Конспект по математике на тему Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц(1 класс)


Урок № 97
Предмет: Математика
Раздел долгосрочного плана:
Раздел 3C – Равенства и неравенства. Уравнения Школа: школа-гимназия №50 имени Ахмета БайтурсыноваДата: ФИО учителя:
Класс: 1 « » Количество присутствующих: 30 отсутствующих:
Тема урока: Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 1.5.1.4 анализировать и решать задачи на: увеличение, уменьшение
числа на несколько единиц, разностное сравнение, составлять и решать обратные задачи
1.5.1.1 моделировать задачу в виде схемы, рисунка, краткой записи;
подбирать опорную схему для решения задачи
Цели урока Научить первоклассников решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, составлять схемы задач; составлять обратную задачу.
Языковые цели
Определите языковые цели, включая примеры лексики и фраз
Учащиеся могут:
сравнивать числа и величины, и объяснять, как они представляют равенство или неравенство,решать уравнения, простые задачи.
Учащиеся смогут:
— составлять и решать обратные задачи;
— чертить схемы к задачам;
— определять, с помощью какого действия будут
решаться обратные задачи.
-находить числа на несколько единиц больше- действие сложения, нахождение числа на несколько единиц меньше данного — действием вычитания.
Лексика и терминология, специфичная для предмета:
Полезно проговорить с учащимися правило решения уравнений с неизвестным уменьшаемым и повторять в течение урока правильные формулировки. Данная работа формирует глубокое
понимание и грамотную математическую речь.
Новые ключевые слова на этом уроке не вводятся.
Полезные выражения для диалогов и письма:
Что произойдет в результате взвешивания?
Что означает, если весы не уравновешены?
Получилось ли то же значение?
Это (выражение, значение) больше, чем/ меньше, чем это выражение?
Можете ли вы сказать почему…?
• … весы уравнены?
• … это значение выражения больше, чем то?
• … может быть больше, чем один правильный ответ?
Письмо:
• Постройте диаграмму, показывающую баланс
• Составьте список выражений с одинаковым значением
• Составьте список чисел меньших, чем...
Межпредметные связи Взаимосвязь с предметами: обучение грамоте на родном языке, самопознание, познание мира, естествознание, музыка
Навыки использования
ИКТ Предварительные знания
Равенства и неравенства, сложение и вычитание в пределах 20,буквенные и числовые выражения,решение уравнений.
Ценности Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
1-7 мин
Организация класса
Какое сегодня число?
Какой день недели?
Какой он по счёту?
Между какими днями находится?
Если сегодня среда, то сколько дней осталось до субботы?
А какой сейчас месяц?
Какой он по счёту в году?
Назовите весенние месяцы.
Размышления
Продолжи ряд.
1, 4, 7, 10,  …,  …,  …
13, 11, 9, 7,  …,  …,  …
-Что заметили? Объясните.
Целеполагание.
Игра "Больше -меньше"
-На одну сторону положите 2 карандаша, на другую — на 1 меньше.Сколько карандашей на другой стороне?
(2-1=1)
-На одну сторону 4 карандаша, на другую — на
1 больше. Сколько карандашей на другой стороне?
(4+1=5) Числовой луч от 1 до 20
карточки
УСЛОВИЕ,  ВОПРОС,  РЕШЕНИЕ,  ОТВЕТ
Середина урока
8-45 мин
Работа по учебникус. 70-71
Задание №1.Прочитайте условие. (К)
— О ком говорится в задаче? (О взрослых и детях.)
— Как это показано на схеме? С помощью чего
показано количество взрослых и детей? Сколько
взрослых пошли в парк? (3) Где это показано на
схеме? Что сказано о детях? (На 2 больше.)
— Как это показано на схеме? Что спрашивается
в задаче? (Сколько детей пошло в парк.) Где записан
вопрос задачи на схеме? Почему отрезок, показы-
вающий количество детей, больше, чем отрезок,
показывающий количество взрослых? (Потому что
в задаче сказано, что детей на 2 больше.)
Задание №2. (К)
-Когда человек использует чемоданы и сумки? Что известно о сумках? (Их 4)
-Известно, сколько всего чемоданов? (Нет.)
-Что еще известно в задаче? (Чемоданов на 3 больше, чем сумок.)
-Что спрашивается в задаче? (Сколько чемоданов?)
Ответ
4 + 3 = 7 чемоданов
Задания №3.(П)
Посмотрите на схему.
-Что известно, что неизвестно?
-О чем спрашивается в задаче?
(Решить задачу в парах, записав решение и ответ на
листе.) Затем организуйте взаимопроверку в парах
сменного состава.
Ответы
10 − 6 = 4 машины.
Обратите внимание ребят на обе схемы (из
правил) на доске и попросите рассказать, что у них
общего и чем они отличаются. Спросите детей, как
зависит решение задачи от ее вопроса.
Физминутка.
Задание №4.(И С)
А) Вдоль дороги росло 7 деревьев, а кустов на 2 больше. Сколько кустов росло вдоль дороги?
Б) Девочка собрала на берегу озера 8 белых камней . а черных на 4 меньше . Сколько черных камней?
Дети на листах работают самостоятельно.
Взаимопроверка.
Ответы
а) 7 + 2 = 9 (кустов);
б) 8 − 4 = 4 (камня).
Задание №5.
Предложите следующий алгоритм:
1. Назови известный компонент в задаче.
2. Сделай его в новой задаче неизвестным.
3. Назови неизвестный компонент в задаче.
4. Сделай его в новой задаче известным.
5. Сформулируй вопрос к новой задаче.
Пальчиковая гимнастика
Работа в тетради с. 67-68
1.Допиши схемы и реши задачи. А. Предложите
школьникам познакомиться с условием задачи и
поэтапно заполнить схему.
-О ком говорится в задаче. Попросите вписать в схему начальные буквы слов.
-Что известно в задаче? (заполните данную схему)
Б. Самостоятельная работа.
Ответы
а) 3 + 6 = 9 (д.)
б) 9 − 5 = 4 (ж.)
2. Найди решения задач.
Соедините рисунки и решение задач.
3. Обратные задачи. Учащиеся повторят алгоритм
работы над обратной задачей.
Затем учащиеся работают в парах и заполняют карандашом пропуски во второй задаче так, чтобы она была обратной к первой: “По дороге домой Ашим
насчитал на стоянке 8 машин. А когда шел в школу,
он насчитал на 3 машины меньше. Сколько машин
он насчитал по дороге в школу?”
Ответы
а) 5 + 3 = 8 (м.)
б) 8 − 3 = 5 (м.)
4. Реши цепочку. Первоклассники должны рас-
смотреть схему, посчитать количество кружков (3)
и выполнить задание по стрелкам, т. е. прибавить
к 3 кружкам еще 3 кружка и нарисовать 6 кружков.
Затем нужно вычислить количество кружков, которые
необходимо нарисовать в следующем круге, и т. д.
Ответь на вопросы
Придумай вопрос к задаче. У Айдына в коллекции
8 марок, а у Саши на 2 марки меньше.
• Какое слово в задаче пропущено, если задача
решается так: 6 + 4 = 10 (открыток) Из путе­
шествия Марина послала домой 6 открыток,
а Нурай на 4 открытки …. Сколько открыток
отправила Нурай? учебник
Г.Ш. Жакупова,
Н.В. Орехова,
С.И. Уакбаева,
Н.В. Лебедева,
А.О. МадхалыковаН.З. Иманбаева Пробный учебник для 1 класса «Математика»,
рабочая тетрадь для 1 класса «Математика»
Конец урока
Рефлексия деятельности
Я узнал … Я научился … Я понял … Я смог ….Самым трудным было …– Расскажите дома, что интересного вы узнали на уроке. Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности
В течение урока учитель оказывает поддержку менее способным учащимся. Более способным учащимся предлагается записать количество предметов цифрами. Посредством наблюдения учителя на уроке проверяется умение учащегося соотносить количество предметов с цифрой для записи этого количества. Используемые физминутки и активные виды деятельности.
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?