Рабочая программа по внеурочной деятельности Математическая радуга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ /Новак Т.В./
Протокол №_____
от «____»_______2016г.
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
__________ /Иванова Г.К./
«_____»________2016г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ № 5»
___________/Василенко О.Б./
Приказ №_________
от «_____»__________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Математическая радуга»
для 6 – А класса
на 2016-2017 учебный год
базовый уровень
Разработала:
Новак Татьяна Викторовна
учитель высшей квалификационной категории
Срок реализации программы – 1 год
г. Красноперекопск 2016
Муниципальное бюджетное ОБЩЕобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск Республики Крым
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
____________________
Н. В. Бучко
от «____»________2016г.
« СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
____________________
Г. К. Иванова
от «____»________2016г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор СОШ № 5
____________________
О. Б. Василенко
от «____»________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Математическая радуга»
для 6 – «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Срок реализации программы: 1 год
Программу разработала
Новак Татьяна Викторовна
учитель высшей квалификационной категории
г. Красноперекопск 2016 г
Пояснительная записка
Письмо Минобрнауки России «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.2015 № 09-3564
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
Программа курса « Математическая радута » относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная рабочая программа составлена на основании документов
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ от 17.12.2010 г № 1897
- на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности / под ред. Н.Ф. Виноградовой.)
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций . Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель и задачи программы:
Цель: -развивать математический образ мышленияЗадачи:-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;-расширять математические знания в области многозначных чисел;содействовать умелому использованию символики;-учить правильно применять математическую терминологию;-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Дополнительная образовательная программа « Математическая радута» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Принципы программы:1.АктуальностьСоздание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.2.Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.3.СистемностьПрограмма строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).4.Практическая направленностьСодержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.5.Обеспечение мотивацииВо-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.6.Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.7.Курс ориентационныйОн осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:1 занятие в неделю по 40 минут.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:-решение занимательных задач;-оформление математических газет;-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -самостоятельная работа;-работа в парах, в группах;-творческие работы. Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1) Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
2) В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметные результаты.
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
1)описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
2) выделять существенные признаки предметов;
3) сравнивать между собой предметы, явления;
4) обобщать, делать несложные выводы;
5)классифицировать явления, предметы;
6) определять последовательность событий;
7)судить о противоположных явлениях;
8) давать определения тем или иным понятиям;
9) определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
10) выявлять функциональные отношения между понятиями;
11)выявлять закономерности и проводить аналогии.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержание программы
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 1час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Календарно-тематический план
Наименование тем курса
Всего
часов
В том числе
Виды деятельности
Форма контроля
лекция
П/ р
С/ р
1. Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
1
Определение интересов, склонностей учащихся.
2. Как люди научились считать.
1
1
выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»
конкурс на лучшую презентацию
3. Интересные приемы устного счёта.
1
устный счёт
математический диктант
4. Решение занимательных задач в стихах.
1
1
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач
тестирование
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
1
1
работа с алгоритмами
тестирование
6. Учимся отгадывать ребусы.
1
1
составление математических ребусов
конкурс на лучший математический ребус
7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
1
1
решение теста -кроссворда
проверочный тест
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
1
1
работа с алгоритмом
контрольный тест
9. Решение ребусов и логических задач.
1
1
самостоятельная работа
мини-олимпиада
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1
1
составление схем, диаграмм
тестирование
11. Загадки- смекалки.
1
1
составление загадок, требующих математического решения
конкурс на лучшую загадку-смекалку
12. Игра «Знай свой разряд».
1
1
работа с таблицей разрядов
тест
13. Обратные задачи.
1
1
работа в группах «Найди пару»
познавательная игра «Где твоя пара?»
14. Практикум «Подумай и реши».
1
1
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
тестирование
15.Задачи с изменением вопроса.
1
инсценирования задач
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи
16. «Газета любознательных».
2
1
1
проектная деятельность
конкурс на лучшую математическую газету
17.Решение нестандартных задач.
1
1
решение задач на установление причинно-следственных отношений
тестирование
18.Решение олимпиадных задач.
1
1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада
19.Решение задач международной игры «Кенгуру»
1
1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада
20. Школьная олимпиада
1
1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада
21. Игра «Работа над ошибками»
1
1
работа над ошибками олимпиадных заданий
тестирование
22.Математические горки.
1
1
решение задач на преобразование неравенств
конкурс на лучший «Решебник»
23. Наглядная алгебра.
1
1
работа в группах: инсценирование
тестирование
24.Решение логических задач.
1
1
схематическое изображение задач
тестирование
25.Игра «У кого какая цифра»
1
1
творческая работа
тестирование
26.Знакомьтесь: Архимед!
1
1
работа с энциклопедиями и справочной литературой
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации
27.Задачи с многовариантными решениями.
1
работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения
28.Знакомьтесь: Пифагор!
1
1
работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»
викторина
29.Задачи с многовариантными решениями.
1
1
Работа в парах по решению задач
школьная олимпиада
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
1
1
составление знаковых систем
тест
31.Задачи с многовариантными решениями.
1
1
индивидуальная работа
тестирование
32.Математический КВН
1
1
работа в группах
школьная олимпиада
33-34. Круглый стол «Подведем итоги»
2
коллективная работа
анкетирование
‡ђЗаголовок 215