Рабочая программа по внеурочной деятельности ,Радуга


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. Ф. Нестерова»
Рассмотрена на ШМО
учителей______________
протокол№-----от__________
Руководитель ШМО_______ Принята на заседании
педагогического совета
протокол №__________
От « »____________2013г. «Утверждаю»
Директор школы:________
( КорольковаЛ. А.)
Приказ №___от___________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Радуга »
( 3 класс )

Рабочую программу составил
учитель 1 квалификационной категории
Забавина Л. И.
с. Михайловка
2014г

1.Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления « Радуга » разработана для внеурочных занятий с обучающимися 3 класса, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков; по функциональному назначению учебно-познавательная. Программ составлена на основе типовых программ по декоративно- прикладному и изобразительному искусству. Является модифицированной.
Методологической основой курса является системно- деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
■ развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
■ формировать прикладные умения и навыки;
■ воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
■ патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
■ трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
■ творческого отношения к учению, труду, жизни;
■ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
■ бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
■ ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах
2. Содержание программы
Продолжается знакомство детей с видами и жанрами изобразительного искусства, законами композиции, цветоведением, дается понятие образа через создание характерных сказочных персонажей.
Происходит знакомство с видом изобразительного искусства –графикой. Дается понятие, как разные по характеру линии влияют на рисунок в целом. Рассматриваются способы начертания линий, дается представление о ритме, характере линий и пятен, композиции.
Даются следующие понятия:
-цветоведения, происходит знакомство с основными и составными цветами, отрабатываются навыки смешивания цветов для получения новых оттенков;
- стилизации, ее роль в декоративном рисовании, в частности, в орнаменте;
-понятие жанров и видов изобразительного искусства, продолжается знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства;
-происходит знакомство с изображением человека в картине;
-дается понятие жанровой композиции, в том числе и многофигурной;
В течение всего года дети принимают участие в различных конкурсах, социальных акциях, совершают заочные экскурсии в музеи, знакомятся с творчеством художников.
3. Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной
культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное
наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам
разных народов ;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация
воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей,
эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и
произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка,
сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой
деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера;
развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности
откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
3)развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в
действительности и искусстве, а также к собственной творческой
деятельности;
4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать
и переносить информацию с одного вида художественной деятельности
на другой (с одного искусства на другое); формировать умение
накапливать знания и развивать представления об искусстве и его
истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.
5) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
6) понимание связи народного искусства с окружающей природой,
климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
7)освоение выразительных особенностей языка разных искусств;
развитие интереса к различным видам искусства;
8) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной
природе, своему народу, к многонациональной культуре;
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить
произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном
искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих
работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного
мышления детей ;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и
воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых
фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое
отношение к художественному произведению;
7) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях
изобразительного искусства.
Результатом практической деятельности по программе «Радуга » можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных профессиональных учебных заведениях.
Формой контроля на занятиях в изостудии является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.


5.Список литературы
1. Литература для обучающихся.
Изобразительное искусство 5-8 класс в 4 томах. // Титул. Обнинск, 1996 г.
Комарова Т.С. Рисование. //АСТ. М., 1998 г.
Рисуем 50… . Серия книг. Попурри. Минск. 2000 г.
Учимся рисовать. Серия книг. Харвест. Минск, 2003 г.
Энциклопедия для детей. Искусство. // Аванта+, 1998 г.
Энциклопедический словарь юного художника. // Педагогика, 1983г.
Юному художнику. Книга для чтения. //Изд. Академии художеств, 1962 г.
2. Литература для учителя.
1. Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к педагогике развития. //Внешкольник. М., 1997 г. №9.
2. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 5- 8 кл. Изд. «Титул», 1996г.
3. Сокольникова Н.М. Основы живописи. 5-8 кл. Изд. «Титул», 1996г.
4. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. 5-8 кл. Изд. «Титул», 1996г.
5. Сокольникова Н.М. Основы композиции. 5-8 кл. Изд. «Титул», 1996г.
6. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В.Компанцева,
Русское искусство.1(5)2005г.
7. Художественная галерея. 1-62 выпуск.
8.Книги: Мир Леонардо. Кустодиев. Третьяковская галерея.
9. Энциклопедический словарь юного художника, «Педагогика», Москва, 1983г.
3. Материально- технические средства:
Компьютерная техника, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.