Урок по литературному чтению Люблю природу русскую.Весна

Литературное чтение 2 класс 16.03.2016 г.
Учитель МБОУ «Коктебельская школа» Дубинина Г.А.
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Тема «Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со стихотворением русского поэта Ф.И. Тютчева о весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.
Метапредметные:
Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника
Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении.
Решаемые проблемы: - раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;
- учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);
- воспитывать любовь к родной природе.

Понятия: «Лирический герой», «образ», «контраст». «олицетворение», настроение, тема произведения, средства художественной выразительности, рифма.
Формы и методы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: презентация «Весна», видеоролик «Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится...», учебник «Литературное чтение» 2 класс, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала

Ход урока
Орг. Момент
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
-Сегодня у нас гости. Повернитесь лицом к гостям, поприветствуйте их.
-Сейчас урок литературного чтения.
-А девиз у нас такой (слайд 1)
Внимательно слушай - и всё услышишь.
Внимательно смотри - и всё увидишь.
Думай - и всё поймёшь

II. Актуализация знаний
-Скажите, пожалуйста, произведения какого раздела мы начали изучать на прошлом уроке? («Люблю природу русскую. Весна.»)
-Дженифер, Настя и Лиза выучили стихотворения о весне. Давайте послушаем стихи в сопровождении музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март. Апрель»
-Прокомментируйте чтение.
(ошибки, интонация, паузы, логическое ударение)
-Какую оценку заслуживает? (оценивают дети)
-Согласна.
-Настя Мыкычук.(комментируют и оценивают дети)
-Лиза Сень.
Песня о весне.
Уходи ,мороз косматый!
Слышишь, старый, или нет?
И над солнцем, и над хатой
Голубой, весенний свет.
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
Он лучистый, серебристый.
Он сверкает и дрожит,
А другой, такой же чистый.
Рядом весело бежит.

-Молодцы, ребята! Рассказали стихотворения выразительно, без ошибок, чётко и внятно выговаривали звуки. Читали с радостным настроением. И для хорошего настроения есть повод: на улице Весна!
Орфоэпические упражнения. (слайд 2)
Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.
Учитель:
Говорит Весна!
- Сестра, уходить тебе пора (доброжелательно)
А Зима в ответ:
- Нет, нет, нет, нет! (недовольно)
А с крыши капает вода:
- Да, да, да, да! (бодро)
Тают горки во дворах:
- Ох! - Ах! (грустно)
- Ах! - Ох!
- Вот так! - Так вот! (радостно)
-Учимся правиль и внятно выговаривать звуки и слова.

Прочитаем по ролям:
-Слова автора читает Тимофей.
-Весны-Ангелина.
Вода-________________
Горки - читают все
(Чтение стихотворения по ролям)
- О чём это стихотворение?( о том, как не хочется зиме уходить)
-А вы хотите, чтобы она ушла?
Творческая работа.
-Помогите весне замкнуть Зиму в ледяных норах. Для этого вам нужно вписать в этот ключ (показываю) весенние приметы. На выполнение-1 минута.
(записывают в карточку-ключ приметы весны):
Тает снег, пригревает солнце, побежали ручьи, прилетели птицы, день прибывает, на деревьях набухли почки, вылезла зелёная травка, появились подснежники.
Проверка.
-Какие признаки весны вы написали?
(читает 1 человек, остальные дополняют)
III. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока
-Вы догадались, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?(О весне и зиме)
-Определим цели нашего урока. Для этого вам необходимо правильно соединить левую и правую части предложения на карточке №1.
-Прочитайте слова левого столбика.
-Прочитайте словосочетания в правом столбике. Это конец предложения.
-На выполнение -30 секунд, полминуты.
Проверка.
-Что у нас получилось? Прочитайте.(читает один человек)
Слайд 3 (открывается по мере называния целей урока).

- А ещё мы постараемся увидеть образы зимы и весны, созданные поэтами, художниками, композиторами и те красочные средства, которые помогают им рассказать, как красива наша природа.
-Для чего вам это надо?
(чтобы уметь красиво говорить, видеть красоту природы)
- Чтобы узнать автора стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся, вам нужно прочитать его имя справа налево.
вечтюТ чивонавИ родёФ
(переворачиваю надпись)
-Фёдор Иванович Тютчев –великий русский поэт.

Рассказ учителя. (слайд 5)
Фёдор Иванович Тютчев родился более 200-ухсот лет назад в 1803 году в Орловской губернии в старинной дворянской семье и прожил семьдесят лет. Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Поэтическим мастерством его восхищались. Перед талантом его преклонялись.
Афанасий Фет обращался к нему так:
«Мой обожаемый поэт» и называл его « Поклонник вечной красоты».
Тютчев – гениальный лирик, певец природы. Он много о природе, которая, словно живое существо, дышит, чувствует и грустит в его стихах. Так хорошо ведомы поэту тайны природы.
Одно из лучших его стихотворений мы выучим сегодня наизусть.
- Прочитайте название стихотворения . (слайд 6)
«Зима недаром злится»
-Переверните страницу в учебнике. Найдите стихотворение.
- Как вы думаете, это стихотворение о зиме? (выслушиваю варианты ответов)
-Почему Зима злится?
-Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока.
Словарная работа (слайд 7)
- В стихотворении встретятся следующие слова, объясните их значение:
-Работает толковый словарь.
(я читаю слово-ученик-его значение)
Взбесилась – очень сильно разозлилась.
Наперекор - вопреки, противоположно тому, чего ожидали, хотели.
Пуще – ещё больше, сильнее.
Трезвон - звон во все колокола (обычно церковные). Праздничный трезвон.
Хлопочет - работает усердием.
-Переверните страницу в учебнике. Найдите стихотворение.Послушаем стихотворение в исполнении артиста театра и кино Олега Табакова.
Чтение стихотворения.(презентация)
(аудио, видеоклип)-Можно следить.
Беседа.
-Вам понравилось стихотворение?
-О чём в нём говорится ?
(В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне.)
-Какое настроение вызывает это стихотворение? (радостное)
-Стихотворение похоже на сказку?
(Да. Происходит столкновение времён года, оно представляется в виде сказочного сражения.)
( поэт-волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей. Поэтому их имена написаны с большой буквы.У поэта они и ведут себя как люди.)
-Что они делают? (ссорятся, дерутся)
-Сражаются-кто кого переборет. Такое бывает у людей? (да)
Слайд 8
- Зима и Весна оживают у поэта. Он наделяет их человеческими качествами.
-Вспомните, как называется литературный приём, когда происходит одушевление предметов явлений природы?
(Слайд 9)
Олицетворение – от слов творить лицо.
-Для чего использовал автор такой приём?
(чтобы стихотворение было более ярким, красочным, живым)
-Перечитайте стихотворение шёпотом и найдите слова-действия Зимы и Весны)
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
(караоке под музыку и видеоклип)
-А сейчас будем работать в парах.Возьмите карточку №2.
Работа в парах. (по карточкам)
-Вам нужно подчеркнуть слова,
1 вариант -характеризующие зиму.
2 вариант - характеризующие весну .
-Можете советоваться.
- На выполнение работы-1 минута.
Проверка самостоятельной работы.
- Прочитайте, какие слова вы выбрали для создания образа зимы,
-весны.
(слайд 10)
Весна
Кто? прекрасное дитя
Что делает?
Зима
Кто? злая ведьма
Что делает?

стучится
злится

гонит (зиму)
хлопочет

хохочет
ворчит

шумит
взбесилась

умылася
пустила

румяней стала
прошла







-Слова какой части речи мы с вами выделяли при чтении? (глаголы)
- Какие это глаголы?
(Автор использует глаголы, противоположные по значению, по настроению и отношению к герою)
- Такое яркое противопоставление в литературе называется контрастом
(слайд 11)
- Тютчев в этом стихотворении использовал контраст для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.
Физкультминутка
-Немножко отдохнём.
Весна пришла! Встаём, друзья! (встают из-за парт)
Нас ждёт, торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я (шагают на месте)
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят, (взмах руками)
Букашки пробудились. (потягиваются)
Деревья листьями шумят, (трясут кистями рук над головой)
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг (кружатся на месте)
И мы с тобою кружимся.
-Остановитесь. Делаем вдох-выдох.
-Садитесь. Продолжаем наш урок.
Работа над выразительностью.
-Подготовимся к выразительному чтению. Что значит прочитать стихотворение выразительно?
( Делать паузы там, где стоят знаки препинания, выделять голосом главные слова, определить темп чтения, тон).
-Возьмите карточку №3- текс стихотворения и карандаш. Сделаем пометки.
-На сколько частей разделили стихотворение? (на пять)
-Сколько продолжительных пауз? (четыре)
Анализ текста по частям. 1 часть.
- Прочитайте про себя первую часть стихотворения и скажите,
почему злится Зима.
- Зима злится, потому что прошла её пора.
-Как вы понимаете выражение «весна в окно стучится»?
(Это значит, что весна уже близко, скоро наступит.)
-Какие слова по – вашему, являются главными в этой части?(называют)
-Какую интонацию передать при чтении? (сердито)
-Прочитайте выразительно эту часть.(1 человек)
2 часть.
- Прочитайте вторую часть про себя. Как вы понимаете смысл слов «всё засуетилось»?
(Это значит, что всё оживает, движется, тает.)
- Значит, каким должен быть темп чтения этой части?
( Быстрый, передающий движение.)
-Какие слова здесь главные?
-Что передадите при чтении? (радость)
- Прочитайте выразительно вслух вторую часть.
3 часть.
-Прочитайте самостоятельно третью часть и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.
_Что делает Зима? (Хлопочет, ворчит)
-А весна?( хохочет, шумит.)
-Какие слова здесь главные?
( Эти слова и являются здесь главными.)
-А как шумит Весна?
( Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком.)
-Какую интонацию нужно передать при чтении этой части? (сначала недовольство, а потом с намешкой)
-Прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения.
4 часть.
-Прочитайте четвёртую часть и выберите из текста слова,
доказывающие, что Зима так просто не уходит.
( Зима взбесилась.)
-Что означает это слово? 9силно разозлилась)
-Что она делает?
( Она посылает метель на землю. Зима воюет, дует холодом, сыплет
колючим снегом.)
- Слова «взбесилась», «пустила», «убегая» являются основными в
данной части.
- А как называет поэт Зиму?
( Поэт называет Зиму «ведьмой злой».)
-А как называет Весну?
( А Весну называет – «прекрасное дитя»).
-Какую интонацию нужно передать при чтении? (со злостью)
-Как автор оносится к Зиме? (осуждает за то, что она не хочет уходить)
-А к Весне он как относится? (ласково, как к ребёнку)
-Прочитайте выразительно четвёртую часть и не забудьте об отношении автора к героям.
5 часть.
- Прочитайте последнюю часть и ответьте на вопрос: как Весна
отреагировала на проказы Зимы?
( Весна не переживает и не обращает внимания, ей горя мало)
-В стихотворении есть слово «умылася» - это в данном случае
свойственно автору. А как бы сказали грамотно мы?
( Надо говорить «умылась».)
-Выберите нужную интонацию.(радостно, весело,беззаботно)
-Прочитайте выразительно 5-ую часть.
Выразительное чтение всего стихотворения.(слайд 13)
-А теперь, прочитайте выразительно всё стихотворение вслух.
- Сейчас один человек будет читать это стихотворение, а остальные будут оценивать чтение по следующим критериям:
(слайд12)
Критерии оценки:
1.Соблюдение пауз.
2.Простановка логических ударений.
3.Эмоциональность.
(2 человека)
-Кто из ребят сумел передать при чтении нужную интонацию и характер героев? (оценивают чтение)
-Оцените чтение.(ставят оценку, аргументируют)
Закрепление изученного.
Работа в группах.(задание в конвертах)
-А сейчас проверим, насколько внимательны и наблюдательны вы были на уроке. Будем работать в группах.
Дети, у которых на парте лежит голубой подснежник-лидеры групп.
Подойдите ко мне .
-Получите задание(в конвертах)
1 группа: восстановить последовательность событий в стихотворении
(на пяти карточках напечатаны вперемешку столбики стихотворения)
2 группа: выбрать из стихотворения слова, которые рифмуются
(слова в конверте вперемешку)
3руппа: собрать портрет Зимы.
4 группа: собрать портрет Весны.
5 группа: составить характеристику Зимы.
6 группа: составить характеристику Весны.
-Воспользуйтесь словами для справок.
-Но прежде, чем вы начнёте трудиться, давайте вспомним правила работы в группах.
( читают дети на полосках)
1. Вести себя спокойно.
2.Внимательно читать задание.
3.Говорить по очереди, не перебивая друг друга.
4. Придерживаться установленного времени.
5. Выбрать ученика, который представит результат работы.
-На выполнение работы вам даётся 2 минуты.
Проверка.
-Время на обсуждение закончилось.
-Слушаем представителя 1-ой группы.
- Вам надо было..(читаю задание, представитель читает строфы по порядку)
.2 группа и т. д.
(Читают рифмы)
.3 и 4 группы.
-Взгляните на эти портреты. Кто из них Зима, а кто - Весна?
-Какие краски выбрал художник для портрета Зимы? (холодные тона)
-А для портрета Весны? (тёплые, яркие)
-Почему?
- Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка?
(Весной пробуждается от зимнего сна природа, все вокруг оживает. Зима подходит к концу, она состарилась за время своего правления природой и жить ей осталось недолго.)
5 и 6 группы.
-Какой вы представили Весну?
(читают)
Весна – это красивая девушка. Она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы. Весна хохочет и зовёт с собой птиц, машет им руками.
-А какой вы представили Зиму?
-Зима - злая «ведьма», старая и некрасивая. Она летит по небу, её
белое платье развевается. И там, где она пролетает, - снег, метель. Вот – вот налетит на Весну.
-Кто победил в этом поединке?( Весна)
Беседа.
-Вернёмся к вопросу, который был вначале урока:
- О чём ж стихотворение: о Зиме или о Весне? (О Зиме и о Весне)
-Два главных героя. Два образа - два настроения.
-На чьей стороне симпатия автора?
(Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму за то, что она не уходит).
-Какое же время года, по-вашему, лучше?
-Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша.
-Посмотрите, как красива природа зимою, как мы радовались снегу, а у
Тютчева:
«Чародейкою зимою околдован лес стоит»
Всему своё время-говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо.
Работа над картинами.
-Что помогло Тютчеву создать такую яркую картину смены времен года?
( Образные слова, прием олицетворения, контраста, сравнения, фантазия поэта, его литературный талант.)
-Какими способами еще может человек может в своем творчестве передать радостные чувства от прихода весны? С помощью чего?
( Художники рисуют картины с помощью кисти и красок, композиторы сочиняют музыку с помощью нот и инструмента)
- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.
-Я предлагаю вам познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками.
(Слайды 14, 15, 16)
Исаак Левитан «Март», « Большая вода», Алекссей Саврасов «Грачи прилетели», Архип Куинджи «Ранняя весна»
-Какую из картин вы бы подобрали для иллюстрации нашего стихотворения?
( Саврасова «Грачи прилетели»)
-Почему?
-Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела: поэт, композитор и художник своими произведениями призывают нас любить родную землю. Только любовь к прекрасному, бережное отношение к окружающей природе спасёт красоту.
-И пусть ваша жизнь с приходом весны станет интереснее, богаче. впечатлениями и наблюдениями.
– Замечательный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев в одном из стихотворений писал(слайд 17)
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык...
VI. Рефлексия
-Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги.
-Сделайте открытие:
С какой целью написаны стихи, музыка и картины о весне?
(на карточке №4 соедините начало фразы с концом)
слайд 18

Чтобы сообщить к красоте природы.
Чтобы передать что пришла весна
Чтобы привлечь внимание свою радость

-Итак, стихи, музыка и картины написаны с целью читает.

Домашнее задание дифференцированно по желанию детей.
Выберете домашнее задание по своему желанию.
Выучить стихотворение наизусть.
или сочинить свое стихотворение или рассказ о приходе весны.
-Вам понравился наш урок?
- Оцените свою работу с помощью символов.
-Если урок полезный, заставил задуматься, прикрепите на лужайке подснежник
-Если на уроке было не интересно, скучно прикрепите на тучку снежинку.
Всем спасибо за работу!
Рисунок 215