Обучение чтению на уроке немецкого языка при подготовке к ЕГЭ.


Обучение чтению на уроке немецкого языка при подготовке к ЕГЭ.
Н. Д. Гальскова считает что, чтение это как «процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка» , представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. [ Н. Д. Гальскова 2008: 224] .
Н. И. Гез под чтением понимает что, « чтение представляет собой сложную перцептивно-мыслительную мнемическую деятельность, процессуальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер, варьирующийся в зависимости от ее цели» [Н. И. Гез ]Н. Д. Гальскова выделяет три вида чтения: ознакомительное, поисковое и изучающие. Итак, ознакомительное чтение предполагает извлечение из текста основной информации со степенью полноты понимания в пределах 70-75%. Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной , нужной для читающего информации: определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера. Изучающее чтение предполагает достижения полного (100%) и точного уровня понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. [ Н. Д. Гальскова 2008: 235]
На современном этапе для подготовки ЕГЭ к чтению необходимо выработать систему работы над текстом. Работая с аутентичными текстами стоит подбирать тексты для чтения по изученным темам , включая задания к тексту постепенно от простого к сложному. Работа над текстом проходит в 3 этапа : предтекстовый этап , текстовый этап и после текстовый. Для каждого этапа работы с текстом характерны свои приемы и виды.
На 1 этапе, стоит включить задания для разминки  (zur Motivation), это такие приемы работы как ассоциация, предсказания и игра-догадка. Выполняются задания на более детальное понимания текста.
На 2 этапе, стоит включить такие приемы работы с текстом, которые помогают понять основную мысль текста. Например: подбор картинок с описание событий, завершение предложений, расположение событий по порядку в логической последовательности, выбор правильного или неправильного утверждения, деление текста на абзацы, вопросы по содержанию к прочитанному тексту.
На последнем этапе задания направлены на контроль понимания основного прочитанного текста. Это: составление плана текста, вопросы по поиску конкретной информации, подготовка интервью, описание отдельного абзаца.
Использование различных приемов и видов работ с текстом на всех этапах на предтекстовом, на текстовом , на послетекстовом имеют свои положительные стороны и работают на ученика.
Практическое задание для работы с текстом.
Wir wissen schon, dass viele Jungen und Mädchen in Deutschland wissbegierig sind und gerne reisen, um die Welt kennenzulernen. Oft reisen die Jugendlichen, ohne Eltern. Da sie aber nicht viel Geld haben trampen oft die Jungen und Mädchen (diese Leute heisen dann Tramper) oder fahren Autostop (per Anhalter). Das macht ihnen Spass, denn unterwegs bewundern sie schone Landschaften, lernen neu Menschen kennen.
Erich will in den nächsten Ferien nach Italien – dieses Land interessiert ihn sehr. Er hat Taschengeld und seine Eltern geben ihm für diese Reise 100 Euro. Aber das ist nicht viel. Die Flugtickets bis Italien sind sehr teuer, so viel Geld hat der Junge nicht. Die Eisenbahn ist auch nicht billig. Und darum will Erich mit INTER-RAIL fahren. Was ist das: INTER-RAIL? Das ist eine internationale Fahrkarte nur für junge Leute. Das Inter-Rail –Ticket ist viel billiger als andere Fahrkarten. Damit darf man nur mit der Eisenbahn in der 2. Klasse durch Europa in den Ferien einen ganzen Monat lang reisen. Mit der Inter-Rail-Karte können sie leichter einen. Platz in der Jugendherberge bekommen oder dürfen in Grossstädten sogar in den Bahnhöfen übernachten. Wir wünschen Erich eine interessante und schone Reise!
1. Welche Benennung passt zum Text?
a. eine Reise um die Welt,
b. Reise nach Italien,
c. INTER-RAIL-KARTE.
2. Lesen und vereigenen die passende Wörter.
a. reisenmachenb. Spassum die Welt kennenzulernenc. Autostopbewundernd. schöne Landschaftentrampene. Taschengeldfahren ( zweimal)
f. mit INTER-RAIL bekommen3.Schreiben die Satze bis zum Ende:
a. Oft reisen die Jugendlichen allein,… .b. Viele Jungen und Mädchen sind wissbegierig und … .c. Sie trampen oft oder fahren … .d. Erich will in den nächsten Ferien nach Italien - … .e. Die Flugtickets bis Italien sind sehr teuer, … .f. Das INTER-RAIL-Ticket ist viel billiger … .4.Beantworten die folgende Fragen:
a. Was machen viele Mädchen und Jungen in Deutschland, um die Welt kennenzulernen?
b. Wer sind Tramper?
c. Was macht den Jugendlichen Spas? Warum?
d. Was können sie unterwegs machen?
e. Womit will Erich nach Italien fahren?
f. Wo kann man übernachten?
Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше, осмысляя тексты. При самостоятельном чтении ученики должны опираться на свой речевой опыт. Научить учащихся чтению – это научить практическому владению языкам, привить навыки и умения , которые должны остаться у них на всю жизнь.
Литература.
Бим И. Л. Чтение, его содержание и формы. / И. Л. Бим, А. А. Леонтьев, С. Ф. Шатилов // Общая методика обучения иностранным языкам.- 1991.-С. 238-251.
Гальскова Н. Д. Обучение чтению .Классификация видов чтения. Контроль понимания при чтении . / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез // Теория обучения иностранным языкам. – 2008.- С. 224-247.
Гез Н. И. Чтение как вид речевой деятельности. Обучение различным видам чтения. / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, С. Ф. Шатилов// Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- 1989. –С.242-264.
Пассов Е. И. Урок иностранного языка. Урок совершенствования речевых навыков./ Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева// Урок иностранного языка. Изд-во « Феникс» 2010. – С. 431-449,502-534.