Информационный стенд школьного психолога

Приоритетными направлениями в работе психологической службы школы являются:

профилактика социально-психологической дезадаптации;
психологическое сопровождение первоклассников и пятиклассников в адаптационный период;
профориентационная работа;
профилактическая и развивающая работа;
психологическое просвещение педагогов и родителей.

Цель психологической службы школы:

Создание условий для гармоничного развития учащихся
в процессе школьного обучения.
Оптимизация социальной и учебной среды (родители, педагоги, сверстники) для создания условий сохранения и повышения уровня психологического здоровья учащихся;
Профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья учащихся и повышение его уровня (в рамках групповых(индивидуальных) психологических занятий).

Задачи:

~ Определение возможностей и способностей учеников с целью предупреждения
возникновения проблем их развития.
~ Помощь (содействие) в решении актуальных задач развития, обучения,
социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и
профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы,
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, родителями.
~ Формирование и развитие положительной школьной мотивации.
~ Развитие психолого-педагогической компетенции учащихся, родителей,
педагогов.
Содержание деятельности:

Данные цели и задачи осуществляются непосредственно в работе психолога,
с помощью основных видов деятельности:
· Диагностики.
· Консультаций.
· Коррекционной и развивающей работы.
· Профилактики.
· Просвещения.
Как работает психолог.
Психолог слушает. Кажется, что это очень просто, но на самом деле это большое исскуство и тяжелая работа. В идеале во время приема для психолога не существует личных проблем и переживаний он видит и слышит только тебя.
Психолог задает вопросы. Можно сказать – это наводящие и уточняющие вопросы. Они помогут тебе разобраться в собственных чувствах и переживаниях, сосредоточиться на том, что важно для тебя в данный момент и найти совершенно неожиданное решение.
Психолог поддерживает. Психолог искренне интересуется твоими проблемами, верит в твои силы и в то, что и ты сможешь найти решение своей проблемы.
Для размышления Психолог не должен давать готовых советов. Запомни: проблема перестает тебя мучить, только когда ты сам найдешь ее решение.
Задача психолога-помочь тебе в поисках.

Психолог в школе: принципы работы.
Психологи пришли в наши школы сравнительно недавно, поэтому далеко не каждый знает, а чем же, собственно говоря, они занимаются. За это недолгое время родилось много смешных (равно как и печальных) "мифов" о психологах, которые, очень мешают.

Миф 1. Если ты консультируешься у психолога - ты псих. Психолог и психиатр - одно и то же.
Правда: психолог отличается от психиатра, как сумасшедший день от сумасшедшего дома. Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний (напр. шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки). Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое).

Миф 2. К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы.
Правда: К психологу обращается человек, который ощущает потребность изменить своё поведение, свою жизнь в ту или иную сторону и ищет грамотный способ, эффективный путь осуществления этих изменений. Психолог - специалист, который может помочь найти такой путь, свой, уникальный для каждого. Если у вас болит зуб, вы ведь не находите ничего зазорного в том, чтобы обратиться к стоматологу?

Миф 3. Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе.
Правда: Основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога - конфиденциальность. Это значит, что никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т.д.).
Вопросы по которым можно и нужно обращаться
к школьному психологу.


J Трудности в учёбе.
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

J Взаимоотношения в классе.
Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

J Взаимоотношения с родителями.
Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

J Выбор жизненного пути.
Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу :. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

J Самоуправление и саморазвитие.
Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют не дюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.


Профилактика стресса
Стресс - это состояние общего напряжения организма в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, стрессоры. Состояние стресса разделяется на три фазы:
1. Тревога.
2. Сопротивление, при котором происходит выброс гормонов, стимулирующих механизмы приспособления к изменившимся условиям жизни.
3. Истощение, наступающее в том случае, если после продолжительной борьбы со стрессом или приспособления к нему, человек не достиг положительного результата.
Антистрессовые правила поведения:
1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Если будете раньше вставать, то избежите раздражения с раннего утра. С вечера составьте список дел на следующий день.
2. Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник, в который будете записывать время назначения встреч и другую важную информацию.
3. Откладывание дел на следующий день является стрессовым фактором. Что вы хотели бы сделать завтра, сделайте по возможности сегодня. Планируйте наперед.
4. Не забывайте случаи, в которых вы были на высоте. Воспоминания о них могут уменьшить ваше раздражение в случае неудачи.
5. Старайтесь выбирать друзей из веселых, оптимистичных людей.
6. В стрессовой ситуации старайтесь дышать глубоко и медленно.
7. Иногда делайте себе подарки. Поход в салон красоты или магазин часто улучшает настроение.
8. Никогда не говорите себе плохих слов, не ругайте себя. Любите себя!
10. Выходные дни отводите под отдых. Выспитесь, сходите в музей или в кино.
11. Умейте прощать и забывать обиды. Не жалуйтесь, не ворчите, не ходите с недовольным видом. Неразрешимых проблем не бывает!

Профилактические правила для всех и каждого
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.

J Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

J Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

J Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

J Пейте побольше воды для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только воды не менее 1–1,5 литра в день.
J Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

J Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

J Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.
Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.
Низкая самооценка – причина многих бед!
Человек, в душе не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что он не достоин любви, никогда не научится любить.
Низкая самооценка – причина многих неприятностей. И главная из них заключается в том, что человек, невысоко себя ставящий, едва ли будет когда-нибудь счастлив.
Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, кажущиеся безобидными, но способные, при частом повторении, раздражать не меньше, чем явная грубость или крик, даже если они произносятся спокойным тоном. Есть же слова, способные смягчать обиды, заглаживать промахи, улучшать настроение.

К числу выражений, снижающих самооценку другого и которые нужно исключить из общения между взрослыми людьми или же взрослыми и детьми, относятся следующие:
Я тысячу раз тебе говорил, что
О чем ты только думаешь
Неужели тебе трудно запомнить, что
Неужели тебе непонятно, что
Сколько раз надо повторять
Неужели ты не видишь, что
Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты
Ты стал таким (скучным, грубым, невнимательным )
Ну что за друзья у тебя
Ну на кого ты похож(а)
Что ты ко мне пристал(а)
Ты такая же (такой же), как твои родители, тоже

К числу выражений, повышающих самооценку другого человека (желательно употреблять их как можно чаще), относятся:
Посоветуйте мне, пожалуйста
Ты меня всегда правильно понимаешь
Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься в
Как я тебе благодарен (благодарна)
Я бы никогда не сумел(а) сделать это так хорошо, как ты
Какие замечательные у тебя друзья
Общаясь с тобой, можно многому научиться
У тебя поразительная наблюдательность
Всегда бы иметь такого приятного партнера (собеседника)
Смотреть, как ты работаешь, - одно удовольствие
Пожалуй, я пошел бы с тобой в разведку
Верно говорят! У тебя действительно «золотые руки»

Постоянная критика, обвинение типа: «Вы постоянно жалуетесь, На что это похоже? Все из-за тебя!» - снижает самооценку, вызывает чувство безысходности, озлобленность. Обзывание, высмеивание, оскорбительные прозвища вызывают чувства униженности, желание отомстить, снижают у человека уровень активности, его потенциальные возможности. Строгий приказ же, команда вызывают у любого человека ощущение неполноценности, бесправия.

Правила для создания положительного
климата в коллективе.
Учитесь планировать.
Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные дела висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

Признавайте и принимайте ограничения.
Многие ставят себе недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Отдыхайте.
Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для Вас.

Будьте положительной личностью.
Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые Вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

Учитесь терпеть и прощать.
Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет Вам принять их.

Избегайте ненужной конкуренции.
В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

Регулярно делайте физические упражнения.
Подберите для себя подходящий, доставляющий удовольствие комплекс.

Рассказывайте о своих неприятностях.
Найдите человека способного Вас выслушать. Это снимет Ваше напряжение.


Билль о правах человека.

Вы имеете право:
Иногда ставить себя на первое место;
Просить о помощи и эмоциональной поддержке;
Протестовать против несправедливого обращения или критики;
На свое собственное мнение и убеждения;
Не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным путем;
На свои собственные чувства – независимо от, того понимают ли их окружающие;
Менять свои решения или избирать другой образ действий;
Предоставлять людям самим решать свои проблемы;
Говорить «нет, спасибо», «извините, нет».

Вы никогда не обязаны:
Быть безупречным на 100 %;
Следовать за толпой;
Любить людей, приносящих вам вред;
Делать приятное неприятным людям;
Извиняться за то, что были сами собой;
Мириться с неприятной ситуацией;
Жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
Делать больше, чем вам позволяет время;
Выполнять неразумные требования;
Делать что-то, что на самом деле не можете сделать.

Как помочь первоклашке пережить стресс?
Ласково и нежно провожайте утром чадо в школу, даже если вы поссорились накануне. Завтрак должен быть вкусным, если ваше дитя завтракает, а если нет, то дайте ему с собой «маленькую детскую радость» из тех, что он любит просто пожевать. Пусть еда будет не столько полезной, сколько утешительной.

Расспрашивайте о школьных делах заинтересованно и не расстраивайтесь, если ребенок не будет рассказывать много сразу. Это как раз нормально, ему надо научиться описывать, обобщать и облекать в слова свой новый опыт.

Если у учителя есть претензии к вашему ребенку, не объединяйтесь с ним против малыша ни мысленно, ни эмоционально. Даже если ваш ребенок действительно набедокурил. С учителем, конечно, спорить не нужно. Все выслушайте, уясните для себя точку зрения учителя, а с ребенком поговорите дома.

Не позорьте его шумными скандалами в школе. Помните, у него дома должен быть надежный тыл, место, где он может отдохнуть душой и набраться сил для нового дня. Дома спокойно объясните ему, в чем он не прав.



Первый раз в первый класс.

Уважаемые родители, наступил долгожданный, ответственный момент. Ваш малыш стал первоклассником. Помогите ему справится с первыми трудностями, окажите моральную поддержку, будьте внимательны и терпеливы, воспользуйтесь нехитрыми советами. И у него обязательно все получится.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


Школьный психолог родителям первоклассников:

Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение "всего необходимого". Однако Просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уж недостаточно - для успешного начала школьной жизни любому ребенку необходима психологическая подготовка.

Психологическая готовность
Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Она формируется у детей к семи годам путем специальных занятий. Психологи выделяют 2 аспекта психологической готовности ребенка к школе: личностная (мотивационная) и интеллектуальная. В интеллектуальном плане у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, но это не означает, что он желает учиться. Ходить в школу и учиться - две большие разницы. Как пишет детский психолог Л.А. Венгер "Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".
Необходимо выработать у ребенка умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Все эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение, общение).

Личностная готовность
Это потребность общаться со сверстниками и умение общаться, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Часто ли вы говорите: "Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет"? Или: "Опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе два по поведению, а с двоечниками никто не дружит". Если да, то избегайте таких фраз и создавайте у ребенка положительный образ школы. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях. Приучайте его к режиму дня. Особенно это важно для детей, которые не ходят по какой-либо причине в садик. Соблюдение режима позволит первокласснику плавно войти в режим учебы, и на один стрессовый фактор у ребенка станет меньше. После школы ему нужно обедать, отдыхать, гулять и только потом садиться за уроки.

Простые рекомендации

1. Не будет лишним перед школой обратиться к специалистам, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. Если заболевания нет, то можно у педиатра получить рекомендации по оздоровлению ребенка, а также пройти курс витаминотерапии и курс по укреплению иммунной системы, чтобы стрессовая нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.
2. Нужно понаблюдать за ребенком в первые месяцы его школьной жизни. Возможно, он стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым. Это повод задуматься о том, какие проблемы возникли у вашего первоклашки. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то поможет психолог. Если же это касается того, что ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, тогда необходимо обратиться к неврологу.
3. Незадолго до 1 сентября следуйте простым рекомендациям. Познакомьте ребенка с его учителем до начала занятий. Посетите его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Расскажите ребенку о расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед. Спросите ребенка о его чувствах и впечатлениях от первого дня в школе. Успокойте его волнение и скажите, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

На заметку
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.









15