Технологическая карта занятия внеурочной деятельности: Бумага и фантазия. Божья коровка.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
рабочего посёлка СолнечныйСолнечного муниципального района
Хабаровского края

Номинация: занятие по внеурочной деятельности
1 класс
Тема занятия: Бумага и фантазия. Божья коровка.
Форма проведения: практическое занятие.
Используемая технология: проблемно-диалоговое обучение
Занятие разработала:
Колосовская Анна Анатольевна, педагогический стаж 19 лет,
первая квалификационная категория
2014 г.
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
Тема занятия Бумага и фантазия. Божья коровка.
Тип занятия Внеурочная деятельность
Цель занятия Создание условий для развития творческих способностей, заложенных в ребенке.
Задачи занятия (планируемый результат) Предметные умения Метапредметные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
-соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
- узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
- выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;
- применять приемы безопасной работы с ножницами;
- выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
- изменять вид конструкции;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
- изготавливать конструкцию по рисунку, схеме, технологической карте.
Личностные УУД:
- положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
- представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- определять цель учебной деятельности;
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- проводить первичный анализ предлагаемого изделия;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные УУД:
- договариваться друг с другом, слушать и понимать других;
- участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи;
- допускать существование различных точек зрения.
Познавательные УУД:
- определять круг своего незнания;
- перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Индивидуальная
Парная - компьютер, проектор;
- раздаточный материал (шаблоны);
- технологическая карта;
- презентация.
Мотивационно-целевой этап
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые универсальные учебные действия
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. - Здравствуйте, ребята! Сегодня за окном завывает метель, а я предлагаю вам перенестись в жаркое лето! Представьте, что мы гуляем по зеленому лугу, слушаем пение птиц, ласковое солнышко согревает нас своими лучами.
Ой, посмотрите вниз! На стебельке травы сидит маленькое существо. Отгадайте, кто это:
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко
Это … (божья коровка).
- Как она выглядит?
- Конечно, забрать ее домой нельзя, но мы сегодня сделаем аппликацию, которая будет и зимой напоминать нам о летних теплых днях. Дети отгадывают загадку.
Дети описывают внешность божьей коровки.
Предполагаемые ответы:
- маленькая, красные или оранжевые крылышки с чёрными точками на них, маленькие усики, шесть лапок. Личностные УУД
- положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.
2. Актуализация знаний. - Проверим, готовность рабочего места. У вас на столе должны находиться: клей, ножницы, простой карандаш, цветная бумага и картон.
- Что нам нужно, чтобы выполнить поделку в технике «аппликация»? Что мы должны помнить при работе с бумагой?
Для размётки деталей сегодня мы будем использовать шаблоны. Вспомните, как надо рационально располагать шаблоны на листе бумаги? Учащиеся проверяют готовность рабочего места к занятию.
Предполагаемые ответы:
- легко сминается, рвётся, легко режется ножницами,
Предполагаемые ответы:
- размечать детали нельзя на лицевой стороне, чтобы не оставались следы от карандаша, не располагать шаблон в центре листа, а сдвигать его к краю, так, чтобы экономить бумагу. Регулятивные УУД: самостоятельная организация своего рабочего места.
3. Постановка цели занятия. Посмотрите, какую поделку я предлагаю вам выполнить сегодня на занятии (Слайд).
- В чём может быть затруднение при выполнении данной работы?
- Что у вас должно получиться в конце занятия?
- Как мы должны работать, чтобы у нас всё получилось? Учащиеся рассматривают слайд и образец поделки, проводят первичный анализ предлагаемой поделки.
Предполагаемые ответы:
- вырезание большого количества одинаковых деталей, их симметричное расположение…
Предполагаемые ответы:
- открытка «Божья коровка», выполненная в технике аппликации.
Предполагаемые ответы:
- внимательно, аккуратно, дружно. Регулятивные УУД:
определение цели учебной деятельности, проведение первичного анализа предлагаемого изделия.
Познавательные УУД:
определение круга своего незнания.
Процессуальный этап
4. Открытие новых знаний.
- Как вы думаете, бумага какого цвета нам сегодня понадобится? Почему?
- Какого цвета может быть божья коровка?
Коровки бывают разные:
Оранжево - жёлтые, красные,
Как пуговки, в чёрную крапинку,
На травке, как красные капельки…
- Выбирайте, какого цвета будет именно ваша божья коровка.
- Внимательно рассмотрите рисунок. Как вы думаете, сколько деталей нам понадобится для создания подобного жука?
- Перед вами лежат шаблоны. Что вы можете сказать?
- Почему круги разного размера?
- Как вы думаете, для чего нам понадобиться самый большой круг?
- Сколько больших заготовок для крыльев нам надо вырезать?
- Как вы будете их вырезать?
- Сколько раз вам придётся обвести шаблон? Почему два раза?
- А кто сможет мне подсказать, как получить два одинаковых круга, обведя шаблон только один раз? Действительно, чтобы одновременно вырезать несколько одинаковых по форме и размеру заготовок нам необходимо сложить подходящей ширины и длины лист несколько раз, разместить на нём шаблон, обвести шаблон и вырезать по контуру не разворачивая бумагу.
- Посмотрите, как это делаю я (демонстрация приема учителем).
- Попробуйте теперь сами применить этот приём, используя розданные мной полоски? Сколько одинаковых деталей у вас получилось? У кого получилось больше всех?
- Какого цвета будут другие заготовки?
- Сколько чёрных кругов маленького и среднего размера нам надо вырезать?
Надо ли в этом случае складывать бумагу пополам? На основе личных впечатлений, прослушав стихотворение, дети выбирают бумагу, необходимую для выполнения поделки.
Предполагаемые ответы:
- с красными или оранжевыми крылышками.
Учащиеся проводят анализ поделки.
Предполагаемые ответы:
это 3 круга разного размера.
Предполагаемые ответы:
- голова, туловище, два крыла.
Предполагаемые ответы:
- для изготовления крыльев;
- надо вырезать два круга;
- обведём по шаблону
- обвести 2 раза, т.к. нужно два крылышка;
- чтобы одновременно вырезать несколько одинаковых заготовок, надо сложить подходящей ширины и длины лист несколько раз.
Учащиеся слушают учителя и наблюдают за его действиями, знакомятся с наиболее рациональным способом вырезания одинаковых по форме и размеру заготовок.
Учащиеся самостоятельно выполняют «пробное» вырезание.
Предполагаемые ответы:
- чёрные или коричневые;
- один маленький и один средний круг;
- нет, т.к. круги разного размера и нужны в одном экземпляре. Познавательные УУД:
выбор нужной информации.
КоммуникативныеУУД:
умение договариваться друг с другом, слушать и понимать других.
Регулятивные УУД
- понимание смысла инструкции учителя и принятие учебной задачи;
умение проводить первичный анализ предлагаемого изделия.
Личностные УУД
Формирование положительного отношения к занятиям предметно-практической деятельностью.
5. Физкультминутка Физкультминутка
Мы вокруг себя покружились(Дети кружатся.)
И в божьих коровок превратились.
Божьи коровки, покажите мне
Ваши головки, носики, ротики,
Ручки-крылышки, ножки, животики
- Подул теплый ветерок...
Поднял божьих коровок в воздух, и они полетели...
- Мы вокруг себя покружились (Дети)
И в мальчиков и девочек превратились. Дети выполняют физкультминутку и повторяют движения за учителем.
Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, тихо жужжат, кружатся. 6. Работа с технологической картой Рассмотрим по этапам, как теперь нам надо собрать детали.
- Как вы думаете, с чего мы начнём?
- Приклеиваем чёрный большой круг на картон. Клей наносим так, чтобы он не выступал при приклеивании.
- Рассмотрите рисунок № 1. Что надо сделать с маленьким чёрным кругом? Правильно. Это голова нашего жука.
- Кто объяснит, как надо расположить туловище и голову жука относительно друг друга?
- Вы очень наблюдательны!
- Рассмотрите рисунок на слайде.
- Объясните, как из круга получить два крылышка?
- Так мы и сделали бы, если бы крылышки не скрывали в себе маленький сюрприз, о котором я скажу чуть позже. А сейчас я складываю каждую заготовку крылышка пополам.
- Кто хочет выйти ко мне и попробует показать, как должны располагаться крылышки. Помните, что они скрывают пробелы между головой и туловищем.
Молодцы!
- А почему крылышки располагаются именно так? Что делает наша божья коровка?
- А кто попробует показать жука, который будет просто ползать? Кто из вас захочет сделать такую божью коровку?
- Объясните, как надо приклеить получившиеся крылья.
- Проверьте свои предположения, глядя на рисунок № 2 в технологической карте.
Учащиеся с помощью учителя проводят дальнейший анализ поделки по технологической карте.
Предполагаемые ответы:
сначала определим место расположения божьей коровки на листе картона: в центре, в углу…
Дети приклеивают круг на картон.
Предполагаемые ответы:
- сложить круг пополам;
- заготовка головы только касается туловища, и они не заходят друг на друга.
Учащиеся проводят дальнейший анализ поделки по технологической карте.
Предполагаемые ответы:
- надо взять один круг и разрезать пополам
Складывают каждый круг пополам.
Дети моделируют различное расположение крылышек относительно туловища на магнитной доске.
Предполагаемые ответы:
- взлетает с цветка или только что села на травинку и складывает свои крылышки.
Дети выполняют вариативное моделирование.
Предполагаемые ответы:
- сложенные крылышки должны соприкасаться так, чтобы получился круг.
Дети работают по технологической карте.
Регулятивные УУД:
умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
умение проводить первичный анализ предлагаемого изделия.
Коммуникативные УУД:
Умение участвать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Познавательные УУД
понимание заданного вопроса, выстраивание в соответствии с ним ответа в устной форме.
7. Самостоятельная работа - Вы слушали очень внимательно. Кто из вас сможет самостоятельно повторить все этапы?
Сейчас вы будете работать самостоятельно, при необходимости обращайтесь к технологической карте, к одноклассникам или ко мне.
Кто сможет оказать помощь своему товарищу?
- Приступайте к работе. А чтобы вам было веселее, прозвучит песенка, которая так и называется «Божья коровка».
Учащиеся самостоятельно с помощью технологической карты выполняют все рассмотренные этапы по изготовлению поделки.
Дети во время выполнения работы слушают песню. Личностные УУД:
- положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.
Регулятивные УУД
- понимание смысла инструкции учителя и принятие учебной задачи.
Познавательные УУД
–умение осуществлять поиск нужной информации;
приведенной в учебнике и учебных пособиях, под руководством учителя.
8. Физкультминутка Физкультминутка
Мы божьи коровки -
Быстрые и ловкие
По травке сочной мы ползем.
А после в лес гулять пойдем.
В лесу черника и грибы
Устали ноги от ходьбы
И кушать мы давно хотим.
Домой скорее полетим. Дети выполняют физкультминутку и повторяют движения за учителем:
- выполняют прыжки;
- совершают бег на месте;
- выполняют волнообразные движения руками,
- выполняют ходьбу на месте;
- выполняют наклоны;
- гладят животик;
- садятся за парту. 9. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. - Вы справились. Но наша божья коровка ещё не готова. Что ещё нам надо сделать?
- Подскажите, как лучше нам сделать усики и лапки?
Посмотрите на рисунок № 3, пересчитайте количество лапок, обратите внимание на их расположение. Нарисуйте усики и лапки простым карандашом.
А теперь сравните свой набросок и набросок своего соседа. Кто увидел ошибку в своей работе? Кто заметил недочёт в работе своего товарища и помог исправить её?
- Что ещё нужно нашей божьей коровке?
Божью Коровку можно поймать,
Черные точки пересчитать.
Раз, два, три... Не успела!
Божья коровка моя улетела!
- А у нашей божьей коровки сколько точек?
- Сколько маленьких кружочков надо вырезать для спинки?
- Кто напомнит нам, как быстро можно сделать сразу несколько одинаковых по форме и размеру фигур?
Выполните работу…
Сшили обновку божьей Коровке.
Божья Коровка не рада обновке!
Цветом обновка, точно морковка -
Быть, как морковка козявке неловко!
Божья коровка вздохнула уныло:
" Я - не морковка!" и вдруг уронила,
И расплескала на платье чернила...
" Ай да обновка! В горошек! Как мило!"
- Поместите точки на крыльях симметрично, так как мы учились на прошлом занятии.
- Ну а теперь сюрприз от нашей божьей коровки. Это не просто жук – это посланник. Божья коровка передаст на своих крыльях тёплые слова тем, кого вы захотите порадовать. Раскройте крылышки, напишите или нарисуйте своё послание дорогому человеку! Дети слушают учителя и рассматривают слайд.
Предполагаемые ответы:
- давайте их нарисуем
Дети рассматривают рисунок и рисуют лапки и усики.
Работа в парах.
Сравнивают своё изделие с образцом, проводят при необходимости коррекцию работ.
Глаза и точки.
Считают, отвечают.
Учащиеся, используя навыки, полученные на предыдущем занятии, выполняют симметричную аппликацию.
Дети аккуратно записывают на «крылышках» поздравления для близких людей.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться друг с другом, слушать и понимать других.
Регулятивные УУД
умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
умение проводить первичный анализ предлагаемого изделия.
Познавательные УУД:
умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Личностные УУД
положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.
Рефлексивно – оценочный этап
Итог занятия. Рефлексия.
- Вот наша божья коровка готова.
Лапки ступают с завидной сноровкой,
Чёрный горошек и лаковый цвет.
Тот, кто назвал её Божьей коровкой,
Был самый первый на свете поэт.
- Всё ли у вас получилось?
- Давайте перед тем, как ваши божьи коровки полетят с посланиями к вам домой, поместим их на доску.
- Давайте проведём конкурс «Самая-самая».
Чья божья коровка самая весёлая, самая грустная, самая большая, самая маленькая.
Какой жук самый аккуратный, самый сердитый и т.д.
- Как вы работали, чтобы выполнить задание?
- Что вам особенно понравилось, запомнилось на сегодняшнем занятии?
- Кто сможет дома научить младшую сестрёнку или братишку делать такую поделку?
- Вы все сегодня хорошо поработали, скажем, друг другу – СПАСИБО! Учащиеся анализируют получившийся результат, проводят самооценку.
Предполагаемые ответы:
- внимательно, аккуратно, дружно.
Мне понравилось…
Запомнилось…
Я подарю…
Я научу… Личностные УУД:
представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности.
Коммуникативные УУД
существование различных
точек зрения.
2386965-1682115ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
653415171450
Приклеить большой чёрный круг к листу белой бумаги.
Маленький чёрный круг сложить пополам и приклеить к туловищу, как показано на рисунке.

40576576200
Два красных круга сложить пополам – получатся крылья.
Приклеить их за нижние половинки к туловищу, как показано на рисунке.

39624079375
Приклеить глазки, нарисовать усики, лапки. Приклеить точки на крылья.
Божья коровка готова!

Список источников
Интернет-источникиПесня «Божья коровка» - http://gettune.net/?a=music&q=%E4%E5%F2%F1%EA%E0%FF+%EF%E5%F1%E5%ED%EA%E0+%E1%EE%E6%FC%FF+%EA%EE%F0%EE%E2%EA%E0#Стихи и загадки:
http://allforchildren.ru/poetry/insects003.php http://numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-bozhyu-korovku.html http://boja-korovka.ucoz.ru/index/stikhi/0-6Литературные источники
Гре О. Простые поделки из бумаги. Москва: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013г