Творческий проект по технологии Ваза с цветами


МОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа - интернат
Волоконовского района Белгородской области»
Творческий проект по технологии
«Ваза с цветами»

Выполнила:
Мазник Наталья,
ученица 11 класса, Пятницкой школы - интернат: ул. Лермонтова 1 Руководитель:
Давыдова А.В.,
учитель технологии
(обслуживающего труда)
План
1 Обоснование возникшей проблемы и потребности………………………………….
2 Схема обдумывания…………………………………………………………………….
3 Выявление основных параметров и критериев……………………………………….
4 Банк идей…………………………………………………………………………………
5 Теоретические сведения…………………………………………………………………
6 История и современность………………………………………………………………..
7 Эскизная проработка базового варианта изделия………………………………………
8 Требования к изделию…………………………………………………………………….
9 Инструменты и оборудование…………………………………………………………….
10 Материалы………………………………………………………………………………..
11 Техника безопасности…………………………………………………………………….
12 Санитарно-гигиенические требования………………………………………………….
13 Технология изготовления…………………………………………………………………
14 Дизайн спецификация……………………………………………………………………..
15 Контроль качества…………………………………………………………………………
16 Экологическое обоснование……………………………………………………………....
17 Экономический расчёт…………………………………………………………………….
18 Самооценка…………………………………………………………………………………
19 Реклама……………………………………………………………………………………...
20 Библиографический список………………………………………………………………..
21 Рецензия……………………………………………………………………………………..

Обоснование возникшей потребности
Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как когда – то много веков назад и до наших дней вышивали искусные мастерицы. Квартира, в которой мы живём, работаем и отдыхаем, должна быть удобной, уютной и, конечно красивой. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства. Разве нам не знакомы квартиры, обставленные дорогими гарнитурами, которые, тем не менее, производят впечатление скучных и шаблонных. В тоже время часто маленькая, скромно меблированная комната обнаруживает хороший вкус хозяйки. Но для этого необходимо многое сделать своими руками. Увлекаясь рукоделием, можно создать красивый и неповторимый интерьер. Каждое рукотворное произведение должно быть выполнено по заранее продуманному плану, для конкретной цели и в определённом цвете. Надёжным «убежищем» после трудового дня являются диван, кресло. И вот здесь просто необходима, заняться своим любимым делом. Теперь мне потребуется очень много информации по проблеме. В этом мне поможет учебник, книги по вышивке, материалы по цветоведению, художественные открытки. Нужно собирать в « копилку» весь понравившийся материал, рисунки, схемы. Мне нужно подумать. Время - как долго я буду решать эту проблему. Материалы - какие материалы уже имеются в моём распоряжении, и какие можно купить без проблем? У меня есть остатки канвы белого цвета, думаю, что она подойдет мне. Нитки для вышивания необходимых цветов я куплю в магазине. Функции - для выполнения каких функций нужна данная вещь? Конечно для декоративного оформления комнаты в интерьере квартиры. Пожалуй это лучшее решение. Внешний вид - как картина будет выглядеть? Она будет небольшого размера , отделана рамкой под стекло, очень яркой и интересной. Для изготовления картины следует принять во внимание факторы, приведенные в схеме обдумывания.
Схема обдумывания
Чтобы мне было легче работать над проектом, я изложила все вопросы в виде схемы

Схема обдумывания
эскиз
Инструменты и оборудование
материалы
реклама
Проблема и потребность
Техника безопасности
Экологическое обоснование
Технология изготовления
Экономический расчёт
история


Выявление основных параметров и критериев.
- картина должна быть красивой;
- изделие должно сочетаться с предметами интерьера;
- цветовое решение должно соответствовать выбранной модели;
- картина должна быть не дорогой, но качественно изготовленной;
- сочетание цветов в картине должно быть переходящим;
- вышитая картина должна быть согласована по материалу и цвету в интерьере;
- служить цветовым акцентом, пятном, оживляющим и освежающим интерьер.
Банк идей.
Кухонный набор: грелка на чайник и прихватка.
1943100353060Набор с оборками из кружев и накладным карманом на грелке. Оформление- цветная художественная гладь.
Набор салфеток.
2441575409575Набор салфеток, края которых обрамлены кружевом, а в углах - вышивка, выполненная цветной гладью.
Паспорту для фото.
Паспарту, оформленное двухсторонней гладью и заключённое в рамку. Паспорту- это картонная рамка с вырезом в середине для фотографии или рисунка.
2351405180975
Наволочка.
Наволочка с монограммой, выполненной гобеленовым швом. По краю наволочки проходит отделка в виде сборки.
2441575191135
Абажур.
Абажур для настольной лампы, вышитый гладью и обрамлённый тесьмой.
2441575259080
Картина.
2346960327025Картина вышитая швом- крест, обрамлённая в деревянную рамку.
Выбор идеи.
Исследовав все возможные варианты я остановилась на вышивке картины крестиком. Процесс изготовления доступен и позволяет мне использовать приобретённые знания, умения и навыки. Выбор мотива и дизайн осуществляется с учётом назначения интерьера.
Теоретические сведения.
Орнамент в вышивке.
Для выполнения вышивки необходим узор, рисунок. А всякий ли рисунок подходит для этого? Многие любят вышивать цветы, различные растения. И зачастую в качестве рисунков для вышивки используют натуралистические изображения растений, цветов, а также сюжетные картинки, переведённые с репродукций, открыток. Такие «узоры» нельзя назвать художественными, они не отвечают особенностям декоративно- прикладного искусства. И, кроме того, как бы мы ни стремились вышить цветок во всех его деталях, чтобы он получился «как живой», всё равно он таким не получится и изделие не украсит. Лишь в рисунке, выполненном живописными средствами, где наличие света и тени создаёт ему объём, возможно приближение к натуре, но и живописец не стремится бездумно копировать природу. В задачу вышивки не входит добиваться реалистических изображений. Она служит для украшения бытовых изделий и самостоятельного значения не имеет. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке приобретает художественную ценность. При создании рисунка для вышивки художник делает зарисовки с натуры и затем претворяет их в орнамент и различные орнаментальные композиции. Слово «орнамент» в переводе с латинского означает «украшать». Орнаментом украшают, оформляют изделие прикладного искусства, поэтому он является неотъемлемой частью этого изделия и всецело зависит от его формы, назначения и материала, из которого выполняется это изделие. При переработке рисунка в орнамент отбираются основные, характерные черты предмета (например, цветка, птицы). Мотивы животных, птиц, растений рисуют контуром, не стремясь к точной передаче, выделяя лишь главные черты. Плоскостное изображение таких мотивов становится частью узора и органически связывается с поверхностью украшаемого изделия. При создании узоров для вышивки современных изделий художники часто используют мотивы крестьянских вышивок 18- 19 веков, в которых всегда сохраняются принципы орнаментальной композиции. Трактовка в узорах мотивов растительного или животного происхождения зависит от характера орнамента, фактуры ткани, техники выполнения. Так, например, изображение ягод и листьев клубники может быть различным и зависит от того, какими швами оно будет выполнено. Приступая к выполнению изделия, сначала надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, т. е. всё, что входит в понятие композиция. Характер композиции в большей степени определяется ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, чёткости её восприятия. Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называется раппортом. Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например, ковёр) или какая – либо часть его (края салфетки или середина наволочки), отдельные орнаментальные мотивы могут быть разбросаны по поверхности изделия. Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор может строиться на основе симметрии и асимметрии. Такой узор также будет орнаментальным. Для узоров русской вышивки характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной, а также двух или нескольких осей симметрии. Построение композиции может быть основано на принципе равновесия, когда части узора уравновешивают друг друга и становится частью узора. Часто узор строится в замкнутой плоскости, т. е. В плоскости, ограниченной какой – либо геометрической формой. Это может быть скатерть квадратной или прямоугольной формы, панно, шаль в форме треугольника, круглая наволочка на диванную подушку и др. в зависимости от формы изделия и замысла исполнителя форма и расположение узора могут меняться. Так, на скатерти могут быть вышиты углы или середина. Плоскость скатерти или салфетки может быть разделена на квадраты или прямоугольники, а в них располагаться узоры вышивки. Во всех, приведённых ниже узорах, сохранилось сходство с растениями того же названия, но цветы и листья приняли новую, идеальную форму. В них нет изъянов, которые можно встретить в природе: сморщенный или поломанный листочек, отвёрнутый лепесток цветка, поломанная или загущённая веточка. Чтобы рассмотреть такую веточку, надо раздвинуть и выпрямить листочки, удалить какую – то их часть. То же делает и художник, создавая узор для вышивки. Чёткие формы цветов и листьев группируются по- новому и заполняют полосу или плоскость, подчиняясь замыслу художника. В этих узорах цветы, листья и ягоды не мешают друг другу, не находят один на другой. элементы узора располагаются таким образом, что фон изделия между ними равномерно распределяется и становится частью узора. Для вышивки рекомендуется использовать образцы народных узоров и рисунки, созданные художниками. Отдельные части рисунков можно комбинировать по – своему, а ещё интереснее, наблюдая природу, самим придумывать узоры, их расположение на поверхности изделия.
О цвете.
Вышивка тесно связана с цветом. При подборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо познакомиться с основными свойствами, взаимодействием цветов – цветовой гармонией, т. е. Согласованностью в сочетании цветов. За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда. Если пучок света пропустить через трёхгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса – спектр. В природе можно часто наблюдать это сочетание красок в радуге, при прохождении луча солнца через каплю росы. Видимый спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Если цвета спектра в том же порядке расположить в круге, то между сине - фиолетовым и красным будет пурпурный. Цветовой круг можно разделить по диаметру пополам, так, чтобы в одну половину вошли тёплые цвета, а в другую – холодные. Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и насыщенностью. Цветовой тон, это, собственно, цветность – красный, синий, жёлтый и т. д. По цветовому тону отличают один цвет от другого. Яркость- степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые будут цвета, близкие к белому. Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Например, синий цвет считается насыщенным, если его нельзя сделать более синим.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. К хроматическим относят все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков этих цветов. Их называют тональными. К ахроматическим цветам относят белый, серый и чёрный. Это бесцветные, неокрашенные цвета. Их называют нейтральными. Ахроматические цвета насыщенности не имеют. Они не имеют и цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий цвет - белый. Чёрный цвет яркости не имеет. Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными. Если провести диаметр через середин красного цвета, то он пересечёт голубо – зелёный цвет, который в цветовом круге находится почти напротив красного, и т. д. Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то они как бы гасят друг друга, получается сероватый малонасыщенный цвет. При расположении рядом дополнительные цвета взаимно усиливают насыщенность цвета. Учитывая это свойство дополнительных цветов, не рекомендуется брать их в равных пропорциях: один из них должен служить основным, а другой дополнительным (для отделки). Любые цвета при расположении рядом влияют друг на друга и могут производить различное впечатление. Всякий цвет в окружении более тёмных цветов кажется светлее, а в окружении более светлых – темнее. Гармоничные сочетания цветов можно получить из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в пределах одной четвёртой части цветового круга, например, сочетание жёлтого с жёлто – зелёным. Красивы и оригинальны сочетания, составленные из трёх контрастных цветов (или их оттенков). эти цвета лежат на вершинах равностороннего или равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг. Хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с чёрным, чёрный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом. При этом хроматические тёплые цвета выигрывают рядом с тёмными ахроматическими, а холодные – со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета гармонируют с чёрным или белым, а малонасыщенные – с различными оттенками серого цвета. Во всех случаях на сочетание цветов большое влияние оказывает преобладание того или иного цвета. При выборе цвета надо помнить ещё об одном его свойстве. Он может зрительно видоизменять форму и величину предмета. Если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, то возникает иллюзия, будто красные пятна расположены ближе к зрителю, чем синие. Светлые и тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Это свойство цветов можно использовать для того, чтобы выделить определённую часть одежды, сгладить резкость очертаний. Изделия, которые смотрятся на большом расстоянии, можно вышивать нитками насыщенных контрастных цветов. Выбор цвета и ниток для вышивки, сочетание их цветов зависят от назначения вещи, расположения узора, величины. Как правило, фону (цвету ткани) отводится дополнительное место, а узору главное. Поэтому фон не должен выделяться, быть ярче орнамента. Цветовое решение узора зависит также от техники выполнения.
Подготовка к вышивке.
Прежде чем приступить к вышивке, ткань выравнивают по основе и утку, намечают на ней расположение узора, затем переводят узор. После этого ткань запяливают. Для того, чтобы выровнять края ткани, надо выдернуть крайнюю нить и по её следу отрезать лишнюю ткань. Ширину и длину изделия намечают таким же образом. Если узор геометрический, а ткань имеет чёткое переплетение нитей, то его можно выполнить по счёту нитей ткани.
Подготовка ткани
После окончания вышивки работу обычно стирают, но некоторые ткани могут «сесть», поэтому основу вышивки хорошо бы постирать и погладить еще до начала вышивания.
-9144078740В процессе работы края материала могут начать осыпаться, поэтому их надо предварительно обработать. Существует множество вариантов: обметать швейной машинкой, промазать клеем, закрепить скотчем, наконец, подшить в подгибку.
Если вы собираетесь вышивать по выдергивающейся канве, то канву и основу прогладьте и совместите слои, избегая натяжения и сморщивания, скрепите слои, сметав по краям.
Новичкам советуют начинать вышивать от центра. Чтобы его найти сложите ткань для вышивания по вертикали пополам, сделайте то же самое, сложив ткань по горизонтали, и заутюжьте найденный центр. Пометьте его.
Подготовка мулине
Из всей коллекции ниток для вышивания отделите те, которые будут использоваться в данной работе. Положите их в конвертики или пакетики, подпишите номер ниток и соответствующий им символ. В процессе работы обрезки ниток кладите в соответствующие пакетики. Большую помощь в работе могут оказать сортировщики и держатели мулине, которые помогут рассортировать оттенки и быстро находить нужный цвет.
Подготовка схемы
По возможности снимите копию со схемы — процесс вышивания довольно длительный и за это время схема может порваться, испачкаться, потеряться, наконец, а так у вас всегда будет резервная копия. Если снять копию со схемы не получается (нет цветного ксерокса или она защищена от копирования), то положите ее в прозрачный файл, а места сгибов, во избежание протираний, проклейте прозрачным скотчем.
Уменьшение или увеличение рисунка
4425315252095Если размер вышиваемого вами изделия больше или меньше понравившегося Вам рисунка, его приходится увеличивать или уменьшать. Сделать это можно следующим образом. Нужный рисунок расчерчивают на равные квадраты. Чем меньше квадраты, тем точнее будет получен узор для вышивки. Затем на чистом листе бумаги вычерчивают то же количество квадратов, но уже уменьшенное или увеличенное в нужное число раз. В полученные клетки переносят линии соответствующих клеток оригинала. При аккуратной работе получается точная копия рисунка. Очень важно при этом приеме увеличения или уменьшения рисунка вычерчивать точные квадраты-клеточки, иначе контуры рисунка узора будут искажены.
Вышивание
Как вышивать и во сколько нитей
Если на ткани уже нанесен цветной рисунок, то вам остается только зашивать разноцветные квадратики ниткой, соответствующего цвета. Вышивание по символьной схеме несколько сложней: к каждой схеме имеется расшифровка - какой цвет ниток соответствует каждому символу. Теперь посмотрите на канву — она вся разделена на клеточки или имеется четкое равномерное переплетение нитей, которое тоже можно представить в виде квадратиков, в каждый из которых следует «вставить» только один крестик. Таким образом, вам надо выбрать какой-то символ на схеме, вставить в иголку соответствующий ему цвет нити и вышивать одним цветом, переходя от одного крестика к другому. Часто, уже вышитые места на схеме, вышивальщицы зачеркивают карандашом или фломастером, что помогает им лучше ориентироваться на схеме.
Моток мулине представляет собой пасму (обычно ее длина 8 или же 20 м, но может и варьироваться в зависимости от производителя и типа), состоящую из 6 отдельных нитей. Крестики вышивают в несколько ниток, количество сложений может быть разным.
Направление вышивания
Обычно в руководствах советуют вышивать от центра, направление вышивания будет «расходящимся», снежинкой. Как показывает практика, многие предпочитают вышивать с одного из углов, двигаясь по кругу. Это тоже правильно.
Окончание работы
Перед стиркой критически посмотрите на свою работу. Перекосилась вышивка или нет? Она все еще прямоугольная или углы, словно поссорившись, отворачиваются друг от друга? Если да, то после стирки придется форму вышивки восстанавливать.
Стирка
Большие работы вышиваются довольно долго и, несмотря на все усилия, вышивка оказывается грязной. Ее надо постирать руками, это позволит освежить картинку, и крестики расправятся. Если во время стирки мулине вдруг начало линять, то вышивку надо прополоскать до полного исчезновения цветных подтеков. Аккуратно отожмите вышивку, можно через полотенце, и повесьте сушиться. Когда она почти высохнет и будет только слегка влажной, переходите к глажению работы. Чистенькая, почти высохшая вышивка должна восстановить свою форму.
Глажение
Готовую вышивку утюжат с изнаночной стороны через влажную ткань. Свободные от вышивки участки полотна при необходимости можно дополнительно прогладить с лицевой стороны. Чтобы вышивка оставалась рельефной, утюжить следует на мягкой подложке. При выборе оптимальной температуры утюжки, которая зависит от состава используемых материалов и для вышивальной нити и полотна может быть различной, ориентироваться следует на меньшую температуру. Чтобы вышивка была жесткой, ее можно подкрахмалить, например, специальным крахмалом из баллончика.
Крепеж нити
   При вышивании никогда не делают узелков. Начиная вышивать, нитку можно закрепить 2 способами: нитку проводят под стежками, чтобы спрятать кончик (этот способ применяют и в конце вышивания). Второй способ используется, когда вышивают в четное число нитей. Нитку складывают вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок. Не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают ее, вкалывая иглу в ткань. Место закрепления остается совсем незаметным.
  
Иные рукодельницы, относящиеся к своим работам очень серьезно, начинают и заканчивают нитки под крестиками. Так получается очень аккуратная изнанка, но времени, увы, потребуется гораздо больше.
Хлопковую нитку для работы обычно берут длиной по локоть, металлическую — короче из-за их постоянного спутывания.
Основные виды швов
Шов крестом по горизонтали
Рисунок 1,2

рис. 1,2
Основные стежки основного ряда проходят слева снизу направо вверх (А - начало); покрывающие стежки выполняются в обратном ряду справа снизу налево вверх; всегда на 2*2 нити ткани.
Рисунок 3

рис. 3
Переход к следующему, такому же по длине, ряду стежков выполняется, пропустив двойное число нитей ткани по вертикали вниз.

рис. 4,5
Рисунок 4,5
Показывает смещенное начало ряда на один стежок наружу или внутрь: иглу вводят от последнего покрывающего стежка наискось влево или вправо вниз на двойное число нитей ткани.

рис. 6
Рисунок 6
Выполнение вышивки при наличии незаполненных участков: при смене цвета или отсутствии рисунка пропускаются максимум 3 стежка.
рис. 7,8

Рисунок 7,8
Малое количество стежков выполняется слева направо или справа налево. Прежде чем перейти к другому участку мотива, необходимо полностью вышить этот участок.
Шов крестом по диагонали и вертикали


рис. 9,10
Рисунок 9,10
Стежки выполняются сверху по диагонали вниз налево или направо.
Каждый стежок выполняется полностью.

рис. 11,12

Рисунок 11,12
При выполнении ряда стежков по вертикали сверху вниз или снизу вверх каждый стежок выполняется полностью.
В идеале на изнанке должны получиться строго горизонтальные или вертикальные ряды. К сожалению, на практике добиться такого довольно сложно, ведь часто приходится делать протяжки, не способствующие очень аккуратному виду сзади. Чтобы этого добиться, делают протяжки на лицевой стороне под крестиками, но обычно такая щепетильность бывает уместна на изделиях, которые часто показывают изнанку (салфетки, полотенца, подстаканники), в картинах же излишняя аккуратность необязательна.
История вышивки.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством. Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы. Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -"репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д. Все эти сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода. Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений. Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины). По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных : ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов. В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера. К старинным русским швам относятся : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей. Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью. Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом.
Счётные швы.
Счётные швы относятся к наиболее древним и распространённым швам русской вышивки. Это – крест, набор, роспись, козлик, счётная гладь и т. д. Вышивка этими швами имеет повсеместное распространение, особенно она характерна для Архангельской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской, Смоленской областей. Крест появился позже шва роспись, приблизительно во второй половине 14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов. Для выполнения его использовали узоры шва роспись и строчевые вышивки. Шов крест выполняется быстрее, чем шов роспись и привлекает своей плотной, зернистой фактурой и яркой декоративностью. Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Рязанской и Тамбовской областях. Трудно найти вышивальщицу, которая не знала бы вышивки простым крестом, но не все знают, что есть двойной крест, двусторонний и односторонний, а в Тамбовской области вышивают двусторонним крестом, обрамлённым четырьмя стежками, это – тамбовский крест. Счётные швы называют счётными потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани. Стежки вышивки ровно ложатся на поверхность ткани. Для выполнения счётных вышивок лучше брать ткань плотного переплетения, так как у неё хорошо видна структура. Швы крест, роспись, счётную гладь можно вышивать и по переведённому рисунку на плотных тканях, на тканях с нечёткой структурой.
Счётная вышивка с успехом применяется для оформления предметов одежды, салфеток, занавесок, диванных подушек, панно и других изделий. Выполнение счётной вышивки способствует развитию глазомера, но она требует особой внимательности. Если нити ткани будут отсчитываться неверно, то стежки получатся разной величины и в результате рисунок исказится и работа приобретёт неряшливый вид. Вышивка с изнаночной стороны должна так же красиво, аккуратно выглядеть, как и с лицевой.Шов крест простой.
Этот шов прост в выполнении. Он представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины. Выполняют крест в такой последовательности: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево. От первого стежка ко второму рабочая нитка проходит по изнаночной стороне по вертикали сверху вниз. Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние) стежки, затем все вторые (верхние).Таким образом, все верхние стежки должны иметь одно направление. При вышивании сложного узора необходимо также соблюдать основные правила выполнения шва. Так, в мотиве ромба, где крестики расположены по диагонали, выполняют нижний стежок в первом крестике, верхний - во втором, нижний – в третьем и так далее по всему узору. Продвигаясь в обратном направлении, перекрывают нижние стежки крестиков и подводят иглу с ниткой под верхние стежки.
Требования к изделию.
- картина должна быть красивой;
- изделие должно сочетаться с предметами интерьера;
- цветовое решение должно соответствовать выбранной модели;
- картина должна быть не дорогой, но качественно изготовленной;
- сочетание цветов в картине должно быть переходящим;
- вышитая картина должна быть согласована по материалу и цвету в интерьере;
- служить цветовым акцентом, пятном, оживляющим и освежающим интерьер.
Инструменты для вышивания
Инвентарь вышивальщицы очень несложен. Для вышивания вручную необходимы очень несложные инструменты:
1206587630 HYPERLINK "http://school76.yar.ru/site/menu/work/domovodstvo/igly.htm"
иглы HYPERLINK "http://school76.yar.ru/site/menu/work/domovodstvo/napers.htm"
наперсток HYPERLINK "http://school76.yar.ru/site/menu/work/domovodstvo/nogn.htm"
ножницы HYPERLINK "http://school76.yar.ru/site/menu/work/domovodstvo/pyaltcy.htm"
пяльцы
Иглы
В зависимости от вида ткани для ручной вышивки применяются разные виды игл. Иглы для вышивания по редким тканям (редина, художественный холст, рогожка и др.) можно применять специальные для штопки и вышивальные № 1 и 2. Они средней длины с большими ушками. Считать и отделять нити ткани такими иглами очень удобно. Для вышивания на тонких тканях (маркизет, шелковое полотно, батист) лучше использовать тонкие иглы, так как толстые в местах проколов будут оставлять отверстия.
Наперсток
Наперсток применяется только при ручном вышивании для проталкивания иглы через ткань. Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от проколов иглой, помогает делать твердые и четкие проколы ткани. Наперсток может быть металлический или пластмассовый, но обязательно должен быть подобран по размеру пальца (не сдавливать и не спадать с него).
Ножницы
-527685140970Должны быть маленького размера с загнутыми концами. Они служат для отрезания рабочей нити от вышиваемого изделия. Необходимы также большие ножницы с прямыми концами для обработки края изделия, разрезания ткани, мотков ниток.
Пяльцы
Большинство рукодельных работ делают в пяльцах. Они значительно облегчают работу и улучшают ее качество. Основное назначение пяльцев - держать материал в натянутом состоянии. Они могут быть круглыми и квадратными. Первые обычно употребляются для мелких работ и для right56515вышивки на машине, вторые – для больших. Круглые пяльцы состоят из двух обручей - большего и меньшего (меньший должен свободно входить в больший). Натянуть материал на круглые пяльцы просто. На меньшее кольцо кладут материал для вышивания. Потом сверху накладывают большое кольцо, нажимают, и ткань натянута. При запяливании ткани в круглые пяльцы надо следить за тем, чтобы материал натянулся туго, для этого меньшее кольцо рекомендуется обертывать узкой полоской марли или мягкой ткани. Хорошо иметь несколько пялец разных диаметров. В настоящее время в продаже есть деревянные, металлические и пластмассовые пяльцы. Однако лучшими считаются деревянные, т. к. металлические пяльцы тяжелы, их гладкая поверхность скользит при упоре (закреплении) и на ткани после запяливания остаются темные круги, а пластмассовые непрочны.
Материалы.
Канва белого цвета размером с альбомный лист.
Нитки вышивальные мулине, условные обозначения и цвета указаны в таблице:
55753056515
Техника безопасности.
При работе ножницами, иголками и булавками:
Шить с наперстком.
Хранить иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке), не оставлять их на рабочем месте, запрещается иголки, булавки брать в рот.
Запрещается шить ржавой иголкой.
Прикреплять выкройки и ткани острыми концами булавок в направлении от работающего.
Сломанную иглу не бросать, а класть в специальную коробку.
Передовая ножниц, держать их за сомкнутые лезвия.
Хранить ножницы в определённом месте (коробке).
Класть их сомкнутыми лезвиями, направленными от работающего.
Ножницы должны быть хорошо отрегулированы.
Санитарно-гигиенические требования.
Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
Голову слегка наклонить вперёд.
Нельзя опираться грудью о стол.
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
При работе не следует ставить локти на стол.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса ( из слегка согнутого в выпрямленное и обратно).
Рабочее место вышивальщицы.
Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда. Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробке, а листы кальки с узорами – в папке. Надо следить за положение корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть несколько наклонён вперёд. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку. Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая – сверху пялец. При вышивании на редких тканях и строчевой сетке правой рукой проводят рукой проводят иглу на изнаночную сторону вышивки, вкалывая её острым концом. Левой рукой берут иглу за острых конец, выводя на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой. Выполняя вышивку на плотных тканях, иглу с изнаночной стороны на лицевую выводят острым концом.
Технология изготовления
Начертить на ткани (канве) контуры рамки и место расположение вышивки;
Заправить ткань (канву) в пяльцы;
Выполнить вышивку согласно схеме;
Постирать готовую вышивку;
Проутюжить;
Вставить готовую работу в рамку.
Дизайн-спецификация
Что? (Картина вышитая крестом);
Для кого? (На память школе в кабинет Технологии);
Из чего? (канва, нитки вышивальные мулине);
Какое? (яркая картина размером с альбомный лист, обрамлённая в рамку);
Где? (для украшения интерьера и стен);
Чем? (игла, пяльца, ножницы, напёрсток);
Как? (техника вышивки крестом);
Сколько? (405 рублей).
Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
- изделие должно сочетаться с предметами интерьера;
- цветовое решение должно соответствовать выбранной модели;
- картина должна быть не дорогой, но качественно изготовленной;
- сочетание цветов в картине должно быть переходящим;
- вышитая картина должна быть согласована по материалу и цвету в интерьере;
- служить цветовым акцентом, пятном, оживляющим и освежающим интерьер.
Экологическое обоснование.
Технология изготовления моего изделия не оказывает никакого плохого влияния на окружающую среду, так как изготовлена из натуральных тканей, таких как лён и хлопок.
Для вышивки использовались нити мулине изготовленные из натуральных волокон. Для здоровья человека в целом никакого отрицательного влияния изделие не оказывает, а при изготовлении необходимо выполнять строго санитарно - гигиенические требования, обязательно следить за осанкой и делать перерывы для отдыха глаз..Экономическое обоснование
Себестоимость:
С1+С2+С3+…..Роп (расходы на оплату труда)+Ао (амортизационные отчисления)
Затраты Стоимость за единицу в рублях Количество Общая стоимость
1.Стоимость материалов (С1)
а) канва
б) нитки мулине
в) рамка 240
15
60 40*30
20
1 70
300
60
2.Стоимость коммунальных услуг (С2)
Электроэнергия 1,72 36 61,92
Так как мы не приобретали оборудование, а лишь его использовали, то мы взяли амортизационные отчисления (Ао), которые составляют 0,05% от стоимости инструментов и станков.
ИТОГО 70+300+60+61,92+0,05=491,97 рублей
Реклама.
Если бы мне пришлось продавать свое или подобное изделие, то я бы сделала ему такую рекламу
Самооценка.
Передо мной стояла трудная задача: из всего разнообразия изделий, выполненных с помощью вышивки крестиком, мне надо было выбрать только одну. И я становилась на картине. Ее можно использовать у себя дома в качестве украшения, а можно подарить близкому человеку. Это будет очень приятно, ведь подарок выполнен своими руками и с душой.
Библиографический список.
1 Вышивка крестом. Энциклопедия. Гордон Д. Издательство «Арт. Родник» 2006 год.
2 Вышивка крестом от А. до Я. Издательский дом «Ниола» 21 век. 2005 год.
3 Д. Чотти. Вышивка крестом Издательство Ниола- Пресс 2007 год.
4 Чернова Алла. Искусство вышивки крестом Издательство «Город мастеров» 2007 год.

Рецензия
Творческий проект по теме «Картина вышитая крестиком» выполненный ученицей 11 класса Мазник Натальей, очень актуален в наши дни.
Содержание проекта представлено в развёрнутом виде, подробно описана технология изготовления изделия, которой предшествует общие описания основных приёмов вышивания крестиком, материалов и принадлежностей. Очень подробно описана история и современность.
Название проекта соответствует его смыслу и содержанию. Наташа применила в практике индивидуальный подход в изготовлении картины, использовав цвета по своему видению, не побоялась испортить изделие.
Очень хорошо в проекте преследуется большая работа с дополнительной литературой, Интернетом.
Пояснительная записка оформлена в соответствии с требованиями по содержанию. Она включает титульный лист, оглавление. Обоснование включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрывает возможности их использования на практике.
В главах основной части рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по работе. Грамотно разработан банк идей и предложений по решению проблемы. Чётко прорисован эскиз экспозиции и очень хорошо выполнен в натуральную величину.
В экономической части представлен полный расчёт затрат на изготовления проектируемого изделия.
Грамотно представлена реклама и экологическая оценка.
Картина вышитая крестиком, разработанная в данном проекте, является прекрасным украшением современного интерьера в доме, на даче.
Такое изделие, выполненное своими руками, принесёт удовольствие от проделанной работы, как самому изготовителю, так и другим людям, а так же будет являться прекрасным образцом выполнения некоторых других изделий в нашей школе.