Урок познания мира на тему Зимние изменения в живой и неживой природе. Труд людей зимой


Урок познания мира в 1 классе
Тема: Зимние изменения в живой и неживой природе. Труд людей зимой.
Цели:
систематизировать и обобщить знания детей о природных связях,
провести наблюдения над зимними изменениями в природе,
дать представления о том, как зимуют звери, насекомые птицы;
дать представление о труде людей зимой;
вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.
Ход урока. Слайд №1
1. Организация на урок.
Учитель. О чём будем говорить, узнаете, отгадав загадку.
Снег на поляхЛед на реках,Вьюга гуляет.Когда это бывает?
Дети. Зимой. Слайд №2
Учитель. Мы сегодня поговорим о приметах зимы, об изменениях в живой и неживой природе с её приходом, взаимосвязи живой и неживой природы. Слайд № 2 (4 клика)
2) Игра «Приметы зимы». Слайд № 2 (5-й клик)
- У вас на столе карточки. Расскажите друг другу, что вы знаете о зимних приметах.
Солнце ______, небо _______, осадки ______, погода ______, реки и озера _________.
3) Неживая природа зимой.
Учитель. Зима – самое холодное время года. Солнце занимает самое низкое положение на небосклоне. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, иней, снегопад, лёд, гололёд, изморозь, вьюгу. Какие знаете зимние месяцы?
Дети. Декабрь, январь, февраль. Слайд № 3 (+)
Ученик 1. Декабрь ещё называют студень, студный, стужайло. Декабрь – это полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Ученик 2. Слайд № 4 (+) Январь просинец, перелом зимы, перезимье. Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середка.
Ученик 3. Слайд № 5 (+)Февраль – снежень, бокогрей, лютый. Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнышка. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.
4). Живая природа зимой.
Учитель. А сейчас мы с вами рассмотрим, как отразился приход зимы на жизни растений и животных. Зима – это период покоя в жизни растений, зимой мы не видим живых листьев, цветов, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так привыкли к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав.
Сможем определить дерево, если оно без листвы?
Игра «Угадай дерево» Слайды № 6, 7, 8, 9
2) Беседа о животных зимой.
Учитель. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поле и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, знаков, точек, запятых. Значит, ночью тут были разные лесные жители: ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?
Прыг-скок, трусишка! Хвост коротышка, уши вдоль спинки, Глаза с косинкой, одежда - в два цвета: на зиму и лето.
Дети. Заяц. Слайд № 10
Учитель. На снегу появились первые следы. Чем питается зимой заяц? Как меняется окраска?
Ученик 1. Зайцы питаются веточками осины, берёзы, орешника. Едят и сухую траву, сено. Иногда зайцы наведываются в сады, где обгрызают стволы плодовых деревьев. От хищника зайца спасают ноги. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние. Поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие сзади.
Учитель. Ещё один зверёк оставил следы на снегу.
Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом
Дети. Белка. Слайд № 11
Ученик 2. Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище зверёк выстилает травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белка затыкает мягким лишайником или хвостом. Летом и осенью запасает орехи, шишки, грибы.
Учитель.
Всех зверей она хитрей,Шубка рыжая на ней.Пышный хвост её краса,А зовут её ……
Дети. Лиса. Слайд № 12
Ученик 3. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Главная пища лисы – мелкие грызуны: мыши и полёвки. Мышиный писк лиса слышит за 100 метров. От непогоды и врагов прячется в норе.
Учитель. Ходит, бродит злой разбойник. Без дубинки и ножа. Все в лесу его боятся, Кроме дядюшки – ежа.
Дети. Волк. Слайд № 13
Ученик 5. Хищный, крупный зверь. Питается мясом других животных. Умён, имеет хорошее зрение, слух. Зимой волки собираются в стаи, потому что легче передвигаться и охотиться. Зимой голод делает волка более смелым, он заходит по ночам в деревни, режет и уносит домашних животных. Человека волк боится, но зимой может напасть на него. В небольших количествах волки полезны, так как они догоняют и убивают старых, слабых и больных животных, которые бы заразили остальных. Волка называют санитаром леса.
Учитель. По веткам прыгает белка, бегают по снегу лиса и волк. А где же эти животные?
Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Этот зверь лесной ….
Дети. Медведь. Слайд № 14
Ученик 6. Всё лето и осень медведь ест, накапливая подкожный жир. Потом выкапывает берлогу где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. Говорят, что медведи в берлоге лапу сосут. На самом деле со ступней медведя сходит старая сухая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Учитель. В стране лесной живёт портной, Не сшил одёжки ни одной. А в чём секрет? Каков ответ? Иголки есть, А ниток нет.
Дети. Ёж. Слайд № 15
Ученик 7. На зиму ёж сворачивается клубком в логове, утеплённом мхом, листьями и травой, и спит более 6 месяцев. Всё это время он не ест и не двигается.
3). Игра «Дополни предложение». Слайд № 16
Трусливый, как… Колючий, как…. Злой, как…Ловкий, как ….. Хитрый, как ……..
(Дети дополняют предложения.)
4) Игра «Выбери животное».
Учитель. Выбери животных, которых можно встретить зимой: муравей, медведь, лиса, лягушка, белка, ёж, заяц, куница, уж, лось, бабочка.Дети хлопками показывают, каких животных можно встретить в лесу.
5). Беседа о птицах.
Учитель. Не только звери, но и птицы оставили следы на нашей полянке.
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это …. Слайд № 17
Маленький мальчишкаВ сером армячишкеПо дворам шныряет,Крохи собирает.По полям ночует, коноплю ворует. Слайд № 18
Трещала с самого утра:Пор-р-ра! Пор-р-ра!А что пора?Такая всем морока,Когда трещит…… Слайд № 19
В лесу под щебет, звон и свистСтучит лесной телеграфист.«Здорово, дрозд-приятель»И ставит подпись…. Слайд № 20
В лесу ночном кукует птица.Она позвать себя боится.Ку-ку… ку-ку не спит опушкаА птицу эту звать …… Слайд № 21
(Ответы: снегири, воробей, сорока, дятел, кукушка).
Физминутка Слайд № 22
Шагаем по дорожке,
Затем по скользкому льду,
По мосточку,
Перепрыгиваем через овражек,
Заходим в парк и идём по снежочку.
А в парке деревья большие, высокие.
Посмотрите как здесь красиво,
Воздух чистый, свежий.
Давайте глубоко вздохнём, выдохнем
И ещё раз вздохнём и выдохнем.
А теперь отправляемся назад:
Идём по снежочку,
Прыгаем через овражек,
Затем по мосточку,
По скользкому льду
И шагаем по дорожке
Вот мы и дома.
Шагают
Скользят по полу
Ударяют по коленям
Подпрыгивают
Потирают ладошку об ладошку
Поднимают руки вверх и покачиваются влево, вправо.
Глубокий вздох и
выдох
Потирают ладошку об ладошку
Подпрыгивают
Ударяют по коленям
Скользят по полу
Шагают
Учитель. И у людей зимой много дел. Чем они занимаются зимой? Кому и как могут помочь? Слайд № 23
Ребята, почтальон Печкин принес нам несколько телеграмм. Давайте их прочитаем.
Телеграмма 1. Прислали телеграмму птицы. Слайд № 24
«Горе нам, настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у нас и от холода нет обороны…»
- Как помочь птицам? (сделать кормушки) Слайд № 25
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо. Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть и для них тепло. Приучите птиц в мороз к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну!
Телеграмма 2. Слайд № 26
Когда выпал на землю снег, такой чистый и белый, кругом сразу стало светлее. Поле и луг сделались чистыми и ровными. На полях перестали зябнуть озимые хлеба – теперь им тепло и спокойно под снежным покровом. Они говорили «Спасибо!» снегу, потому что листочки их отогрелись и не дрожали от ветра и холода. Но вот подул сильный ветер. Он унес снежное покрывало, оголил землю. Озимые хлеба просят: «Люди, помогите нам! Мы мёрзнем!»
- Как помочь растениям? (Снегозадержание на полях) Слайд № 27
- Слайд № 28. – Почему так говорят6 «Много снега – много хлеба»?
Работа по учебнику.
- А как еще трудятся люди зимой в сельской местности, узнаем из учебника. С. 54.
- Кто такие агрономы, трактористы, животноводы? Выберите из правого столбика, какую работу они выполняют, соедините линиями. Проверим по слайду. Слайд № 29, 30, 31
- А какую работу должны делать люди в городе? Слайд № 32
Итог. Что нового узнали на уроке? Как трудятся люди зимой? Слайд № 33
Рефлексия. Если урок вам понравился, вы справились со всеми трудностями и всё поняли, прикрепите веселый смайлик на солнышко. Если вам на уроке было неинтересно, что то не получилось, прикрепите грустный смайлик на тучку.
Солнце ______,
небо _______,
осадки ______,
погода ______,
реки и озера _____.
Солнце ______,
небо _______,
осадки ______,
погода ______,
реки и озера _____.
Солнце ______,
небо _______,
осадки ______,
погода ______,
реки и озера _____.
Солнце ______,
небо _______,
осадки ______,
погода ______,
реки и озера _____.
Солнце ______,
небо _______,
осадки ______,
погода ______,
реки и озера _____.
Солнце ______,
небо _______,
осадки ______,
погода ______,
реки и озера _____.