Конспект урока Окружающего мира на тему: Весенние изменения в природе

Урок по ООМ во 2 классе 2011 год.
Тема: Весенние изменения в неживой природе.
Цели:
- познакомить детей с изменениями в неживой природе весной;
- познакомить с весенними явлениями;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- формировать умение работать в парах;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Организация класса.
Цель: настроить учащихся на работу.

Постановка проблемного вопроса. Актуализация знаний.
Послушайте звуки, подумайте, в какое время года мы можем их услышать в природе?

- журчание ручейка (спрашиваю про каждый, что это такое)
- капель
- дождь (картинки СЛАЙД)
1 звук (я услышал, как журчит ручеёк)
2 звук (капает с сосулек вода)
3 звук (шумит дождик)
О каком времени года пойдёт речь сегодня на уроке? (я думаю, что мы будем говорить о весне, потому что ручейки и сосульки бывают только весной)
Прочитайте вопрос, на который мы должны ответить к концу урока. (СЛАЙД)
Какие изменения происходят в неживой природе весной?
Что относится к неживой природе? (солнце, вода, облака, небо, ветер, осадки СЛАЙД) в виде картинок
Что бы вы хотели узнать об этих изменениях?
Дети совещаются в парах.
Почему солнце светит ярче?
Почему тает снег?
Бывает ли весной гроза?
Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Усвоение новых знаний.
Цель: пронаблюдать изменения в неживой природе.
Настоящая зима в природе длится 5 месяцев. Народ успевает соскучиться по солнышку, по теплу, по весне.
Я просила вас наблюдать за изменениями в природе.
Работать вы будете в группах и самостоятельно. (дети заранее распределены в группы, рассаживаются на свои места)

Работают в группе.
1группа.
Прочитайте стихи и найдите те, которые относятся к весне, объясните, почему. (задание для всех групп)
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина
Полная луна.

Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле. (СЛАЙД)
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
2группа
Если встанешь на заре –
Крыша в белом серебре
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится

По снегу капельки стучат
«Подснежник, хватит спать!»
А шубки белок и зайчат (СЛАЙД)
С утра мокры опять.

3группа
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.

Лёд идёт, лёд идёт!
Вереницей длинной (СЛАЙД)
Третьи сутки напролёт
Проплывают льдины.

Прочитайте стихотворение и назовите, какие весенние изменения в неживой природе вы в них заметили.
(Дети читают стихотворения о весне и доказывают, какие признаки весенних изменений заметили в стихах.)
1 группа (мы заметили, что на озёрах треснул лёд, снег потемнел)
2 группа (мы думаем, что идет дождик, потому что у зайца мокрый мех)
3 группа (по реке плывут льдины)
От чего зависят эти изменения? (солнце греет чаще и оно стало теплее)

Посмотрите, как весна похозяйничала в нашем посёлке.СЛАЙД(показ фотографий)
Что изменилось в природе ? (тает снег, появились проталины, на дороге лужи, снег грязный)

Работа с учебником.
Цель: формировать умение самостоятельно отвечать на поставленный вопрос, находить материал в учебнике.

У вас на партах лежат карточки со словами.

Солнце
Небо
облака
День
Лёд
Осадки
Температура воздуха
Снег
Почва
Ваша задача поработать с текстом на странице 86 и кратко записать, что происходит с предметами неживой природы весной.
ОБОБЩЕНИЕ на доске (значки изображают – СЛАЙД)
Дети сами расставляют фигуры на доске.
(СЛАЙД)
Расположите весенние месяцы по порядку.

Дети читают наизусть.
Загадки о месяцах.

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что это за месяц? Кто узнает?
Про него говорят в народе, что наступила первая весна – шумная.
(СЛАЙД)
А каким у нас был месяц март? Опишите изменения неживой природы по сравнению с зимой.
Примета марта: «В марте курица напьётся из лужицы.»
А какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (грязный)
Почему? (он более тёмный)
21 марта считается днём весеннего равноденствия.

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Про апрель говорят, что наступила вторая весна – полноводная, разноцветная. А пословица такая:»Апрель с водой, май с травой.»

Каким у нас был апрель?

Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что это за месяц? Каким он будет в этом году, мы с вами ещё увидим. Но давайте подумаем, какое самое главное изменение неживой природы будет. (СЛАЙД)

ФИЗМИНУТКА
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая
Значит, к нам пришла
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт уж птичек стая
Значит, к нам пришла
Если солнце разрумянит
Наши щёки до красна
Нам ещё приятней станет
Значит, к нам пришла

Весенние явления природы.
Цель: познакомить с весенними явлениями природы.

Выберите весенние явления природы.
(СЛАЙД) на доске
Листопад, гололёд, первая гроза, ледоход, половодье, метель, туман, наст.
Обсуждение явлений, работа с учебником.
Прочитайте на с. 87 о ледоходе, половодье.
Дети отвечают на вопросы.
- Что такое ледоход? (СЛАЙД)
- Что такое половодье? (СЛАЙД)
От чего происходят эти явления? (таяние снега, солнце )
А как вы думаете, бывают ли весной грозы и в каком месяце? (СЛАЙД СО ЗВУКОМ)

Обобщение.
Цель: проверить качество усвоения знаний.
Вы должны заполнить текст с пропущенными словами.

Самое заметное изменение в неживой природе весной – это ---------------------------. Небо всё реже закрыто --------------------. Дожди тоже редкие и -----------------------. На реках начался -----------------. Пруды и озёра тоже освобождаются ото ---------------. Почва -------------. Скоро прогремят первые весенние ---------------------.

( облаками, потепление воздуха, ледоход, тёплые, оттаяла и прогрелась, льда, грозы)
Проверка. Прочитать. Если кто-то не согласен, обсуждение.

8. Итог.