Выступление на региональном семинаре по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ на тему Расти здоровым, малыш


«Расти здоровым, малыш!»(Здоровьесберегающие технологии — технологии стимулирования и сохранения здоровья)
Сегодня мы покажем, опыт работы по применению здоровьеберегающих технологий для организации специальной работы по оздоровлению дошкольников, через организацию нод с детьми.
В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности воспитанников с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Мы выделили три группы здоровье сберегающих технологий, приемлемых для реализации их в ДОУ:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж.
3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
1.Подвижные игры, так же как и спортивные развивают у детей настойчивость , смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление. Они проводятся на прогулке, в групповой комнате с малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно.
2. Современные научные данные доказывают, что для психичиского здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Для этого мы проводим релаксацию, где используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.
Так же мы проводим корригирующую гимнастику как профилактику плоскостопия.
3.В детском саду мы ведём профилактическую работу с близорукостью и нарушением осанки у детей, используя методические рекомендации, разработанные Владимиром Филипповичем Базарным.
В своей практике используем режим динамических поз, разработанный и внедрённый в практику образования В.Ф.Базарным. Суть режима динамических поз заключается в периодической смене (ориентировочно через каждые 10-12 минут) поз ребенка: положения «сидя» и положения «стоя».
Данная методика позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости, используя зрительную гимнастику.  Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки и т.д.
Работа со схемами и малыми офтальмотренажерамиВ работе у нас используют офтальмотренажеры, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Эти тренажеры разработаны тифлопедагогами, логопедами и воспитателями. Они могут быть сюжетные, графические, модульные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т.д.
Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.Так же мы используем массаж, массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком, делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печение и почек. Массажируя мизинец, вы помогаете работе сердца. Поэтому регулярное физическое воздействие массажем способно оказать общее и локальное положительное влияние на организм.
5.Игровой самомассаж – это пальчиковые игры.Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.
6. Дыхательные упражнения  - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. 
Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе это творческий акт, который требует знаний психологии, физиологии и гигиены, изучения индивидуальных особенностей детей. С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации воспитательно-образовательного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим дошкольного обучения.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики;
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения. В результате регулярных занятий здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.