Конспект НОД Ой, Зима — красавица, детям очень нравится! (речевое развитие)


Непосредственная образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Ой, Зима - красавица, детям очень нравится!».
Программное содержание:
- формировать умение составлять предложения с опорой на сюжетные картинки;
- расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес, любознательность;
- обобщить представление о зиме и типичных зимних явлениях в природе;
- познакомить с народным календарём;
- развивать навыки общения, партнёрских взаимоотношений между детьми, речь, умение двигаться под речевое сопровождение;
- проверить экспериментально, что происходит со льдом, если его посыпать солью и можно ли на нём рисовать;
- воспитывать любовь к природе, умение образно, эмоционально, правильно выражать свою мысль.
Оборудование: проектор, видеофильм «Как вода в лёд превратилась», корректурные таблицы по теме «Зимушка – зима», клубок ниток, кисточки, краски, соль, лёд.Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихотворений о зиме, рассматривание иллюстраций, проведение опыта «Как вода в лёд превратилась».
Ход занятия
(звенит звоночек, дети подходят к воспитателю)
Воспитатель: Утром солнышко проснулось.
Всем детишкам улыбнулось,
Вы друг другу улыбнитесь,
Тихо на места садитесь.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Доброе зимнее утро! А почему оно зимнее? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, сегодня 11 декабря, 11 день зимы. В народе первый зимний месяц называют «студень» или «хмурень», потому, что от морозов всё стынет, а небо становится хмурым и очень редко выглядывает солнышко.
- Назовите зимние месяцы?
- Какой месяц год кончает, а зиму начинает?
- Какой месяц году начало, а зиме середина?
- Теперь, ребята, не зевай и за мной повторяй:
Артикуляционная гимнастика «Зима»
Ма – ма – ма – пришла снежная зима (дети шагают)
Ег – ег – ег – всё засыпал снег (показать, как падают снежинки)
Ки – ки – ки- любим мы играть в снежки (лепим снежки)
Ры – ры-ры – качусь на саночках с горы (по ногам руками скатываемся)
Оз – оз-оз- щиплет щёки нам мороз (щиплем щёки)
Лю – лю-лю – зиму снежную люблю (руки на грудь, вверх)
Воспитатель: Ребята, за что вы любите зиму?
- Как можно назвать зиму ласково, чтобы она не сильно морозила?
- Я люблю, когда Зимушка – кудесница приносит снегопады.
(играет тихая музыка)
Будто лёгкие пушинки,
Тихо падают снежинки,
Кружат, вьются как, живые,
Озорные кружевные.
(открывается тучка, начинается снегопад. Из тучки, вместе со снежинками, выпадает клубок)Воспитатель: Посмотрите, как много красивых снежинок в царстве Зимы.
Ой, смотрите, наш дружок,
Наш помощник – наш клубок,
Будем мы клубком играть,
Слова зимние называть
И снежинку создавать.
Интерактивная игра «Паутинка»
Воспитатель:
Присядьте на ковёр. Сейчас, перекатывая клубок друг другу, мы будем называть зимние слова.
- Посмотрите, какая неповторимая снежинка у нас получилась.
- А знаете ли вы, что у снежинки всегда 6 лучиков, а ещё не бывает ни одной одинаковой снежинки. Снежинки очищают воздух от пыли и гари. Вот почему легко дышать во время снегопада. Об этом с родителями, вы ребята, можете прочитать в энциклопедии.
(показ энциклопедии)
Физкультминутка «На дворе мороз и ветер»
Снежинки поднимает ветер (воспитатель жестом предлагает детям встать)
На дворе гуляют дети, (шагают)
Руки, руки потирают, (потирают руки)
Руки, руки согревают. (дышат на руки)
И не страшен нам мороз
Спрячем уши, спрячем нос. ( показывают, как прячут уши и нос)
Чтоб не зябли наши ножки
Мы потопаем немножко(топают)
Сядем тихо за столы
Найдём обувь для зимы.
Работа с таблицей:
Воспитатель: Накройте фишкой и назовите изображённую в таблице зимнюю обувь.
- Разделим слово «валенки» на слоги. Сколько слогов в этом слове?
- Угадайте по описанию, о ком речь: маленький, пугливый, летом серый, зимой белый.
- А кто из зверей не знает зимы? Почему?
- Найдите в таблице и назовите тех, кто не боится зимы?
- Можем ли мы с вами, помочь птицам пережить зиму? Как?
- Назовите слова, которые начинаются со звука С?
- Поставьте фишку на снеговика, опуститесь на 2 ряда вниз. На какой картинке остановились? Делаем 2 шага вправо. Что изображено?
- Найди в таблице, чем можно украсить ёлку к Новому году?
- Чего больше шаров или шишек? На сколько?
- что нужно сделать, чтобы их стало поровну.
Физкультминутка «Ёлочка»
Воспитатель: можно ли украсить ёлочку сосульками?
- Почему?
- Давайте вспомним опыт, который проводили с вами накануне.
(видеофильм «Наш опыт. Как вода в лёд превратилась»)Практическая работа.
Воспитатель: Сегодня мы продолжим наш эксперимент. Мы узнаем, что произойдёт со льдом, если его посыпать солью и выясним можно ли на нём рисовать.
- Ребята, может быть, кто – то из вас знает, для чего зимой городские улицы посыпают солью?
- Сейчас в этом убедимся, проведя эксперимент. Подойдите к столам. Будем работать по семейкам.
(проведение опыта, подведение итогов, что увидели, и услышали дети)
- Можно взять кисточки и краски и порисовать на льду в своё удовольствие, посмотрим, что получится.
Итог: Дети рассматривают работы других семеек, делятся впечатлениями.