Рабочая программа внеурочной деятельности Основы проектной деятельности 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Основы проектной деятельности» для 7 классов составлена на основе ООП ООО МБОУ СОШ №3, а также с учётом ФГОС второго поколения и авторской программы разработанной коллективом авторов, в который вошли: Великанова А.В., Голуб Г.Б., Клёнов О.А., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. и др.
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.
Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в ОУ метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применяемых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащегося важный внутренний ресурс, который в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Курс «Основы проектной деятельности» состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса позволяют утверждать, что отдельные модули или вся их совокупность могут с успехом использоваться в системах образования, поскольку их содержание предполагает освоение учащимися способов деятельности, которые будут положены в основу формирования ключевых компетентностей.
Курс «Основы проектной деятельности» включается в программу основной школы в качестве поддержки проектной деятельности, значит, освоение модулей ни в коем случае не должно заменять или предварять деятельность учащихся. Практически во всех модулях есть специальные упражнения, выполнять которые ученики должны на материалах текущих проектов.
Данная программа для учащихся 7 а,б класса, и рассчитана на 34 часа.
Цель данной программы – научить учащихся основам проектной деятельности и создать для этого все условия.
Задачи:
Образовательные:

Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
Научить работать с различными источниками информации.
Научить способам первичной обработки информации.
Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.
Научить работать в группе, команде.
Научить оценивать свои и чужие результаты.
Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.

Воспитательные, развивающие:

Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
Развивать исследовательские умения.

При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:
определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
подведение итогов;
корректировка; получение выводов
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;
отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;
субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Модуль «От проблемы к цели» ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов. Общая логика работы в рамках модуля состоит в том, что учащиеся осваивают отдельные способы деятельности на предложенном учителем материале, чтобы впоследствии перенести их на личностно-значимую ситуацию в рамках текущей проектной деятельности. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в 21 веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
То есть речь идёт о формировании современных компетенций:
общенаучной;
информационной;
познавательной;
коммуникативной;
ценностно-смысловой;
социальной;
компетенции личностного самосовершенствования.
А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, является проектное обучение.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».
Курс «От проблемы к цели» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п
Наименование разделов
Количество часов

1
Тема 1. От проблемы к цели
8

2
Тема 2. Работа с каталогами
3

3
Тема 3. Работа со справочной литературой
3

4
Тема 4. Способы первичной обработки информации
5

5
Тема 5. Наблюдение и эксперимент
6


·14°6
Тема 6. Как работать вместе
3

7
Тема 7. Сам себе эксперт
6


Итого
34


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. От проблемы к цели. (8 часов)
Что такое ситуация. Описание реальной ситуации от имени вымышленного лица. Что такое признак ситуации. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Деление реальной ситуации на признаки. Описание ситуации в рамках проекта.
Нахождение противоречий. Что такое цель. Что значит поставить цель. Разные способы достижения поставленной цели.
Планирование деятельности. Что такое задача. Промежуточный результат. Как разбить задачу на шаги.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Тема 2. Работа с каталогами. (3 часа)
Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.
Тема 3. Работа со справочной литературой. (3 часа)
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.
Тема 4. Способы первичной обработки информации. (5 часа)
Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.
Тема 5. Наблюдение и эксперимент. (6 часов)
Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).
Тема 6. Как работать вместе. (3 часа)
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.
Тема 7. Сам себе эксперт (6 часов)
Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценки своего проекта. Способы оценки. Из чего складывается успех. Формула успеха. «Звёздная карта» своей жизни.
Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. Способы преодоления трудностей.

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАВНИЕ


п\п
Наименование разделов и тем
(федеральный компонент)
Кол-во часов
Дата 7а
Дата 7б
Формы
работы
Виды
контроля




План
Факт
План
Факт



1
От проблемы к цели (8 ч.)
Знакомство с понятием «Учебный проект». Виды проектов.
Ситуация и проблема. Описание ситуации.
Признаки ситуации.
Желаемая и реальная ситуации.
Что значит поставить цель. Разные способы достижения цели.
Планирование деятельности. Что такое задача.
Шаги для решения задачи.
Что такое ресурсы.

1


1

1
1

1


1

1
1






Лекция-беседа. Просмотр готовых проектов.

Постановка цели.
Формулиро-
вание задач.

Разбивка задач на шаги.
Выявление ресурсов

Проверка работы по выбору тем проектов, постановке цели, постановке задач, разбивки задач на шаги.

2
Работа с каталогами (3 ч.)
2.1. Информация с титульного листа книги и с карточки библиотечного каталога.
2.2. Виды каталогов. Роль каталогов при работе над проектом.
2.3. Составление памятки «Как искать информацию в каталоге».

1


1

1





Работа в группах с книгой и каталогом.

Составление памятки




Презентации групповой
работы

3
Работа со справочной литературой (3 ч.)
3.1. Виды справочной литературы. Особенности словарных статей в разных источниках информации.
3.2. Составление справочника по теме проекта
3.3. Поиск недостающей информации для проекта. Составление алгоритма работы со справочной литературой.


1


1

1







Работа в группах.
Работа со словарными статьями разных источников.
Поиск инфор-и для проекта.





Презентации групповой работы

4
Способы первичной обработки информации (5 ч.)
4.1. Чтение текста с пометами (приём ИНСЕРТ). Составление информационных таблиц.
4.2. Обсуждение полученной информации. Правила составления ДЕНОТАТНОГО ГРАФА.
4.3. Составление денотатного графа по тексту.
4.4. Составление денотатного графа по теме проекта. «Лестница» сужения и расширения понятий.
4.5. Составление коллажа на тему проекта.


1


1


1

1


1






Чтение текста с пометами.
Составление информаци-
онных таблиц.

Составление денотатного графа.

Составление коллажа.


Проверка корректности выполнения заданий.

5
Наблюдение и эксперимент (5 ч.)
5.1. Свойства предметов.
5.2. Проведение эксперимента. Ведение записей в процессе эксперимента.
5.3. Измерение параметров и других свойств предметов.
5.4. Описание эксперимента с монетой и частотой пульса.
5.4. Получение данных для проекта путём наблюдения (эксперимента).

1
1


1

1

1






Проведение наблюдений, экспериментов.

Оценка выступлений

6
Как работать вместе (3 ч.)
6.1. Что такое команда. Правила групповой работы.
6.2. Способы разрешения конфликта.
6.3. Три способа группового взаимодействия.

1

1
1





Работа в группе (команде).


Оценка выступлений

7
Экспертиза деятельности (6 ч.)
7.1. Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности.
7.2. Экспертиза стихотворений.
7.3. Критерии оценки продукта.
7.4. Формула успешной деятельности.
7.5. Сильные и слабые стороны работы над проектом.
7.6. Повторение по курсу

1

1
1
1

1

1





Проведение экспертизы.
Работа над проектом.




Рефлексия курса


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате прохождения модуля «От проблемы к цели» учащиеся получат опыт:
анализа проблемы;
анализа способов решения проблемы.

учащиеся научатся:
описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;
определять противоречия, лежащие в основе проблемы;
формулировать проблему;
формулировать цель на основании проблемы;
обосновывать достижимость цели;
ставить задачи, адекватные цели;
выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);
рассчитывать время, необходимое для их выполнения.
Поскольку целью курса является обучение основам проектной деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; мозговой штурм; обсуждение; самостоятельная работа.

В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (простейшая презентация).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие. – Самара: Учебная литература, 2006
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Методическое пособие по преподаванию курса под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.




















13PAGE 15


13PAGE 14715


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Абакана»




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315