Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Основы проектной деятельности


 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5»
г. Железногорска Курской области
Рассмотрено
на заседании МО 
________/Пустовалова Л.В../
Протокол № ___
от «___» августа 2016 г. Согласовано
на научно-методическом совете
________/ М. А. Соболева /
Протокол № ____
от «____» августа 2016 г. УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ____
от «___» сентября 2016 г.
Директор лицея № 5
____________ / Н.И. Агеева /
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса
«Основы проектной деятельности»
основного общего образования
г. Железногорск
2016г.
АННОТАЦИЯ
Одной из важнейших задач школы в современном мире является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления школьников, необходимых для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.
В наше время для школы необходимо не просто давать знания, но и обеспечить обретение учащимися умений искать любую информацию, отстаивать свою точку зрения, доказывая ее, публично выступать, преодолевать трудности в обучении. В связи с этим, актуальным становится формирование исследовательской компетентности у школьников, т.е. умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Программа «Основы проектной деятельности» предназначена для изучения основ проектирования учащимися во внеурочной деятельности. Необходимость введения «Основ проектной деятельности» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к учащимся в части исследовательской грамотности.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Новизна программы заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем. Знания, полученные при изучении курса, способствуют формированию социально активной личности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений учащихся в повседневной жизни.
Полнота содержания программы содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания программы применима для разных групп учащихся, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.
Практическая направленность содержания обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Цель проектной деятельности - приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал.
Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности.
Цели и задачи программы
Основная цель программы - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель программы - развитие личностных качеств учащихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Основные задачи:
Образовательные:
познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;
уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;
знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;
составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении;
проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
формирование универсальных учебных действий;
расширение кругозора;
обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников;
развитие творческих способностей;
развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы;
на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;
дать возможность учащимся проявить себя.
Представленная программа имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Особенности содержания программы и виды деятельности учащихся в ходе овладения знаниями и умениями, предусмотренными курсом, дают возможность для использования различных методов и форм обучения (индивидуальных, групповых, наглядных, словесных: теоретические исследования, самостоятельные эвристические пробы,деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения)
Контроль за уровнем овладения материалом осуществляется через исследовательскую деятельность учащихся (по результатам периодической отчетности).
Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям учащихся 12-14 лет.
Исследовательская работа учащихся организуется во внеурочное время. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. В первом полугодии предполагается коллективная форма обучения (лекции и практические занятия), а во втором полугодии – индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросу подготовки и написания работы (практические занятия).
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год.
Общая характеристика программы
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В программе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный учащимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.
Основными методами обучения являются:
проблемный,
частично - поисковый иисследовательский,
словесно-иллюстративные методы,
выступления с предложениями, идеями,
мозговой штурм,
обсуждение.
Формы, методы изучения материала:
самостоятельная работа учащихся с источником информации,
информационная поддержка с помощью интернет-технологий,
проведение творческих конкурсов, открытых защит проектов,
работа в малых группах и индивидуально,
консультации (по методу убывающих подсказок).
Составитель: учитель биологии II квалификационной категории Трохина Татьяна Егоровна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Личностными результатами являются следующие умения:
формировании у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии,
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
осознавать свои интересы, находить и изучать в разных источниках материал, имеющий отношение к своим интересам,
использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям (выполнение работ, имеющих практическое значение),
приобретать опыт участия в конференциях (защита проектной работы),
умение оценивать свою деятельность и поступки других людей,
давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Метапредметными результатами формирования универсальных учебных действий является:
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
самостоятельно выбирать проблему,
самостоятельно выбирать тип проекта, тему, цели, задачи, структуру, ресурсы и т.д.;
работать по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер,
планировать свою индивидуальную траекторию,
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, использовать самостоятельно подобранные средства,
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха,
уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные:
умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия,
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами,
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен),
учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения и корректировать его,
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами обучения являются:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме занятий,
способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические  объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе
продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у пятиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)
В результате выполнения программы учащиеся должны знать:
понятие проекта;
понятие проектный продукт;
типы проектов и их проектные продукты;
понятие презентация проекта, ее назначение;
этапы выполнения проекта;
структуру проекта;
критерии оформления письменной части проекта;
критерии оценки проекта.
В результате изучения программы учащиеся должны иметь представление:
о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
о ресурсах и их использовании;
о способах презентации проекта;
о написании отчета о ходе проекта;
о рисках, их возникновении и предотвращении;
об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
определять проблему и вытекающие из неё задачи;
ставить цель;
составлять и реализовывать план проекта;
отбирать материал из информационных источников;
анализировать полученные данные;
делать выводы;
оценивать работу по критериям оценивания;
выбирать соответствующую форму проектного продукта;
создавать основные слайды для презентации проекта;
оформлять результаты проектной деятельности;
проводить рефлексию своей деятельности;
работать с простейшим оборудованием и материалами;
работать в парах и в группах.
Отслеживание результатов осуществляется через:
активность учащихся
практические работы в ходе обучения
самооценку и оценку учащимися уровня проектной работы в ходе ее защиты
участие детей в научно-исследовательских конференциях разного уровня.
Оценка и контроль результатовИтоговый и промежуточный контроль включает:
а) выполнение домашних творческих заданий к занятиям;
б) проведение исследования и оформление его в виде исследовательской работы;
в) публичная защита подготовленного доклада в классе.
Формы контроля и оценки результатов:
выполнение творческих заданий
участие в интеллектуальных марафонах
создание «Портфолио»
защита исследовательской работы в классе
проведение мини-исследований, мини-проектов исследовательского характера
участие в школьной научно-практической конференции
Критерии оценки результативности исследовательской работы:
познавательная ценность темы;
оригинальность, ценность собранного материала;
исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе подпрограммы «тренинг»);
структура, логика работы;
язык и стиль изложения, умение ответить на вопросы по своему исследованию.
степень самостоятельности;
Сформированность исследовательских умений
Критерии Исследовательские умения
Познавательный знание видов и структуры исследования; знание правил оформления и защиты исследовательских работ
Степень самостоятельности по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту
Деятельностныйсамостоятельно выбирает значимую для него тему исследования; намечает шаги работы по данной теме; применяет разные методы исследования, умение находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером; наблюдение и т.д.); умение разрабатывать и оформлять проект; умение презентовать и защищать исследовательскую работуПроявление креативностиПроявление в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.
Мотивированность исследовательской деятельности стремление узнать новое; совершать определенные действия для поиска интересующих знаний; участвовать в учебном исследовании; проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем; интерес к новым темам и способам работы.
Уровень сформированности умений исследовательской деятельности учащихся:
Уровень Характеристика уровня
Исходный уровень Низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предположений по работе. Только под руководством учителя.
Начальный уровень Характеризуетсяпоявлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое
Продуктивный уровень Устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.
Креативный уровень Проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
35 часов (1 раз в неделю)
Введение (2 часа)
Что такое учебный проект? Какие бывают проекты?
Формы организации работы: организация дискуссий, диспутов и т. п.; групповая и коллективная работа; презентация.
Часть 1. Учимся решать проблемы (13 часов)
Модуль 1. Проблема, цель и тема проекта (4 часа)
Проблема. Цель. Тема проекта. Гипотеза
Модуль 2. Способы решения проблемы (5часов)
Определение задач. Планирование. Сбор информации. Методы исследования. Самооценка продукта. Самоконтроль.
Модуль 3. Представление результатов работы (4 часа)
Проектный продукт. Письменная часть проекта. Защита проекта. Презентация. Самооценка результатов деятельности
Формы организации работы: организация деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.; консультации; индивидуальная работа; групповая и коллективная работа; самостоятельная работа; практическая творческая работа; проектная работа; презентация.Часть 2. Учимся работать с информацией: зачем и как (10 часов)
Человек в мире информации. Информация. Способы предоставления информации. Текст. Виды информации в тексте. Общая характеристика и специфические черты научного стиля. Жанры устной и письменной научной речи. Работаем с информацией научных текстов: читаем, слушаем, говорим, пишем. Читаем: что читаем, для чего читаем и как читаем. Разные виды чтения для разных целей. Слушаем: учимся воспринимать информацию на слух. Говорим: выступаем с сообщением и участвуем в обсуждении. Пишем: план, тезисы, конспект как важные способы организации информации и варианты ее фиксации. Работаем с информацией: применяем умения и оцениваем свою работу, подводим итоги.
Формы организации работы: внеурочная форма; организация деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.; консультации; индивидуальная работа; групповая и коллективная работа; самостоятельная работа; практическая творческая работа.Часть 3. Учимся работать вместе (10 часов)
Модуль 1. Основные представления об общении и сотрудничестве в совместной деятельности (7 часов)
Коммуникативная деятельность. Регулирование конфликтов. Стратегии группового взаимодействия. Диалог. Аргументация. Спор: дискуссия, полемика, дебаты. Деловая игра. Мозговой штурм.
Модуль 2. Работа в группе над проектом или исследованием (3 часа)
Учимся выполнять групповой мини-проект. Работаем вместе над проектом.
Формы организации работы: внеурочная форма; организация деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.; консультации; индивидуальная работа; групповая и коллективная работа; самостоятельная работа; практическая творческая работа; проектная работа; презентация.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». 7 КЛАСС
35 часов (1 час в неделю)
№ занятия Тема занятия Дата поплану факту
Введение (2 часа)
1 Что такое учебный проект? 2 Какие бывают проекты? Часть 1. Учимся решать проблемы (13 часов)
Модуль 1. Проблема, цель и тема проекта (4 часа)
3 1. Проблема 4 2. Цель 5 3. Тема проекта 6 4. Гипотеза Модуль 2. Способы решения проблемы (5 часов)
7 1. Определение задач 8 2. Планирование 9 3. Сбор информации 10 4. Методы исследования 11 5. Самооценка продукта. Самоконтроль Модуль 3. Представление результатов работы (4 часа)
12 1. Проектный продукт 13 2. Письменная часть проекта 14 3. Защита проекта. Презентация. 15 4. Самооценка результатов деятельности Часть 2. Учимся работать с информацией: зачем и как (10 часов)
16 1. Человек в мире информации 17 2. Информация. Способы предоставления информации 18 3. Текст. Виды информации в тексте 19 4. Общая характеристика и специфические черты научного стиля. Жанры устной и письменной научной речи. 20 5. Работаем с информацией научных текстов: читаем, слушаем, говорим, пишем 21 6. Читаем: что читаем, для чего читаем и как читаем. Разные виды чтения для разных целей 22 7. Слушаем: учимся воспринимать информацию на слух 23 8. Говорим: выступаем с сообщением и участвуем в обсуждении 24 9. Пишем: план, тезисы, конспект как важные способы организации информации и варианты ее фиксации 25 10. Работаем с информацией: применяем умения и оцениваем свою работу, подводим итоги. Часть 3. Учимся работать вместе (10 часов)
Модуль 1. Основные представления об общнии и сотрудничестве в совместной деятельности (7 часов)
26 1. Коммуникативная деятельность 27 2. Регулирование конфликтов 28 3. Стратегии группового взаимодействия 29 4. Диалог 30 5. Аргументация 31 6. Спор: дискуссия, полемика, дебаты 32 7. Деловая игра. Мозговой штурм Модуль 2. Работа в группе над проектом или исследованием (3 часа)
33 1. Учимся выполнять групповой мини-проект 34-35 2-3. Работаем вместе над проектом КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». 8 КЛАСС
35 часов (1 час в неделю)
№ занятия Тема занятия Дата поплану факту
Введение (2 часа)
1 Что такое учебный проект? 2 Какие бывают проекты? Часть 1. Учимся решать проблемы (13 часов)
Модуль 1. Проблема, цель и тема проекта (4 часа)
3 1. Проблема 4 2. Цель 5 3. Тема проекта 6 4. Гипотеза Модуль 2. Способы решения проблемы (5 часов)
7 1. Определение задач 8 2. Планирование 9 3. Сбор информации 10 4. Методы исследования 11 5. Самооценка продукта. Самоконтроль Модуль 3. Представление результатов работы (4 часа)
12 1. Проектный продукт 13 2. Письменная часть проекта 14 3. Защита проекта. Презентация. 15 4. Самооценка результатов деятельности Часть 2. Учимся работать с информацией: зачем и как (10 часов)
16 1. Человек в мире информации 17 2. Информация. Способы предоставления информации 18 3. Текст. Виды информации в тексте 19 4. Общая характеристика и специфические черты научного стиля. Жанры устной и письменной научной речи. 20 5. Работаем с информацией научных текстов: читаем, слушаем, говорим, пишем 21 6. Читаем: что читаем, для чего читаем и как читаем. Разные виды чтения для разных целей 22 7. Слушаем: учимся воспринимать информацию на слух 23 8. Говорим: выступаем с сообщением и участвуем в обсуждении 24 9. Пишем: план, тезисы, конспект как важные способы организации информации и варианты ее фиксации 25 10. Работаем с информацией: применяем умения и оцениваем свою работу, подводим итоги. Часть 3. Учимся работать вместе (10 часов)
Модуль 1. Основные представления об общении и сотрудничестве в совместной деятельности (7 часов)
26 1. Коммуникативная деятельность 27 2. Регулирование конфликтов 28 3. Стратегии группового взаимодействия 29 4. Диалог 30 5. Аргументация 31 6. Спор: дискуссия, полемика, дебаты 32 7. Деловая игра. Мозговой штурм Модуль 2. Работа в группе над проектом или исследованием (3 часа)
33 1. Учимся выполнять групповой мини-проект 34-35 2-3. Работаем вместе над проектом МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫИнтерактивные средства обучения: компьютер, проектор.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников, пособие для учителя - М.: Просвещение, 2008
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.
Чуракова О.В. Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности». -Самара: Изд-во «Профи»,2003.
Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО“Красико – Принт”, 2005 г.
Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО “5 за знания”, 2008 г.
Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников “Малая Академия наук” // Волгоград, “Учитель”, 2008 г.
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -321 с.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. - М.: Директор школы. - 1998, - № 3. - 256 с.
Григорьева Д.В., Степанова П.В. «Внеурочная деятельность школьников» httpi//sjandailnin щ/ (09.03.11)