Конспект урока по литературному чтению на тему Люблю природу русскую. Зима.(3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ВО 2 КЛАССЕ.
Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима».
(девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
Цели.
1.     Проверить и обобщить знания учащихся.
2.     Совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность, выразительность.
3.     Формировать умение работать самостоятельно.
4.     Развивать память, внимание, мышление, речь учащихся.
5.     Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.
6.     Воспитывать умение высказывать свою точку зрения.
Оборудование. Листы бумаги с тестами на каждого ученика, рисунки, иллюстрация о зиме, снежинки.
учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть.
ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-Общая готовность рабочих мест.

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес, Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живёт сама
Красавица-волшебница Зима. ІІ. Речевая разминка. 1.Логопедическая гимнастика.
Подули на руки, произносим на выдохе «Хо-хо-хо»
Упражнения для голоса: «Катимся с большой горы на санях
Разгоняемся тихо «и-и-и» Набираем скорость громко «И-и-и»
Скатились, дух перевели «Фу-у-у»
Работа над интонацией, произносим фразу «Мороз и солнце ! День чудесный» с разной интонацией: радостно, грустно, спокойно, торжественно. 2.Игра «Пирамида»
СНЕГ ЗИМА
Сне-жок Зим-ний
Снеж-ный зи-мовать
Сне-жинка зи-мушка
Сне-гурочка белогру-дочка ІІІ. Актуализация опорных знаний.
1.Работа над загадкой
Тройка,тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица-
Белокожа, белолица. Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром.(Зима)
-Это зима. А что за тройка, на которой она к нам прилетела?
-Почему лошадей три, и все белые?(Это три зимних месяцы, все эти месяцы будет лежать снег, поэтому они белого цвета.)
IV. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- Здравствуйте, ребята. Начнём урок с проверки домашнего задания.
(На доске вывешены иллюстрации детей, выполненные к стихотворению С.Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»)
- Посмотрите, какая замечательная выставка ваших работ у нас получилась. А какому стихотворению она посвящена?
- Стихотворению С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз».
- А чья работа вам больше всего понравилась? Почему?
(дети высказывают свои мнения, выбираем лучшие работы)
- Похлопайте друг другу – поблагодарите за хорошо выполненную работу.
- А теперь послушаем выразительное чтение наизусть этого стихотворения.
(заслушиваем уч-ся, анализируется чтение)
- Ребята, вы хорошо подготовили чтение наизусть стихотворения, Молодцы!
(Оценка снежинки)
V. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
- Сегодня на уроке мы повторим произведения, которые изучали в разделе «Люблю природу русскую. Зима». Потренируем внимание, память. А помогут нам в этом задания, которые я для вас приготовила. Каждый из вас сейчас получит листочек с тестом, прочитает и выполнит задания на нём. Если что-то непонятно, поднимите руку и я подойду. Итак, всем удачи.
VI. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И ОБОБЩЕНИЙ.
1. Выполнение теста.
ТЕСТ.
1.     Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.
Есенин «Светло-пушистая снежинка белая»
Михалков «Дело было в январе»
Барто «Чародейкою зимою»
Тютчев «Зимним холодом пахнуло»
Бунин «Берёза»
Бальмонт «Новогодняя быль»
2.     Перечисли, какие литературные жанры встретились нам в этом разделе.
3.     Сравни два небольших текста. Какой из них ты назвал бы стихотворением?
-Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата.
 
* * *
Улицей гуляет дедушка
Мороз, иней рассыпает по
ветвям берёз.
4. Соедините слова с выражениями
Аукает мохнатый лес
Стелется поёт зима
далекую ковром шелковым
баюкает плывут в страну
5.     Прочитай отрывок из произведения, напиши название.
 
1) В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая. Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом.(Новогодняя быль)
2А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул он полушубок, снял шапку да рукавицы и на снег бросил. Ну, думаю, погоди у меня теперь!(Два Мороза)
- Всё ребята, время истекло. Сдайте работы, с последних парт передайте на первые. Результаты узнаете на следующем уроке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
(Проводится физкультминутка «Зимние игры» с имитацией движений.)
Мы шагаем по сугробам, По сугробам крутолобым, Поднимай повыше ногу, Проложи другим дорогу.
Не боимся мы пороши, Ловим снег хлопок в ладоши, Размахнись рукой бросок! Прямо в цель летит снежок.
 
2. Чтение стихотворения А.Прокофьего.
– Ребята у нас сегодня последний урок по теме, но зима сейчас в самом разгаре. Скоро закончиться учебная четверть и начнутся долгожданные зимние каникулы. А какие зимние забавы детей вы знаете?
- Катание на лыжах, санках, коньках.
- Можно лепить из снега снеговика и кататься на ватрушке.
- А ещё можно кататься с горок и об этом написал своё стихотворение С. Дрожжин.
- Откройте учебники на разноцветных страницах и самостоятельно прочитайте стихотворение А.Прокофьего.
- Понравилось вам стихотворение и чем?
- Мне понравилось, потому что оно весёлое.
- О чём оно рассказывает?
- О том, как все дети катаются с горы.
- А какую интонацию нужно выбрать при его чтении?
- Интонацию перечисления.
-Чтение хором
- Подготовьте это стихотворение для выразительного чтения вслух.
- Слушаем чтение
Как на горке, на горе,
На широком на дворе
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбега,
Кто на льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку –ух!
Бух!
Захватывает дух!
-Ты читал целым словом, достаточно громко, выбрал правильную интонацию, сумел почувствовать настроение стихотворения.
- Послушаем ещё ( чтение 3 учащихся, анализ)
- В этом стихотворении почти нет слов, обозначающих действие предмета, но всё понятно. Почему?
- Потому что все знают как катаются с горки.
- А ещё, потому что всё происходит очень быстро, чтобы это показать автор и воспользовался таким приёмом.
- Ребята , а можно ли это стихотворение прочитать на Новогодней ёлке?
- Можно, но лучше читать о ёлке или Снегурочке и Деде Морозе.
3.Игра «Доскажи словечко»
На дворе снежок идет Скоро праздник(Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от..(ёлки).
Ветви слабо шелестят, Бусы яркие..(блестят).

И качаются игрушки:
Флаги, звёздочки,(хлопушки).
Новогодний хоровод ждали дети целый год.
Папы, мамы, малыши
Рады елке от..(души).
4. 1.Беседа Что вы знаете о празднике Новый год?
-Как его празднуют в вашей семье?
2.Сообщение
-Никто не может дать точный ответ на вопрос, когда люди начали праздновать Новый год? Ясно, что история праздника уходит в глубь веков. Именно в Древнем Риме была положена традиция веселится и праздновать наступление Нового года в ночь на 1 января. Тогда же, много столетий назад, были установлены «основные правила» празднования: люди всю ночь разгуливали в масках, веселились, плясали, пели песни, желали прохожим счастья и благополучия. правда, в отличие от нас, римляне отмечали Новый год целых пять дней. А как же праздновали приход Новый год на Руси? В дохристианские времена исчисление года на Руси начиналось весной ,когда просыпалась природа. Встреча Нового года приходилась на март. Этому событию радовались все, особенно веселились парни и девушки. Они пели, водили хороводы, плясали, сжигали чучело холодной зимы, устраивая проводы ей и её дочке Снегурочке, прыгали через высокие костры.
Позже в Росси Новый год стали отмечать 1сентября,этот обычай широко распространился и был связан с полевыми работниками: к осени собирали новый урожай и ссыпали зерно в амбары. Из того далекого времени пришлось в русский язык и выражение «бабье лето» - оно тесно связано с древним Новым годом.
В декабре 1699 года Царь Петр І издал указ – перенести начало года на 1 января.
31 декабря около полуночи Пётр сам открыл празднество: факелом поджег ракету, которая испускала искры , копоть и пепел. В церквях ударили колокола, а в Кремле начали палить пушки. Утром 1 января царь командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из200 «пушечек». А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни
5.Чтение стихотворений о Новом годе. Игра « Кто лучше?»
( Это задание было дано детям за несколько уроков до этого урока)
- Сейчас мы послушаем тех детей, кто приготовил стихи о Новом годе. Ваша задача внимательно слушать своих товарищей и выбрать самого лучшего чтеца.
1.Что такое Новый год?
Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.
Михайлова Е.
2. Откуда приходит новый год?
Новый год слетает с неба? Или из лесу идёт? Или из сугроба снега К нам приходит новый год?
Он, наверно, жил снежинкой На какой-нибудь звезде Или спать залез он в холодильник Или к белочке в дупло..
Или в старенький будильник Он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт... И неведомо откуда К нам приходит Новый год!
Усачёв Андрей * * *
3. Перед праздником зима Для зеленой елки Платье белое сама Сшила без иголки. Отряхнула белый снег Елочка с поклоном И стоит красивей всех В платьице зеленом. Ей зеленый цвет к лицу, Елка знает это. Как она под Новый год Хорошо одета!
Т.Волгина
 



.
 - Кто из ребят прочитал лучше всех?
Кому вы дадите свою снежинку? (подсчет снежинок)
VІI. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.
- О каком празднике мы говорили и читали стихи?
- Что на уроке было особенно интересно?
- Какое настроение у вас после нашего урока? Почему?
А сейчас я хочу, чтобы вы оценили себя на этом уроке. Если вы считаете, что работали на уроке на «5» и многое из него запомнили, то украсьте нашу гостью белыми снежинками, если вы считаете, что работали на «4» и не все запомнили, что хотели, то украсьте нашу елочку голубыми снежинками, а если вы собой не довольные, то повесьте желтую снежинку.

V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Дома вы выучите наизусть стихотворение С. Дрожжина.
- Ребята вы очень хорошо поработали. Урок окончен.