Конспект «Весенние изменения в природе. Обобщение»


Весенние изменения в природе. Обобщение.
Цели: обобщить наблюдения детей за весенними изменениями в неживой и живой природе; развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями.
ХОД УРОКА.
Орг. Момент. Сообщение темы урока.
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имён прилагательных. Светлый, солнечный, прекрасный, тёплый, чудесный, яркий.- Весна- это замечательное время года. Поэты называют весну «утром года». - Сегодня мы обсудим тему «Весенние изменения в природе», Вспомним замечательные стихи и поговорки о весне и весенних месяцах.
Постановка целей урока.
- Наша задача – составить схему, которая бы отражала весенние изменения, и определить, что является причинами и следствиями этих изменений.
- Кто даёт команду к пробуждению природы? СОЛНЦЕ._ Как изменилось положение солнца? СОЛНЦЕ ВЫШЕ.- Что является следствием изменения положения солнца? ДЕНЬ СТАНОВИТСЯ ДЛИННЕЕ. - Как изменилась температура воздуха? ТЕМ. ПОВЫСИЛАСЬ. - Какие изменения в неживой природе последовали за повышением температуры? ИЗМЕНЕНИЕ ОБЛАЧНОСТИ - БОЛЬШЕ ЯСНЫХ ДНЕЙ; ПОТЕПЛЕНИЕ.- Какие осадки характерны для весны? ДОЖДИ. - Какие явления природы можно наблюдать только после потепления? ГРОЗЫ. - Когда чаще всего бывает первая гроза? В МАЕ, РЕЖЕ – В КОНЦЕ АПРЕЛЯ.
1. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним весенние месяцы
В теплых солнечных сапожках,
с огонечком на застежках,
по снегам бежит мальчишка –
снег пугает, шалунишка:
только ступит - стаял снег,
раскололся лед у рек.
Охватил его азарт:
а мальчишка этот - ....
(март)
Будит лес, поля и горы,
все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех.......
(апрель)
В лапотках бежит малыш,
ты шаги его услышь.
Он бежит, и все цветет,
он смеется – все поет.
Спрятал счастье в лепестках
у сирени на кустах.. .«Ландыш мой, благоухай!» -
повелел веселый ...(май)
Изучение нового материала:
-МАРТ-первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз крепок. Бывает, разыграется метель. Но всё уже дышит весной. Небо светится яркой голубизной. НАЧИНАЕТСЯ ВЕСНА СВЕТА.- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы.- МАЙ наряжает деревья в нежные шапки цветов, раскрашивает луга сочной травой, начищает до блеска яркое солнце. Тёплые дожди умывают лес, в воздухе стоит пьянящий аромат черёмухи, цветут ландыши в лесу. Май – это весна зелени.- Почему ранней весной ещё холодно, несмотря на то, что солнце уже довольно высоко над линией горизонта и световой день увеличился?Много солнечной энергии расходуется на таяние снегов и на испарение талой воды.
- Какие природные явления можно наблюдать в апреле?Половодье – появление талой воды.Ледоход – таяние воды (льда)

- Вспомните, какие явления происходили в жизни растений в осенний и зимний периоды? Изменение окраски листьев, листопад у лиственных деревьев и кустарников, увядание и отмирание наземной части у травянистых растений, покой зимой.- Что изменилось с приходом весны?- Что появляется на деревьях? ПОЧКИ, СОЦВЕТИЯ – СЕРЁЖКИ.Какие появляются цветы? ПЕРВОЦВЕТЫ
- Сейчас мы повторим приметы апреля. Какие изменения в неживой и живой природе происходят в мае?
- В чём заключается особенность мая? ЖИВОТНЫЕ СПЕШАТ ПРОДОЛЖИТЬ СВОЙ РОД.

Обобщение. Итог урока.
-Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется; землю разбудить и отогреть – апрель только этим и занимается; тёплую землю в зелень разодеть – это достаётся маю, который лес наряжает, лето в гости приглашает.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Учебник с. 98-100.