Технологическая карта урока литературного чтения на тему «Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»»


Технологическая карта урока
Предмет Литературное чтение
Тема урока Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»
Цели и задачи Цель урока: познакомить детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»; дать понятие метафоры; сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Задачи:
Обучающие:
– работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы; учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова
– обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
– развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление;
– развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний;
- развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов, навыки правильного, осознанного, выразительного чтения
Воспитывающие:
– воспитывать чувство прекрасного, умение работать в группе, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке;
– воспитывать самостоятельную творческую активность.
Тип урока Изучение нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные: находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении. 
Метапредметные: Регулятивные:- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; - определять и формулировать цель деятельности на уроке. Познавательные:- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.; Коммуникативные:- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные: проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.
методы и формы обучения Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная
Оборудование и
наглядно-демонстрационный материал мультимедийный проектор
-карточки со стихотворением  с пропусками
- рисунок берёзы
- фонограмма песни “Берёза”
-раздаточный материал для рефлексии и творческого задания;
- учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова “Литературное чтение” (1-я часть), 2 класс;
- презентация
Основные понятия и термины метафора, олицетворение, сравнение

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность уч-ся УУД
I. Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
Ребята, посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Посмотрите на солнышко – улыбнитесь ему. Пусть на протяжении всего урока это милое солнышко придаёт нам оптимизма, творчества и, конечно же, хорошего настроения!
Самоопределение к деятельности
-Ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
Как много улыбок засветилось. Спасибо!
А это мое настроение…Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей. Удачи!
1. Мотивация к учебной деятельности.
Если городу ночью холодно стало,И ночь для него одеяло достала,Если снегом заботливо город одела.Какое время года прилетело? (Зима) Демонстрируют готовность
к уроку
Слушают учителя, отвечают
на вопросы.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
II. Проверка домашнего задания А) Вступительное слово учителя:
Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали. 
А теперь покажите, как вы выполнили домашнее задание и научились выразительно читать стихотворения великих русских поэтов о первом снеге.
А мы будем слушать и оценивать вашу работу с помощью сигнальных карточек, опираясь на алгоритм. 
Контролирует и оценивает чтение  стихотворений И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима о первом снеге наизусть Чтение стихотворений И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима о первом снеге наизусть Контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
III. Речевая разминка 1)Дыхательная гимнастика
— Итак, о каком времени года пойдёт речь на нашем уроке?
— Закройте глаза и шепотом произнесите: 
«З – И – М – А …»
–Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.
–Произнесите предложение, делая ударение каждый раз на другом слове.
С неба падают снежинки.
С неба падают снежинки.
С неба падают снежинки.
— Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА? Слушают учителя, отвечают
на вопросы, делают дыхательную гимнастику Слушать и понимать речь других. Высказывать собственные суждения. Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников
III. Актуализация знаний
Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы
и целей Слайд 1 -Рассмотрите картины русского художника И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», «Зима». Какие чувства у вас возникли?  Что вы себе представили?
 Слайд 2 Поделитесь своими чувствами.
-В чём различие картин?
— Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму? (р/т с.56)
Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной. Зима – это, наверное, то время года, которое никого не может оставить равнодушным. Многие русские поэты восхищались необычайной красотой русской зимы в своих произведениях. Зимнюю природу изображают по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты — с помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.
- Сегодня мы будем знакомиться со стихотворениями, посвященными удивительному времени года – зиме. А вот с чьими стихотворениями?
- Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении: 
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет,
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты…
- Как вы думаете, о какой фамилии какого поэта идёт речь? Ответить на этот вопрос вам помогут звуки этого стихотворения.
Только скажут – «Сергей Есенин»,
Всей России встают черты… (Николай Браун)
–Сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина. Работают с картинами.
Отгадывают загадку-стихотворение. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.
Выделять существенную информацию из текста загадки.
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
IV. Изучение нового материала а) сообщения детей об авторе .1-й ученик.
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки.
2-й ученик.
Родители его были бедными крестьянами. Маму звали – Татьяна Федоровна. Отца – Александр Никитич.
3-й ученик .С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже.
4-й ученик.
Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных.
5-й ученик.
Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Сергея Есенина много стихов о природе.
–Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями С. Есенина «Поет зима аукает» и «Береза» Рассказчики: рассказывают о творчестве поэта, остальные ребята слушают, знакомятся с творчеством поэта Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выделять существенную информацию из текста. Слушать собеседника.
V.Физкультминутка Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять. Выполняют
элементарные физические
упражнения
(в соответствии в текстом стихотворе-ния), повторяя их за учителемКонтролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников
VI. Работа по теме урока. 1)Знакомство со стихотворением С. Есенина «Берёза».
Первичное чтение. Аудиозапись
- Понравилось ли вам стихотворение?
На мой взгляд в нём есть что-то сказочное и это помогает передать музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь».. -Чем это стихотворение напоминает сказку
- Какой перед вами предстала берёзка?2)Самостоятельная работа
-Прочитайте стихотворение вполголоса. Подчеркните непонятные слова и выражения.
3) Словарная работа.
-Как вы понимаете слова: кайма, бахрома, заря?
 Кайма- отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома- тесьма с рядом свободно свисающих нитей.
Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. 
4)Анализ произведения.
-Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Белая, серебристая.
-Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.
-Особенно интересно в стихотворении описание инея. Найдите это описание.
-Какое время дня рисует поэт?
-Почему вы так решили?
-Солнечное или пасмурное утро?
-Прочитайте, как занималась заря зимой.
-Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? (олицетворение) Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением.
-Докажите это строчками из стихотворения.
-Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, медленный, неторопливый?
- Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.
5) Выразительное чтение стихотворения.(2-3 ученика)
- Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все увидели нарядную, тихую сияющую березу.
- Где по - вашему нужно немножко приостановиться?
- Где читать быстрее?
6) Взаимооценка сигнальными карточками
- У вас действительно получилось создать отличное настроение! Понравилось ли вам работать с этим стихотворением?
- Хотелось бы вам поработать ещё с одним стихотворением Есенина?
- И это осуществимо, потому что впереди у нас работа со стихотворением Сергея Есенина «Поёт зима, аукает», но сначала отдохнём. 1) Слушают чтение стихотворения артистом. Работа осуществляется с целью отработки приемов выразительного чтения и понимания обучающимися содержания текста.
2)Самостоятельно выполняют работу, читают стих-е вполголоса и подчеркивают непонятные слова
3)Объясняют значения непонятных слов.
4) Участвуют в беседе по сюжету стихотворения.
Обучающиеся читают стихотворение с целью выделения художественных приемов, правильного типа читательской деятельности.
5) Читают стих-е выразительно
6) Оценивают одноклассников с помощью сигнальных карточек 1)Принимать и сохранять учебную цель и задачу
Принимать на слух стихотворение
Анализировать степень выразительности, содержание поэтического произведения
2) Умение самостоятельно выполнять работу, планировать деятельность.
3) Принимать и сохранять учебную цель и задачу осознанно строить речевые высказывания, понятные для партнеров. Доказывать, аргументировать свою точку зрения
4) Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Уметь осуществлять анализ объектов с выделением художественных приемов.
5) формирование навыка выразительного чтения
6) Осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера
VII.Физкультминутка Разминка для глаз «Танец снежинок»
Выполняют
элементарные физические
упражнения
(в соответствии в текстом стихотворе-ния), повторяя их за учителемКонтролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников
VIII. Продолжение работы по теме урока. - Как вы думаете, легко ли поэтам сочинять стихи?
1) Работа в парах
- Сейчас мы ощутим, какого это. Перед вами стихотворение «Поёт зима, аукает, но с пропусками. Постарайтесь их заполнить.
(Дети получают карточки со стихотворением и работают самостоятельно)
Поет зима - аукает,Мохнатый лес ________Стозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекую_____________облака.А по двору метелицаКовром ___________стелется, Но больно холодна.Воробышки игривые,Как детки____________,Прижались у окна.
- Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом)
- Легко ли быть поэтом?
2)Знакомство со стихотворением С. Есенина «Поет зима-аукает».
Первичное чтение
- А теперь послушайте это стихотворение . (Читает учитель или включается аудиозапись)
- Какие картины представили?
- Какие звуки зимы услышали?
1)Выполняют работу по инструкции учителя, заполняют пропуски, работая в паре
2) Слушают чтение стихотворения артистом. Работа осуществляется с целью отработки приемов выразительного чтения и понимания обучающимися содержания текста. 1) Контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, оценивают ее. Выделяют необходимую информацию. Умеют слушать
и слышать, достаточно точно выражать свои мысли, работать в паре, работать консультантом и помощником для других ребят.
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
2)Принимать и сохранять учебную цель и задачу
Принимать на слух стихотворение
Анализировать степень выразительности, содержание поэтического произведения
3)Словарная работа.
Поет – сильно дует
Аукает – перекликается
Сосняк- сосновый лес
Метелица -ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
Ковром шелковым – мягким ковром
Сиротливые – без родителей
4) Комментированное чтение.
    1 строфа:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
 Седые облака.
- В каком лесу оказался поэт?  (в сосновом, мохнатом) - Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».
- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый) - Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)
- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)
- С кем автор сравнивает зиму? (с человеком)
- Какие слова помогают оживить зиму? (поёт, аукает)
Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением.
- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)
- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)
- Откуда видно, что автор грустит? (с тоской глубокою)
- О чём тоскуют облака? (уплывают в страну далёкую)
- Какие они? (седые)
Что значит «седые облака»? (белые)
Такой оборот речи, когда слова и выражения употребляются в переносном значении, называется метафора.
- С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)
  2 строфа:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
 Прижались у окна.
- Кто главный герой? (метелица)
- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)
- Как понимаете это выражение? Оно в прямом значении или в переносном?
- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)
- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)
- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)
- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)
- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)
- Такой приём называется сравнение.
- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)
5) Физкультминутка
6) Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте это стихотворение выразительно.(2-3 ученика)
Взаимооценка3)Объясняют значения непонятных слов.
4) Читают стих-е по частям, отвечают на вопросы учителя, находят поэтические приемы
5) Делают физкультминутку
6) Выразительное чтение стих-я3) Принимать и сохранять учебную цель и задачу
осознанно строить речевые высказывания, понятные для партнеров.
Доказывать, аргументировать свою точку зрения
4) Контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, оценивают ее. Выделяют необходимую информацию. Умеют слушать
и слышать, достаточно точно выражать свои мысли
6) формирование навыка выразительного чтения
IX. Закрепление полученных знаний Работа в паре. Составление синквейна.
Составьте с другом нерифмованное стихотворение на тему «Зима» из 5 строк, которые строятся по определенным правилам.
1стр.- КТО? ЧТО? (Тема)
(В 1 стр. тема называется одним словом (обычно сущ.-м))
2 стр. –Какой? Какая? Какое?(описание темы)
(Это описание темы в 2 словах (прилагательные))
3 стр.- Что делает? (описание действия)
(Это описание действия в рамках темы 3 словами)
4 стр.-1 предложение о теме
(Это предложение из 3-4 слов, показывающая отношение к теме, настроение)
5 стр.-1 слово
(Повторяет смысл третьей строки, но состоит из 1 слова)
Например,
Зима
Морозная, холодная
Аукает, баюкает, ревёт
Стучит по ставням свешенным
ЗлюкаСлушают учителя, отвечают
на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; выполняют краткую запись;
объясняют, каким образом следует выполнить решение, обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников;
Создают алгоритмы деятельности;
Умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Имеют мотивацию к учебной деятельности; осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений
VIII. Рефлексия учебной деятельности
- Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.
- У вас на столах снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то что ж не оставлять же берёзку голой. Прикрепите на неё самую маленькую снежинку.
Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя, своих одноклассников; способны к мобилизации волевых усилий.
Умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.
осознают важность полученных знаний; Приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе
IX. Итог урока -Со стихотворениями какого поэта мы сегодня познакомились?
-Какие стихотворения прочитали?
- Что такое метафора и олицетворение?
- Что на уроке у вас хорошо получается?
- Над чем ещё надо поработать? Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги X. Домашнее задание.
- Выучить понравившееся стихотворение и показать возникшие у вас образы в иллюстрации к нему. Слушают объяснение, при необходимости задают вопросы. Выделяют необходимую информацию.
Умеют слушать, слышать и понимать учителя.