Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ Дифференциация [з, з’ — ж] . Лексическая тема: Весенние изменения в природе.


Логопедическое занятие во 2 классе для детей с ОВЗ (ЗПР).
Занятие по коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных недоразвитием речи системного характера.
Тема занятия: Дифференциация [з, з’ - ж] .
Лексическая тема: Весенние изменения в природе.
Образовательные:
Уточнить артикуляцию звуков [З, З’- Ж], выделяя сходство и различия.
Добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и с опорой на кинетические ощущения в произношении.
Закрепить знания о характеристике звуков.
Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.

Коррекционные:
1. Развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
3. Развитие связной речи
4. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
5. Дифференциация оппозиционных согласных [ з-ж ]
6.Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память). 2. Развивать мыслительные операции.
Воспитательные:
Воспитывать умение понимать учебную задачу.
Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок.
Здравствуйте ребята! На логопедических занятиях мы учимся правильно произносить звуки и отображать их на письме, а так же учимся правильно излагать свои мысли.

2.Слухо-произносительная дифференциация оппозиционных фонем
«Повтори за мной»
Аза-аза-ажа узы-узы-ужи юза-юза-южа
Узу-узу-ужу ёжа-ёжа-ёза ижа-ижа-иза


3. Развитие мыслительных операций. « 4-й лишний».
«Безбилетный пассажир»

Даны буквы. Выберите в каждом ряду «лишнюю», объясните принцип отбора.

а у з и п к ж с


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





Формулировка темы занятия.
Гласные и согласные буквы улетели на вертолете, а с нами остались
«Лишние» буквы из задания №3. - Какие буквы мы будем сегодня различать? - Какие звуки они могут обозначать? (Буквы вынести в тему занятия)
Повторение пройденного.
Откройте, пожалуйста, тетради. Вспомним характеристику звуков [з], [з’], [ж].
Что общего у этих звуков? Почему по-разному звучат? (Наблюдение за артикуляцией звуков с помощью инд. зеркал). Повторить артикуляционный уклад каждого звука. Поочерёдное произнесение звуков и сравнение их с природными звуками. (З-З-З-З-З – полетела муха и т.п.)
Развитие фонематических представлений.
Дам красный карандаш тому, кто вспомнит слово начинающееся со звука [ з].
Дам синий карандаш тому, кто вспомнит слово начинающееся со звука [ ж].
Дам зелёный карандаш тому, кто вспомнит слово начинающееся со звука [ з’].
Скажи наоборот.
За – жа, зу - , зо - , зы -
Договори до слова.
Вставь слоги «зы» или «жи», чтобы получилось понятное русское слово, запиши.
Арбу, гара, меду, лу, стри, ва .
9. Игра – разминка «Самый вежливый»
10. Совершенствование фонематического анализа слов.
Выделите из названия предмета звук, указанный цифрой. Из звуков составь слово.
Ведро 1, е, лиса 3, слон 4, санки 2. (Весна).
Составьте схему слова и раскрасьте цветными карандашами.
11.Составление предложений по картинке.
Набор сюжетных картинок «Весенние изменения в природе». Каждый ученик вытягивает картинку, показывает всем и составляет по ней предложение.






Ответы выслушиваются и корректируются.
(1. Ярко светит солнце. 2. На полянках начал таять снег. 3. Появились первые проталинки. 4. Набухают почки на деревьях. 5. Появилась молодая травка. 6. Прилетели первые птицы.)
12. Выделение причины и следствия.
Расставь картинки по порядку. (Ученики выставляют картинки на доску,
сопровождая пояснением).
13. Разминка. Предложения сопровождаются движениями рук.
-Веет весенний ветерок.
-Качаются макушки деревьев.
-Высоко в небе светит солнце.
-Своим теплом оно согревает всё живое.
14. Работа с деформированным текстом.
Я приготовила карточки, но чтобы их прочитать, надо вместо пропусков вставить буквы нашего занятия и записать.
Не - ные подсне - ники, - вонкие ручьи, - елёные листочки, пернатые дру- ья.
Составьте с каждым словосочетанием предложение.
15. Актуализация знаний учащихся о природных объектах. (Показ фотографии).
Кто видел подснежники?
Почему их так назвали?
Подбор эпитетов.
А давайте, и мы вырастим подснежники! Упражнение для рук «Цветок».
16. Составление рассказа. «Приход весны»
Прекрасные у вас получились цветы, и словосочетания отличные, и предложения чудесные. А давайте попробуем объединить в один рассказ все наши достижения.
(Учащиеся по цепочке составляют рассказ)
16. Рефлексия.
О каком времени года говорили?
Какие звуки различали?
Кто хорошо справлялся со всеми заданиями?
Кому было сложно?
Какое задание понравилось больше других?
Спасибо за работу.








аэробус: Вертолет значок знака. Бесшовные с геометрической текстурой. Векторная иллюстрация15