Конспект образовательной деятельности Весенние месяцы

Экология от 09.03.2017г. Пшенкина Ю.А.
Тема: «Весенние месяцы»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе организации познавательной деятельности «Весенние месяцы»
Задачи: Создать условия для формирования и систематизации представлений о временах года и весенних месяцах, об изменениях в природе, происходящих весной. Упражнять детей в установлении причинно-следственных взаимосвязей между явлениями неживой природы и жизнедеятельностью растений и животных; Создать условия для развития, обогащать и активизировать словарь по теме. Воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы; воспитывать у детей потребность в общении с природой, формировать умение правильно вести себя на лоне природы.
Организация детских видов деятельностей:
общение ребенка со взрослым;
общение ребенка со сверстниками.

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности
Организация рабочего пространства
Деятельность взрослого
Деятельность детей
Психолого-педагогические условия/ задачи

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Ребята, такая замечательная погода, у всех хорошее настроение? Еще совсем недавно лежал снег, было очень холодно. А сейчас растаял снег, ярко светит солнце, появилась трава.
Почему все так изменилось в природе? Правильно ребята, к нам пришла весна. А кто мне скажет, сколько весенних месяцев?
Послушайте стихотворение о весне: (Н.Григорьева «Весна»)
Весна – пробуждение от зимнего сна.
Земли обновление – все это весна.
Растаявший лед и ручья перезвон,
И птичек прилет – все весенний сезон.
Зеленый наряд одевает земля,
А люди спешат на поля.
Дети участвуют в беседе с педагогом








Дети слушают стихотворение и беседуют по тексту называя признаки весны, которые упомянул автор.
Условия для доброжелательной атмосферы и настроя на предстоящую работу.





Условия для речевой активности.

Основная часть



Сегодня мы поговорим о весенних месяцах, узнаем, как люди называли их в старину.
Позвоним в волшебный колокольчик и пригласим первого гостя (выходит ребенок).
Беседа:
Какие приметы весны перечислены в стихотворении?
Почему март в старину называли Солнечником?
(Солнечник – потому, что утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает).
Почему март называли Протальником, Капельником?
Что такое проталинки? (Это участки земли, где снег уже растаял).
В каких местах в первую очередь появляются проталины? Почему? (На солнечных участках, где сильнее пригревает солнце.)
Откуда могло произойти название капельник? (Сосульки тают, и летят капли воды). Как называется это явление? (Капель).
Объясните пословицу о марте: «То снегом сеет, то солнцем греет».
(В этом месяце погода очень переменчивая, бывают и морозы, и оттепели, и снег идет, и солнышко пригревает).
А сейчас посмотрите на картину.
- Что вы на ней видите?
- Почему девочка удивленно смотрит на снеговика?
- Какое это время года?
- Как вы думаете, какой это месяц?
- По каким признакам вы узнали месяц март? Какие природные явления происходят в марте?
(Солнце светит ярко, тает снег, с сосулек падает капель, текут ручейки).
В: А бывает и ветер дует. Давайте покажем, как дует ветер.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше.

Второй месяц весны – апрель. Позовем его волшебным колокольчиком.
Беседа: Это самый первый вестник весны. Этот цветок готовится расцвести еще под снегом. Как только снег растает, сразу же видны его желтые цветочки. Это растение питается талой водой, поэтому и расцветает раньше всех. Весной часто бывают заморозки, а цветочки не мерзнут. Как вы думаете, почему?
Рассмотрите картинку цветка: его стебелек покрыт пушком, который и защищает его от мороза. Раскрывает свой бутон этот цветок только солнышку. В пасмурные и вечерние часы он закрыт.
Кто знает из вас, почему этот цветок имеет такое название?
(С одной стороны его листочки теплые и пушистые, как мамины руки; а с другой стороны они гладкие и холодные).
Можно ли эти цветочки собрать в букет и поставить в вазу?
Нет, эти цветы не могут жить срезанными, сразу же погибают. А в земле они долго нас радуют своими желтыми глазками. Поэтому нельзя рвать эти цветы.
Какие еще весенние цветы вы знаете?
Что важное происходит в апреле в жизни птиц?
(Перелетные птицы возвращаются к своим гнездам из теплых стран).
На нашем дереве встретились все птицы. Покажите и назовите только перелетных птиц.
Чем заняты птицы весной? (Строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов).
- Почему люди любят птиц? - Как мы можем помочь птицам весной?
Ребята, вы устали, давайте немножко поиграем.
Физминутка.
Третий, последний месяц весны – Май. Позвоним в волшебный колокольчик.
В. Почему в народе май называют травень, цветень. Попробуйте объяснить эти названия. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники).
Почему в народе говорят: «В мае коню сено дай, а сам на печь полезай»?
В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. Посмотрите на картину: какая травка в мае? (Мягкая, пушистая, шелковая, сочная и т. д.)
Чем покрыты деревья и кустарники?
Какого цвета небо?
Как светит солнце?
Что происходит с деревьями в мае?
(В мае зацветают деревья и кустарники).
В мае лес полон радостных звуков, пения птиц. Знаете ли вы, какая птица не высиживает своих птенцов? (Кукушка.) Она питается жирными, мохнатыми гусеницами, а у птенчиков горлышки нежные, и проглотить такую пищу они не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда к другим птицам, чтобы те выкормили ее птенцов маленькими мошками и комариками. И у зверей весной появляются малыши.
Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесе подснежник расцветет. (Весна)
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной. (Ручей)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила. (Гроза)





Выходит ребенок: Давным-давно, в старину, меня называли: Солнечник, Капельник, Протальник, а сейчас все называют меня Мартом. Я – Март, первый месяц весны.
Месяц март – зимобор
Он с зимой вступает в спор,
Гонит стужу и метель,
Любит звонкую капель.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.







Дети участвуют в беседе с педагогом.























Дети имитируют движения в соответствие с текстом.




Выходит ребенок – Апрель
Апрель месяц – цветень
Он средь месяцев заметен
Первыми цветами,
Мокрыми лугами.
Я апрель – в старину меня называли Снегогон, Водолей, Цветень.
О чем говорит вам слово – Снегогон? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.)
Как появилось у апреля имя водолей?
Именно в этом месяце всюду очень много воды: текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди.
В народе говорят: «Апрельские ручьи зелень будят» что это значит?
Это красивый месяц, появляются первые цветы. Назовите первые весенние цветы! (Первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха).
Эти цветы очень любят свет, поэтому они зацветают еще до появления листвы на деревьях.
Ребенок читает стихотворение о мать-и-мачехе. На опушке  - огоньки, Целая  проталинка. Коротышки стебельки И цветочек маленький. Листьев нет - она  цветёт, Холодом охвачена. Пчёлкам самый ранний мёд Дарит мать-и-мачеха. Л. Дунина










Дети имитируют движения в соответствие с текстом.
Выходит ребенок – Май, читает стихотворение)
Р: Я Май – в старину меня называли Травень.
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
Вас теплом встречает май.
























Дети отгадывают загадки.
Условия для познавательной и речевой активности.



Условия для познавательной и речевой активности.

Условия для двигательной активности.










Условия для познавательной активности.





















Условия для двигательной активности.




Условия для познавательной и речевой активности.










































Условия для двигательной активности.


Условия для речевой и двигательной активности.




























Условия для развития познавательной активности.

Рефлексивно оценочный

О чем мы говорили сегодня?
Назовите три весенних месяца.
Похожи ли все весенние месяцы друг на друга?
Что происходит в природе в марте?
Что происходит в природе в апреле?
Что происходит в природе в мае?
Назовите первые весенние цветы.
Назовите перелетных птиц.
Вы любите весну? За что?
Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, вы молодцы!

Участвуют в беседе с педагогом.
Условия для речевой активности.