Занятие по валеологии для обучающихся начальных классов Злой волшебник табак

«Злой волшебник табак».

Занятие по валеологии для учащихся начальных классов.
Цель: систематизировать знания детей о здоровье человека.
Задачи:
1) расширять кругозор детей, их словарный запас
2) закреплять гигиенические навыки
3) формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам
4) воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.
Материалы и оборудование: плакаты, костюмы для инсценировки, карточки с проблемной ситуацией.
Методы обучения: демонстрационное и фронтальное экспериментирование, логические рассуждения, игра, рассказ, самонаблюдение.

Ход занятия.

1. Беседа по теме.

- Ребята, сегодня у вас необычное занятие- занятие по валеологии.
Вы, наверное, удивились - что такое «валеология» и чем на ней занимаются?
Может, учатся читать? Нет. Может считать? Нет. А может диктанты пишут?
Нет, нет, и нет! Такие занятия можно назвать школой здоровья. Так как в переводе «валео» означает – быть здоровым, а «логос» - наука.
- Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так думаете?
(Ответы детей.)

2. Задание.

- Выберите слова для характеристики здорового человека:
красивый ловкий статный крепкий
сутулый бледный стройный неуклюжий
сильный румяный толстый подтянутый

Слова записаны на доске. Дети стирают неподходящие определения. Должны остаться слова, действительно характеризующие здорового человека.

- Молодцы, ребята! Здоровый человек выглядит именно так.

3. Это интересно!

- А знаете ли вы признаки здорового человека?
(На доску вывешивается плакат.)

Шесть признаков здорового человека.
1.Очень редко болеет.
2.Если заболел, то быстро поправляется.
3.Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.
4.У него хороший сон.
5.Может без одышки пробежать пять километров.
6.Живёт не менее 80 лет.

- Каждый человек должен стремиться иметь все эти шесть признаков здорового человека.


4. Тест «Оцени себя сам».
- Сейчас я предлагаю вам провести тест «Оцени себя сам».

Поставь себе «5», если ты:

а. Любишь прогулки в любую погоду;
б. Любишь кататься на велосипеде;
в. Можешь подтянуться несколько раз;
г. Умеешь кататься на лыжах;
д. Любишь ходить в походы, на экскурсии;
е. Играешь в футбол, волейбол;
ж. Умеешь прыгать через скакалку.

-Если ты что-нибудь из этого не умеешь, поставь себе «4», но дай себе слово,
что обязательно научишься это делать!
-А самое главное, воспитывай у себя силу воли! Начинай свой день с зарядки и душа или обтирания, закончи его прогулкой, поиграй несколько часов на воздухе, и ты сразу почувствуешь, что стал бодрым, а учёба пошла успешнее!

5.Анализ ситуации.

(Учащимся предлагается для прослушивания магнитофонная запись с рассказом мальчика.)

- У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.
А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя, зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.
А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?

- Ребята, давайте все вместе поможем герою этого рассказа разобраться в его проблеме.
- Где место ребят, которые хотят быть здоровыми: рядом с Колей или с Толей?
-Какое место выберете вы? Прежде чем ответить на этот вопрос, послушайте, подумайте, порассуждайте. В конце занятия сделаете выбор.

6. Слово учителя.

- Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить. Это вредная затея. Привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки. Курильщик сначала и не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд- никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Да, бывает, после первой сигареты подташнивает, голова кружится. Это организм подаёт сигнал тревоги. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими людьми, так как приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро уставать. Организм курильщика не усваивает кислород в нужном для человека количестве. Отсюда ухудшение памяти, внимания, зрения, слуха, снижение скорости чтения. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулёз, рак.

( Далее учащимся предлагается посмотреть плакат « Лёгкие здорового человека и курильщика.)

7.Инсценировка басни С. В. Михалкова «Как медведь трубку нашёл» (басня дана в небольшом сокращении.)

8. Итог занятия.

- Чем опасен для здоровья табачный дым?
- Что вы посоветуете герою рассказа?
- А с кем вам по пути: с Колей или с Толей?

- Ребята, мы желаем, чтобы это ваше решение было твёрдым, и никто не смог убедить вас в обратном.

- Помните: чтобы быть здоровыми, вы должны любить себя. Никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
- Давайте выучим такие слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
- И в заключение занятия хором скажем:
Мы говорим: «Нет - курению!»


15