Рабочая программа по внеурочной деятельности Математическая радуга




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ /Новак Т.В./

Протокол №_____
от «____»_______2016г.
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
__________ /Иванова Г.К./

«_____»________2016г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ № 5»
___________/Василенко О.Б./

Приказ №_________
от «_____»__________2016г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Математическая радуга»


для 6 – А класса

на 2016-2017 учебный год

базовый уровень





Разработала:
Новак Татьяна Викторовна
учитель высшей квалификационной категории



Срок реализации программы – 1 год


г. Красноперекопск 2016


Муниципальное бюджетное ОБЩЕобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск Республики Крым



«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
____________________
Н. В. Бучко
от «____»________2016г.
« СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
____________________
Г. К. Иванова
от «____»________2016г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор СОШ № 5
____________________
О. Б. Василенко
от «____»________2016г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Математическая радуга»

для 6 – «А» класса

на 2016-2017 учебный год

Срок реализации программы: 1 год






Программу разработала
Новак Татьяна Викторовна
учитель высшей квалификационной категории








г. Красноперекопск 2016 г

Пояснительная записка


Письмо Минобрнауки России «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.2015 № 09-3564

Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"


Программа курса « Математическая радута » относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная рабочая программа составлена на основании документов
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ от 17.12.2010 г № 1897
- на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности / под ред. Н.Ф. Виноградовой.)
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций . Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Цель и задачи программы:
Цель: -развивать математический образ мышления Задачи: -расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; -расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; -учить правильно применять математическую терминологию; -развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; -уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.



Дополнительная образовательная программа « Математическая радута» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

Принципы программы: 1.Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся. 2.Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. 3.Системность Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). 4.Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах. 5.Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. 6.Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия. 7.Курс ориентационный Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:1 занятие в неделю по 40 минут.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся: -решение занимательных задач; -оформление математических газет; -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1) Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
2) В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметные результаты.
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
1)описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
2) выделять существенные признаки предметов;
3) сравнивать между собой предметы, явления;
4) обобщать, делать несложные выводы;
5)классифицировать явления, предметы;
6) определять последовательность событий;
7)судить о противоположных явлениях;
8) давать определения тем или иным понятиям;
9) определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
10) выявлять функциональные отношения между понятиями;
11)выявлять закономерности и проводить аналогии.

Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.



Содержание программы

Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 1час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.








Календарно-тематический план

Наименование тем курса
Всего
часов
В том числе

Виды деятельности
Форма контроля



лекция
П/ р
С/ р



1. Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
1


Определение интересов, склонностей учащихся.


2. Как люди научились считать.
1

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»
конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта.
1



устный счёт
математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.
1


1
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач
тестирование

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
1

1

работа с алгоритмами
тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы.
1


1
составление математических ребусов
конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
1


1
решение теста -кроссворда
проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
1

1

работа с алгоритмом
контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

1


1
самостоятельная работа
мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1

1

составление схем, диаграмм
тестирование

11. Загадки- смекалки.
1

1

составление загадок, требующих математического решения
конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».
1


1
работа с таблицей разрядов
тест

13. Обратные задачи.

1


1
работа в группах «Найди пару»
познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».
1

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
тестирование

15.Задачи с изменением вопроса.
1



инсценирования задач
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».
2
1

1
проектная деятельность
конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.
1

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений
тестирование

18.Решение олимпиадных задач.
1


1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»
1


1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада
1


1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада

21. Игра «Работа над ошибками»
1

1

работа над ошибками олимпиадных заданий
тестирование

22.Математические горки.
1

1

решение задач на преобразование неравенств
конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.
1


1
работа в группах: инсценирование
тестирование

24.Решение логических задач.
1

1

схематическое изображение задач
тестирование

25.Игра «У кого какая цифра»
1


1
творческая работа
тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед!
1


1
работа с энциклопедиями и справочной литературой
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.
1



работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения


28.Знакомьтесь: Пифагор!
1
1


работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»
викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.
1

1

Работа в парах по решению задач
школьная олимпиада

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
1

1

составление знаковых систем
тест

31.Задачи с многовариантными решениями.
1


1
индивидуальная работа
тестирование

32.Математический КВН
1

1

работа в группах
школьная олимпиада

33-34. Круглый стол «Подведем итоги»
2



коллективная работа
анкетирование












‡ђ Заголовок 215