группа ребят курит;
двое взрослых выпивают.
Последствия:
здоровая красивая улыбка;
с грязным подростком никто не хочет общаться;
на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;
членам семьи приятно находиться в чисто убранной комнате;
врач лечит мальчику воспаленные пальцы;
мама ругает сына, увидев двойку в дневнике;
на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;
алкоголик дремлет на лавке, представляя, что он – Наполеон.
Задание подгруппам:
К каждой картинке, изображающей привычку, подобрать картинку с последствием этой привычки. Необходимо подготовить ответ с объяснением последствий, к которым приводит та или иная привычка. Форма ответа должна быть следующей: «Если..., то...». Например, «Если будешь каждый день чистить зубы, то они будут крепкими и красивыми, не надо будет лечить их у зубного врача».
Среди самых опасных привычек, которые способны разрушить здоровье человека – дружба с алкоголем, никотином и наркотиками
Давайте с вами послушаем выступление ребят.
(презентация)
1 учащийся: « Происхождение и распространение табака»
В 1492 году Христофор Колумб на трех кораблях: «Санта – Мария» , «Пинта» и «Нинья» начал 1 путешествие. Достигнув берегов Кубы, экспедиция с большим любопытством наблюдала, как индейцы курили свёрнутые в трубочки листья табака, которые они называли «сигаро» .Колумб привез из Америки в Европу не только картофель и помидоры, но и табак. Распространителем табака в России был Петр Первый.
2 учащийся: « Факторы. Почему люди курят?»
Согласно многочисленным опросам, причинами начала курения в детском возрасте можно считать
Из любопытства
Потому что все мои друзья курят
Чтобы выглядеть более взрослым
Потому что мне нравится курить
Потому что я чувствую себя беспокойно и нервозно
3 учащийся
Выкуривая от 1 до 9 сигарет в день, человек сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящимиОт 10-19 сигарет- на 5,5 года
20-39 сигарет- на 6,2 года
Установили, что люди начавшие курить до 15- летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет
К каким заболеваниям приводит употребление табака?
учащийся
Курение сокращает жизнь.
Никотин – это слабый наркотик и привыкая к нему с каждым годом будет всё труднее избавиться.
Курильщик чаще других болеет туберкулезом и подвержен такому заболеванию как рак легких.
Курящий человек страдает одышкой, его мучает кашель, тошнота, головокружение.
У курящих людей снижается память, умственные способности, человек может стать нетрудоспособным.
Курящие ученики отстают в учебе, становятся нервными, рассеянными, ленивыми, грубыми и недисциплинированными
Курящий человек становится заторможенным, у него часто болят суставы, появляется ломота в мышцах.
Курящая женщина может родить ребенка инвалида (урода).
У курящих семей может не быть детей.
Дети курящих мам отстают в умственном и физическом развитии.
От курения портятся зубы, кожа лица приобретает землистый цвет.
Социологи провели исследование и выяснилось.
Опыт №1
Необходимо взять 2 неполных стакана с подкрашенной акварельной краской водой – синей и желтой. Стакан с желтой краской символизирует здоровый организм человека – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце – источник жизни. Начнем в стакан с желтой жидкостью добавлять синюю. Что будет происходить? Сначала изменение цвета желтой жидкости незаметно, потом, по мере вливания, она будет все больше принимать зеленый оттенок (ведь смешение желтого и синего цветов дает зеленый цвет), и наконец наступит такой момент, когда вся жидкость в стакане окрасится в зеленый цвет. Так происходит с организмом человека: по мере попадания в него никотина, алкоголя тот не будет успевать восстановиться и произойдет все большее болезненное перерождение органов и систем.
Опыт№2
( «Курящая кукла»)
Поместите кусочек ваты в стеклянную трубочку. С одной стороны трубочки укрепите резиновую грушу, с другой — тлеющую сигарету. С помощью груши продуйте воздух («выкурите сигарету»). Не спешите с окончанием опыта, так как эффект может быть не столь наглядным. «Выкурив» таким образом одну сигарету, обратите внимание детей, что вата изменила цвет, концы трубочки стали коричневыми. Извлеките вату из трубочки, разверните и покажите ее изменившийся цвет. Акцентируйте внимание детей, что осевшие на вате («легких» куклы) вещества — те самые токсины и яды, которые оседают в легких человека, приводя к тяжелейшим последствиям. Пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату (это способствует усилению воздействия на учащихся).
Опыт№3
(« Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина»)
Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нем наличие кислот, никотина.
Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно- коричневого цвета осталась часть никотина, образующегося при курении.. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.


Видеофильм
Ролевая игра «Умей сказать “нет”».
Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться.
Сейчас МЫ с вами поиграем в игру (Умей сказать нет). В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать. К доске выйдут 2 ученика. Они разыграют сценку предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.
Первый диалог подготовили Алеша и Саша .Психолог дает детям книгу, предлагая разыграть диалоги.
Диалог № 1
Алеша. Давай закурим!
Саша. Я не могу.
Алеша. Почему?
Саша. Тетя увидит.
Алеша. А мы отойдем за угол.
Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.
Алеша. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
Саша. А я сигареты без фильтра не курю.
Алеша. У меня с двойным фильтром.
Саша. Да я спички забыл.
Алеша. У меня есть зажигалка.
Саша. Соседи из окон нас увидят.
Алеша. А мы пойдем в подвал.
Саша молчит, не зная, что сказать.
Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?
дети считают, что победил Алеша.
Как это ни странно, Саша, ни разу не сказал: (Я не хочу). А ведь этого было бы достаточно, чтобы Алеша от него отстал. Ведь если Алеша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе речь. Отговорки Саши сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится.
Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.
2. А теперь другой диалог: .Диалог №2
Лена. У меня есть сигареты, давай покурим.
Яна. Ой, нет, я не могу!
Лена. А почему?
Яна. От меня будет пахнуть табаком.
Лена. Ну и что?
Яна. Родители узнают.
Лена. А ты к ним не подходи.
Яна. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала. Потому, что я курила.
Лена. А ты надушись.
Яна. Тогда родители обо всем догадаются.
Лена не знает, что еще предложить.
- Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом диалоге?
Класс считает, что победила Яна.
В этом диалоге Яна настаивала на одной версии, что родители ее разоблачат в любом случае. Если бы Лена продолжала настаивать, это было бы неуважением к семье Яны. Поэтому диалог прекратился.
3.Теперь послушаем третий диалог: Вовы и Кости.
Диалог № 3.
Вова. На, кури.
Костя. Я не буду.
Вова. А что тогда сюда пришел?
Костя. Просто так.
Вова. Ну, тогда иди отсюда.
Костя уходит.
Кто оказался сильнее в этом диалоге?
В этой сценке вроде бы сильнее оказался Костя, но ему придется уйти и потерять уважение группы. Он мог бы сказать: «Уже 6росил или ((Что-то сейчас не хочется». Давайте повторим этот диалог по-другому.
Диалог № 4
Кирилл. На, кури.
Павел. Не хочу!
Кирилл. Кури, за компанию!
Павел. Отстань, кури сам, если хочешь!
Кирилл. А что тогда сюда пришел?
Павел. Захотел и пришел.
Кирилл. Ну, тогда иди отсюда.
Павел. Не хочу.
Вот сейчас Павел явно оказался сильнее. Но так может вести себя только человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?
Примерные ответы детей:
- За спортивные достижения.
- За силу.
- За смелость.
- За то, что хорошо разбирается в чем-то.
- Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей?
Психологи дают такие советы:
- Просто сказать <нет» без объяснения.
— Отказаться и объяснить причины отказа.
— Отказаться и уйти.
---Говорить как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать <(нет)>, «не буду»
— Не обращать внимания на предложения закурить.
— Постараться объединиться с кем-то, кто тоже не курит.
— Постараться избегать курящих компаний.
Песня «Улыбка»
Сформулируйте главные выводы изученной темы в виде памятки “Мои аргументы против курения”:
Курение разрушает организм.
Курение приводит к неизлечимым болезням.
Курение снижает физическую активность.
Курение портит цвет кожи.
Никотин забирает свободу, человек становится его рабом.
Спасибо вам за работу. И в заключении я бы хотела сказать:
Так будьте хозяином своей судьбы!
Помните: здоровье и счастье в ваших руках!