Весенняя экскурсия на луг


Весенняя экскурсия на луг.
Цель: Раскрытие жизнедеятельности и взаимодействий живых организмов в природном сообществе (на лугу).
Задачи:
Дать понятие «Луг». Раскрыть типы лугов.
Познакомить детей с растительностью луга, с разноцветными красками разнотравья.
Воспитывать нравственную отзывчивость на прекрасное.
Ход экскурсии
Луг – это безлесное травянистое сообщество, где в основном растут многолетние растения. На лугах наблюдаются три яруса.
Первый ярус – высокие растения.
Второй ярус – более низкие растения (клевер)
Третий ярус – низкие растения (стелящиеся – мхи, иногда лишайники)
Луговые растения принято разделять на следующие группы.
Злаки.
Бобовые.
Разнотравье.
Типы лугов.
Заливные – заливаются весенними водами, грунтовыми водами и атмосферными осадками. Это лучшие сенокосные луга.
Пойменные – находятся возле поймы рек.Незаливные (суходольные) – большие луга в зоне лесов.
Низинные – расположены в низинах между холмами (внизу). Низинные луга могут заболачиваться, тогда начинают появляться мхи.
- Определите к какому типу лугов относится наш луг?
- Наш луг хранит большие тайны. Чтобы лучше разглядеть его тайны, давайте представим, что мы превратились в Крошечных исследователей, размером почти с бабочку.
- Представили, тогда вперед!
- Сначала мы взлетим и осмотрим луг с высоты полета бабочки. Она летает медленно и это очень удобно для нас.
- Что больше всего привлекает бабочку?
- Цветы – настоящий разноцветный календарь, и часы, и аптека, и еда, и …. Удивительные создания! Цветы сопровождают человека и в радости и в горе. Они окрашивают наши человеческие чувства в самые чистые цвета.
- А вместе с цветами – травка, которую так и хочется назвать «Муравка». Словно зеленая, чуть курчавая шерстка, с маленькими, крошечными листьями и цветами, белыми и розовыми, - птичья гречишка, спорыш. Её очень любят воробьи. Это из трав – неистребимых.
- Совсем у тропинок – лопушки подорожника. У него есть высокие султанчики с семенами. Кстати, если вы поцарапались или поранились, лист подорожника (разумеется мятый) лучше пластыря и приятнее зеленки. И растет он совсем на самой утоптанной, как камень, твердой земле.
- А вот покачиваются коричневато – розовым туманом нежные метелки – мятлика лугового.
- А вот торчат ершики тимофеевки и кисточки ежи сборной. Это злаки, - растения, умеющие держать очень крепко землю своими корнями. Они создают дерн, этакий живой ковер поляны из стеблей, листьев, переплетенных корней.
- Ближе к утоптанным местам и на сухих пригорках белеют соцветия тысячелистника – у него и, правда, «тысяча» листьев, так они тонко вырезаны. Он тоже великий лекарь.
- Вообще – то, сколько бы мы с вами, дорогие исследователи, не перечисляли тут, всех растений не назвать. Их очень много. Кстати, имейте в виду, цветы могут улыбаться и грустить, болеть, радоваться, как и мы с вами. И все это хорошо заметно в их облике: размере цветка, листьев, в четкости форм, яркости цвета, в упругости стебля. Цветы покажутся вам красивыми и веселыми или, наоборот, поникшими, отчаявшимися, обтрепанными и тусклыми.
- Самые интересные растения нарисуйте в свой дневник наблюдения и напишите их названия. А когда вы с ними встретитесь, проблем со знакомством не будет: вы уже будете их знать название и сможете поговорить.
- До новых встреч, дорогие исследователи.